Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-44640/2013
по заявлению Индивидуального предпринимателя Елкина Михаила Вячеславовича (ИНН 666600106460, ОГРНИП 304661221800100)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291)
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Желтова Е.В., представитель по доверенности от 25.11.2013, паспорт;
- от заинтересованного лица - Долматова Е.М., представитель по доверенности N 4 от 15.04.2013, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Елкин Михаил Вячеславович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7509 от 25.06.2013.
Заинтересованным лицом представлен отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной Индивидуальным предпринимателем Елкиным Михаилом Вячеславовичем 25.01.2013, по результатам которой составлен акт N 34054 от 15.05.2013 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7509 от 25.06.2013.
Указанным решением заявителю произведено доначисление по земельному налогу в сумме 202102 руб. 00 коп., в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 2365 руб. 31 коп., в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 14181 руб. 80 коп.
Индивидуальный предприниматель Елкин Михаил Вячеславович, не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области N 7509 от 25.06.2013 обжаловал его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Свердловской области. Решением Управления N 976/13 от 16.08.2013 решение инспекции изменено путем перерасчета доначисленной суммы земельного налога, а также суммы пени и штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации с 16.11.2012 учитывая пункт 1 настоящего решения. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с позицией налоговых органов, Индивидуальный предприниматель Елкин Михаил Вячеславович обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как видно из оспариваемого решения, основанием для доначисления земельного налога послужил вывод о неверном исчислении в налоговой декларации за 2012 год суммы налога в результате занижения налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205005:6 (при этом предприниматель при расчете налога за 2012 год руководствовался решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2012 по делу N А60-26765/2012, согласно которому кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка установлена равной рыночной стоимости), а также вывод о том, что индивидуальным предпринимателем неправомерно применена ставка налога 0,85% в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204016:10.
Доначисляя налог, инспекция посчитала, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205005:6 при исчислении земельного налога за 2012 год определяется по состоянию на 01.01.2012 в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Управление ФНС России по Свердловской области в решении N 976/13 от 16.08.2013 изменило решение инспекции путем перерасчета доначисленной суммы земельного налога и пеней, посчитав, что предпринимателю необходимо до 15.11.2012 применять кадастровую стоимость земельного участка, определенную Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", а с 16.11.2012 - стоимость земельного участка признанной равной рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2012 по делу N А60-26765/2012.
При разрешении вопроса об обоснованности доначисления земельного налога и пеней, привлечения к налоговой ответственности, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Согласно ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами N 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, при их несогласии - в судебном порядке. Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в судебном порядке.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, при исчислении земельного налога за 2012 год по вышеназванному земельному участку налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2012 по делу N А60-26765/2012.
Однако учитывая, что действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его кадастровой стоимости на определенную дату не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (постановление Президиума ФАС Уральского округа от 13.03.2013 N Ф09-3710/12).
Из вышеизложенной правовой позиции следует вывод о возможности применения рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда, с момента вступления в силу этого судебного акта.
В отношении спорного земельного участка, решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26765/2012 о признании кадастровой стоимости равной рыночной принято 15.10.2012, вступило в законную силу 16.11.2012, следовательно, для целей исчисления земельного налога установленная указанным решением рыночная стоимость может применяться с 16.11.2012.
Таким образом, для определения суммы земельного налога за 2012 год предпринимателю необходимо применять до 15.11.2012 кадастровую стоимость земельного участка, определенную Постановлением от 07.06.2011 N 695-ПП, а с 16.11.2012 стоимость земельного участка признанной равной рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2012 по делу N А60-26765/2012.
В части применения ставки земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0204016:10 в размере 1,3% суд отмечает следующее.
Как следует из материалов дела, предприниматель считает, что для расчета земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0204016:10 он вправе применить ставку налога 0,85%.
Из оспариваемого решения инспекцией установлено, что по данному участку должна быть применена ставка земельного налога в размере 1,3% - "земли населенных пунктов под производственными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, энергетики, связи, радиовещания".
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в сведения государственного кадастра недвижимости.
Для расчета суммы земельного налога для участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", Решением Екатеринбургской городской думы от 22.11.2005 N 14/3 (с учетом изменений) установлены ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории земель.
Пунктом 21 Приложения 1 вышеуказанного Решения установлена ставка земельного налога в размере 1,3% для земельных участков под производственными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности, для обеспечения космической деятельности, под объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными, автогазозаправочными и газонаполнительными станциями, объектами по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, мотоциклов, автостоянками), а также земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов, за исключением земельных участков, указанных в п. 25, и доли в праве на земельный участок, приходящиеся на указанные объекты.
Пунктом 10 Приложения 1 вышеуказанного Решения установлена ставка земельного налога в размере 0,85% для земельных участков под объектами торговли, объектами организации общественного питания, газонаполнительными станциями, станциями по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, мотоциклов, аптеками, оптиками, досугово-развлекательными заведениями, кинотеатрами, а также земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов, и доли в праве на земельный участок, приходящиеся на указанные объекты.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка может производиться собственником земельного участка путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (ч. 3 ст. 20, п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального, закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Так как в рассматриваемом случае сведения об изменении вида разрешенного использования земель не внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления налогоплательщика (собственника) о государственном учете изменений объекта недвижимости и свидетельства с государственной регистрации права, то у предпринимателя не возникло право применения ставки 0,85% по спорному земельному участку.
