Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании 16.02.2015 в помещении суда апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2014 года по делу N А65-19567/2014 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технопарк Стройконструкции" (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735) г. Казань,
к инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань,
третье лицо: Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан,
о признании незаконными решений об отказе в привлечении к налоговой ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Технопарк Стройконструкции" (далее- заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 25.02.2014 N 6929, N 6930 об отказе в привлечении к налоговой ответственности (т. 1, л.д. 3-7).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.12.2014 заявление удовлетворено частично (т. 2, л.д. 27-31).
Решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани N 6929 от 25.02.2014 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 238220 руб., как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани N 6930 от 25.02.2014 года, недействительным в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 1 151 027, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
На инспекцию Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Технопарк Стройконструкции".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 01.12.2014 отменить в удовлетворенной части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме (т. 2, л.д. 38-40).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2011 год, 2012 год.
По результатам налоговых проверок составлены акты от 17.01.2014 N 24731 и от 17.01.2014 N 24749.
Рассмотрев акты проверок и возражения заявителя, ответчиком вынесены решения от 25.02.2014 N 6929 и от 25.02.2014 N 6930 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Общество, не согласившись с указанными решениями налогового органа, в порядке, предусмотренном статьями 101.2, 137, 139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан с апелляционными жалобами, по результатам рассмотрения которой руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение от 12.05.2014 N 2.14-0-18/011216@ об оставлении оспариваемых решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решениями налогового органа и управления, обратился с заявлением в арбитражный суд о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление частично, правильно применил нормы материального права и при этом обоснованно исходил из следующего.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 и 2012 годы применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: N 16:50:310301:43 в размере 431 920 004 руб.; N 16:50:310301:44 в размере 85 915 227 руб.; N 16:50:310301:46 в размере 28 603 533 руб.; N 16:50:310301:47 в размере 96 295 877 руб.; N 16:50:310301:48 в размере 78 514 407 руб.
В представленных налогоплательщиком уточненных налоговых декларациях по земельному налогу за 2011, 2012 годы, указана кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 16:50:310301:43-74 879 000 руб., 16:50:310301:44-14 804 000 руб., 16:50:310301:46-6 321 000 руб., 16:50:310301:47-16 146 000 руб., 16:50:310301:48-13 861 000 руб., указав ее равной кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год, то есть в размере 693062 руб., установленной п. 2 решения Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 (ред. N 14-4 от 03.03.2011) "О земельном налоге".
Между тем, налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год и налогоплательщиком за 2012 год не принято во внимание следующее.
Согласно пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд первой инстанции, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ правомерно счел, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлением ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 по делу N А65-19393/2012.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, налогоплательщиком, при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год обоснованно применена кадастровая стоимость земельного участка за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год, в соответствии с Решением Казанской городской Думы г. Казани N 2-3 от 29.11.2005 г. "О земельном налоге" по земельным участкам: N 16:50:310301:43; N 16:50:310301:44; N 16:50:310301:47; N 16:50:310301:48, а по земельному участку N 16:50:310301:46 занижена ставка налога и применена - 0,55%, тогда как необходимо было применить в размере-0,6%.
сумма, подлежащая
Следовательно, земельный налог к уплате за 2011 год по вышеуказанным земельным участкам должен составить 3 742 954 руб. (в соответствии с представленным расчетом земельного налога).
С учетом перерасчета, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 3742954 руб., а не 3981171 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 693062 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 3049892 руб., а не в сумме 3288109 руб., как указано в оспариваемом решении.
Таким образом, решение инспекции от 25.02.2014 N 6929 в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 238220 рублей, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2012 по делу N А65-10228/2012 установлена кадастровая стоимость с кадастровым номером 16:50:310301:46, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 6 321 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310301:48, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 13 861 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310301:44, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 14 804 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310301:47, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 16 146 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310301:43, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 74 879 000 руб.
Решение суда по делу N А65-10228/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2012 внесена в кадастр 14.09.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.09.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Итоговая
Кадастровая
стоимость за год.
сумма, подлежащая уплате в бюджет,
январь - август
Сентябрь - декабрь
Следовательно, земельный налог к уплате за 2012 год по вышеуказанным земельным участкам должен составить 3199890 руб. (в соответствии с представленным расчетом земельного налога).
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанному участку, земельный налог к уплате за 2012 год должен составить 3199890 руб., а не 3657855 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2012 год в сумме 693062 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 2506828 руб., а не в сумме 3657855 руб., как указано в оспариваемом решении.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что решение инспекции от 25.02.2014 N 6930 в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 1151027 рублей, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя подлежит удовлетворению, является правильным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно усмотрел правовые основания для частичного удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 01.12.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением заявителя жалобы от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2014 года по делу N А65-19567/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2015 N 11АП-892/2015 ПО ДЕЛУ N А65-19567/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N А65-19567/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании 16.02.2015 в помещении суда апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2014 года по делу N А65-19567/2014 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технопарк Стройконструкции" (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735) г. Казань,
к инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань,
третье лицо: Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан,
о признании незаконными решений об отказе в привлечении к налоговой ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Технопарк Стройконструкции" (далее- заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 25.02.2014 N 6929, N 6930 об отказе в привлечении к налоговой ответственности (т. 1, л.д. 3-7).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.12.2014 заявление удовлетворено частично (т. 2, л.д. 27-31).
Решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани N 6929 от 25.02.2014 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 238220 руб., как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани N 6930 от 25.02.2014 года, недействительным в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 1 151 027, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
На инспекцию Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Технопарк Стройконструкции".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 01.12.2014 отменить в удовлетворенной части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме (т. 2, л.д. 38-40).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2011 год, 2012 год.
По результатам налоговых проверок составлены акты от 17.01.2014 N 24731 и от 17.01.2014 N 24749.
Рассмотрев акты проверок и возражения заявителя, ответчиком вынесены решения от 25.02.2014 N 6929 и от 25.02.2014 N 6930 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Общество, не согласившись с указанными решениями налогового органа, в порядке, предусмотренном статьями 101.2, 137, 139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан с апелляционными жалобами, по результатам рассмотрения которой руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение от 12.05.2014 N 2.14-0-18/011216@ об оставлении оспариваемых решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решениями налогового органа и управления, обратился с заявлением в арбитражный суд о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление частично, правильно применил нормы материального права и при этом обоснованно исходил из следующего.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 и 2012 годы применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: N 16:50:310301:43 в размере 431 920 004 руб.; N 16:50:310301:44 в размере 85 915 227 руб.; N 16:50:310301:46 в размере 28 603 533 руб.; N 16:50:310301:47 в размере 96 295 877 руб.; N 16:50:310301:48 в размере 78 514 407 руб.
В представленных налогоплательщиком уточненных налоговых декларациях по земельному налогу за 2011, 2012 годы, указана кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 16:50:310301:43-74 879 000 руб., 16:50:310301:44-14 804 000 руб., 16:50:310301:46-6 321 000 руб., 16:50:310301:47-16 146 000 руб., 16:50:310301:48-13 861 000 руб., указав ее равной кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год, то есть в размере 693062 руб., установленной п. 2 решения Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 (ред. N 14-4 от 03.03.2011) "О земельном налоге".
Между тем, налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год и налогоплательщиком за 2012 год не принято во внимание следующее.
Согласно пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд первой инстанции, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ правомерно счел, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлением ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 по делу N А65-19393/2012.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, налогоплательщиком, при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год обоснованно применена кадастровая стоимость земельного участка за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год, в соответствии с Решением Казанской городской Думы г. Казани N 2-3 от 29.11.2005 г. "О земельном налоге" по земельным участкам: N 16:50:310301:43; N 16:50:310301:44; N 16:50:310301:47; N 16:50:310301:48, а по земельному участку N 16:50:310301:46 занижена ставка налога и применена - 0,55%, тогда как необходимо было применить в размере-0,6%.
сумма, подлежащая
\pard\plain\qc\fs1\brdrb\brdrw30\brdrs
Следовательно, земельный налог к уплате за 2011 год по вышеуказанным земельным участкам должен составить 3 742 954 руб. (в соответствии с представленным расчетом земельного налога).
С учетом перерасчета, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 3742954 руб., а не 3981171 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 693062 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 3049892 руб., а не в сумме 3288109 руб., как указано в оспариваемом решении.
Таким образом, решение инспекции от 25.02.2014 N 6929 в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 238220 рублей, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2012 по делу N А65-10228/2012 установлена кадастровая стоимость с кадастровым номером 16:50:310301:46, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 6 321 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310301:48, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 13 861 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310301:44, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 14 804 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310301:47, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 16 146 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310301:43, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, д. 21, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 74 879 000 руб.
Решение суда по делу N А65-10228/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2012 внесена в кадастр 14.09.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.09.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Итоговая
Кадастровая
стоимость за год.
сумма, подлежащая уплате в бюджет,
январь - август
Сентябрь - декабрь
\pard\plain\qc\fs1\brdrb\brdrw30\brdrs
Следовательно, земельный налог к уплате за 2012 год по вышеуказанным земельным участкам должен составить 3199890 руб. (в соответствии с представленным расчетом земельного налога).
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанному участку, земельный налог к уплате за 2012 год должен составить 3199890 руб., а не 3657855 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2012 год в сумме 693062 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 2506828 руб., а не в сумме 3657855 руб., как указано в оспариваемом решении.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что решение инспекции от 25.02.2014 N 6930 в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 1151027 рублей, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя подлежит удовлетворению, является правильным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно усмотрел правовые основания для частичного удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 01.12.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением заявителя жалобы от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2014 года по делу N А65-19567/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)