Кроме того, следует отметить, что ставки земельного налога на основании Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 установлены зависимости от вида разрешенного использования земельного участка категории земли, а не от категории объекта расположенного на этом участке.
В отношении штрафных санкций суд полагает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафов неправомерно.
На основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Основанием для наложения штрафа послужил вывод налогового органа, о том, что Индивидуальным предпринимателем Елкиным Михаилом Вячеславовичем допущено занижение налоговой базы в результате неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, кроме названных в пп. 1 - 3 указанной статьи, могут быть признаны судом, рассматривающим дело.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Применяя ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить в результате каких действий (бездействия) налогоплательщика допущена такая неуплата.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик определил кадастровую стоимость земельного участка на основании сведений в виде кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков, полученных в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра", то есть в соответствии с установленным порядком на основании сведений, полученных из официального источника. В отношении применения неверной ставки земельного налога заявитель руководствовался данными о фактическом использовании участка, заблуждаясь относительно правовой природы ставки налога.
Таким образом, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку отсутствует его вина как необходимый элемент состава правонарушения.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению частично, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области N 7509 от 25.06.2013 суд признает недействительным в части привлечения Индивидуального предпринимателя Елкина Михаила Вячеславовича к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 179016 руб. 00 коп., пеней, превышающих сумму 1722 руб. 82 коп.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке распределения судебных расходов следует взыскать с заинтересованного лица в пользу заявителя 200 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, перечисленных в доход федерального бюджета.
Госпошлина в сумме 1800 руб. 00 коп., как излишне уплаченная Индивидуальным предпринимателем Елкиным Михаилом Вячеславовичем при подаче настоящего заявления, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7509 от 25.06.2013 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 179016 руб. 00 коп., пеней, превышающих сумму 1722 руб. 82 коп., штрафных санкций в размере 14181 руб. 80 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Елкина Михаила Вячеславовича.
3. В удовлетворении остальной части требований отказать.
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291) в пользу Индивидуального предпринимателя Елкина Михаила Вячеславовича (ИНН 666600106460, ОГРНИП 304661221800100) 200 (Двести) руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Возвратить Индивидуальному предпринимателю Елкину Михаилу Вячеславовичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1800 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 766 от 30.10.2013. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела.
6. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
7. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.02.2014 ПО ДЕЛУ N А60-44640/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2014 г. по делу N А60-44640/2013
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-44640/2013
по заявлению Индивидуального предпринимателя Елкина Михаила Вячеславовича (ИНН 666600106460, ОГРНИП 304661221800100)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291)
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Желтова Е.В., представитель по доверенности от 25.11.2013, паспорт;
- от заинтересованного лица - Долматова Е.М., представитель по доверенности N 4 от 15.04.2013, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Елкин Михаил Вячеславович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7509 от 25.06.2013.
Заинтересованным лицом представлен отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной Индивидуальным предпринимателем Елкиным Михаилом Вячеславовичем 25.01.2013, по результатам которой составлен акт N 34054 от 15.05.2013 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7509 от 25.06.2013.
Указанным решением заявителю произведено доначисление по земельному налогу в сумме 202102 руб. 00 коп., в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 2365 руб. 31 коп., в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 14181 руб. 80 коп.
Индивидуальный предприниматель Елкин Михаил Вячеславович, не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области N 7509 от 25.06.2013 обжаловал его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Свердловской области. Решением Управления N 976/13 от 16.08.2013 решение инспекции изменено путем перерасчета доначисленной суммы земельного налога, а также суммы пени и штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации с 16.11.2012 учитывая пункт 1 настоящего решения. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с позицией налоговых органов, Индивидуальный предприниматель Елкин Михаил Вячеславович обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как видно из оспариваемого решения, основанием для доначисления земельного налога послужил вывод о неверном исчислении в налоговой декларации за 2012 год суммы налога в результате занижения налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205005:6 (при этом предприниматель при расчете налога за 2012 год руководствовался решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2012 по делу N А60-26765/2012, согласно которому кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка установлена равной рыночной стоимости), а также вывод о том, что индивидуальным предпринимателем неправомерно применена ставка налога 0,85% в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204016:10.
Доначисляя налог, инспекция посчитала, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205005:6 при исчислении земельного налога за 2012 год определяется по состоянию на 01.01.2012 в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Управление ФНС России по Свердловской области в решении N 976/13 от 16.08.2013 изменило решение инспекции путем перерасчета доначисленной суммы земельного налога и пеней, посчитав, что предпринимателю необходимо до 15.11.2012 применять кадастровую стоимость земельного участка, определенную Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", а с 16.11.2012 - стоимость земельного участка признанной равной рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2012 по делу N А60-26765/2012.
При разрешении вопроса об обоснованности доначисления земельного налога и пеней, привлечения к налоговой ответственности, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Согласно ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами N 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, при их несогласии - в судебном порядке. Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в судебном порядке.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, при исчислении земельного налога за 2012 год по вышеназванному земельному участку налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2012 по делу N А60-26765/2012.
Однако учитывая, что действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его кадастровой стоимости на определенную дату не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (постановление Президиума ФАС Уральского округа от 13.03.2013 N Ф09-3710/12).
Из вышеизложенной правовой позиции следует вывод о возможности применения рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда, с момента вступления в силу этого судебного акта.
В отношении спорного земельного участка, решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26765/2012 о признании кадастровой стоимости равной рыночной принято 15.10.2012, вступило в законную силу 16.11.2012, следовательно, для целей исчисления земельного налога установленная указанным решением рыночная стоимость может применяться с 16.11.2012.
Таким образом, для определения суммы земельного налога за 2012 год предпринимателю необходимо применять до 15.11.2012 кадастровую стоимость земельного участка, определенную Постановлением от 07.06.2011 N 695-ПП, а с 16.11.2012 стоимость земельного участка признанной равной рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2012 по делу N А60-26765/2012.
В части применения ставки земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0204016:10 в размере 1,3% суд отмечает следующее.
Как следует из материалов дела, предприниматель считает, что для расчета земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0204016:10 он вправе применить ставку налога 0,85%.
Из оспариваемого решения инспекцией установлено, что по данному участку должна быть применена ставка земельного налога в размере 1,3% - "земли населенных пунктов под производственными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, энергетики, связи, радиовещания".
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в сведения государственного кадастра недвижимости.
Для расчета суммы земельного налога для участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", Решением Екатеринбургской городской думы от 22.11.2005 N 14/3 (с учетом изменений) установлены ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории земель.
Пунктом 21 Приложения 1 вышеуказанного Решения установлена ставка земельного налога в размере 1,3% для земельных участков под производственными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности, для обеспечения космической деятельности, под объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными, автогазозаправочными и газонаполнительными станциями, объектами по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, мотоциклов, автостоянками), а также земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов, за исключением земельных участков, указанных в п. 25, и доли в праве на земельный участок, приходящиеся на указанные объекты.
Пунктом 10 Приложения 1 вышеуказанного Решения установлена ставка земельного налога в размере 0,85% для земельных участков под объектами торговли, объектами организации общественного питания, газонаполнительными станциями, станциями по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, мотоциклов, аптеками, оптиками, досугово-развлекательными заведениями, кинотеатрами, а также земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов, и доли в праве на земельный участок, приходящиеся на указанные объекты.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка может производиться собственником земельного участка путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (ч. 3 ст. 20, п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального, закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Так как в рассматриваемом случае сведения об изменении вида разрешенного использования земель не внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления налогоплательщика (собственника) о государственном учете изменений объекта недвижимости и свидетельства с государственной регистрации права, то у предпринимателя не возникло право применения ставки 0,85% по спорному земельному участку.
Кроме того, следует отметить, что ставки земельного налога на основании Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 установлены зависимости от вида разрешенного использования земельного участка категории земли, а не от категории объекта расположенного на этом участке.
В отношении штрафных санкций суд полагает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафов неправомерно.
На основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Основанием для наложения штрафа послужил вывод налогового органа, о том, что Индивидуальным предпринимателем Елкиным Михаилом Вячеславовичем допущено занижение налоговой базы в результате неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, кроме названных в пп. 1 - 3 указанной статьи, могут быть признаны судом, рассматривающим дело.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Применяя ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить в результате каких действий (бездействия) налогоплательщика допущена такая неуплата.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик определил кадастровую стоимость земельного участка на основании сведений в виде кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков, полученных в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра", то есть в соответствии с установленным порядком на основании сведений, полученных из официального источника. В отношении применения неверной ставки земельного налога заявитель руководствовался данными о фактическом использовании участка, заблуждаясь относительно правовой природы ставки налога.
Таким образом, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку отсутствует его вина как необходимый элемент состава правонарушения.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению частично, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области N 7509 от 25.06.2013 суд признает недействительным в части привлечения Индивидуального предпринимателя Елкина Михаила Вячеславовича к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 179016 руб. 00 коп., пеней, превышающих сумму 1722 руб. 82 коп.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке распределения судебных расходов следует взыскать с заинтересованного лица в пользу заявителя 200 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, перечисленных в доход федерального бюджета.
Госпошлина в сумме 1800 руб. 00 коп., как излишне уплаченная Индивидуальным предпринимателем Елкиным Михаилом Вячеславовичем при подаче настоящего заявления, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7509 от 25.06.2013 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 179016 руб. 00 коп., пеней, превышающих сумму 1722 руб. 82 коп., штрафных санкций в размере 14181 руб. 80 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Елкина Михаила Вячеславовича.
3. В удовлетворении остальной части требований отказать.
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291) в пользу Индивидуального предпринимателя Елкина Михаила Вячеславовича (ИНН 666600106460, ОГРНИП 304661221800100) 200 (Двести) руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Возвратить Индивидуальному предпринимателю Елкину Михаилу Вячеславовичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1800 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 766 от 30.10.2013. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела.
6. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
7. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)