Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2015 N 17АП-923/2015-АК ПО ДЕЛУ N А50-17946/2014

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. N 17АП-923/2015-АК

Дело N А50-17946/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383) - правопреемник открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) - Басманов Е.В., паспорт, доверенность от 01.12.2014 г., Богданов Т.А., паспорт, доверенность от 01.12.2014 г.
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю (ОГРН 1045901591020, ИНН 5916007050) - Лыкова В.В., удостоверение, доверенность 16.03.2015 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю; заявителя открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 декабря 2014 года
по делу N А50-17946/2014,
принятое судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383) - правопреемник открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю (ОГРН 1045901591020, ИНН 5916007050)
о признании ненормативного акта недействительным, об обязании возвратить излишне уплаченный налог,

установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) от 15.05.2014 N 39 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Инспекции от 15.05.2014 N 518 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог на имущество организаций за 2011-2012 годы в сумме 2 030 111 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 декабря 2014 года Заявленные открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" требования удовлетворены частично, признаны недействительными вынесенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю решение от 15.05.2014 N 39 в части доначисления налога на имущество организаций за 2011 год в сумме 29 253 руб., решение от 15.05.2014 N 518 в части доначисления налога на имущество организаций за 2012 год в сумме 28 110 руб., начисления соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке сумму излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 и 2012 годы в сумме 57 363 рубля. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В связи с реорганизацией ОАО "ТГК-9" в форме присоединения к ОАО "Волжская ТГК" судом произведено процессуальное правопреемство с заменой заявителя на его правопреемника ОАО "Волжская ТГК" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик).
Не согласившись с принятым решением, стороны обжаловали решение Арбитражного суда Пермского края от 16 декабря 2014 года в порядке апелляционного производства.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решении суда первой инстанции в части признания недействительными от 15.05.2014 N 39 в части доначисления налога на имущество организаций за 2011 год в сумме 29 253 руб., решение от 15.05.2014 N 518 в части доначисления налога на имущество организаций за 2012 год в сумме 28 110 руб. и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что при принятии решения в обжалуемой части суд первой инстанции допустил неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильно применил нормы материального права. Настаивает на том, что имущество, используемое в процессе выработки энергии, несмотря на связь процесса ее выработки с процессом передачи, льготированию в силу положения п. 11 ст. 381 НК РФ не подлежит.
Налогоплательщик в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы налогоплательщик указывает на то, что выводы суда о необоснованном применении заявителем льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении спорных объектов основных средств являются неправомерными, Общество обоснованно уменьшило при представлении уточненных (корректирующих) налоговых деклараций размер налоговых обязательств по налогу на имущество организаций за спорные налоговые периоды в связи с применением налоговой льготы, поскольку по характеристике и функциональному назначению спорное имущество относится к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 26 марта 2015 до 09 час. 45 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено 26.03.2015 года с 09 час. 45 мин. в том же составе суда и при участии представителей от заявителя и заинтересованного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы своих апелляционных жалоб и письменных отзывов на жалобы.
Ходатайство представителя заявителя о приобщении к материалам дела копий схемы электрических технологической связи электропередачи по объектам Закамской ТЭЦ-5 судом апелляционной инстанции удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности заявителя является оптовая торговля электрической и тепловой энергией без их передачи и распределения (код ОКВЭД 51.56.4 в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст).
В связи с осуществляемой деятельностью основными средствами производства общества являются электростанция, электрические и тепловые сети.
На территории Кировского района г. Перми расположено обособленное подразделение общества - Закамская ТЭЦ-5.
По итогам проведенных налоговым органом камеральных налоговых проверок представленных заявителем уточненных (корректирующих) налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2011 и 2012 годы, Инспекцией составлены акты налоговых проверок от 04.12.2013 N 913/1438 и N 915/1461.
По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок налоговым органом решение от 15.05.2014 N 39 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен налог на имущество организаций за 2011 год в сумме 1 088 100 руб., и решение от 15.05.2014 N 518 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отражающее доначисление заявителю налога на имущество организаций за 2012 год в сумме 1 061 252 руб., начисление пеней за неуплату в установленный срок этого налога в сумме 1 797,23 руб., применение налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Кодекса в размере 1 594 рубля.
Не согласившись с принятым 15.05.2014 ненормативными актами, заявитель обжаловал их в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Решением Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 12.08.2014 N 18-18/261 оспариваемые решения Инспекции от 15.05.2014 N 39 и N 518 оставлены без изменения, а апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
Полагая, что решения налогового органа от 15.05.2014 N 39 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и от 15.05.2014 N 518 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не соответствует Кодексу, и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании их недействительными.
Принимая обжалуемое сторонами дела решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применение обществом льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении главного распредустройства 6КВ, расположенного на территории Закамской ТЭЦ-5, обоснованно. Заявление льготы по иным спорным объектам, по мнению суда первой инстанции, произведено неправомерно.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013, до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.
Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143 разъяснено, что объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в том числе поименовано: имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
Налогоплательщиком заявлена льгота по коду 2010238, то есть в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, суд первой инстанции для уяснения этого понятия правомерно руководствовался понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст. 11 НК РФ).
Согласно пункту 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 4 ст. 539 и пункта 1 ст. 548 ГК РФ правила §6 "Энергоснабжение" применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Таким образом, к линиям энергопередачи, о которых идет речь в пункте 11 статьи 381 НК РФ и Перечне N 504, следует относить, в частности, линии электропередачи и линии теплопередачи (иначе - тепловые сети).
Как видно из Перечня N 504, в нем указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи либо сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих линий, и соответствующие этим наименованиям коды ОКОФ.
Согласно введению в Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Из материалов дела усматривается, что основным видом деятельности общества является производство и реализация электрической и тепловой энергией. Под теплоэлектроцентралью (ТЭЦ) понимают разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов).
Как следует из оспариваемых ненормативных актов Инспекции от 15.05.2014 основанием для доначисления заявителю налога на имущество организаций за 2011 и 2012 годы, по результатам камеральных проверок представленных заявителем уточненных (корректирующих) налоговых деклараций по этому налогу, с учетом полученного заключения экспертов Центра независимых судебных экспертиз "ТЕХЭКО" N 236/2014 (постановление от 26.02.2014 N 1 назначении технической экспертизы) послужили выводы налогового органа о необоснованном применении Обществом предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ налоговой льготы в отношении 8 объектов: главный корпус водогрейной котельной, главное распредустройство 6КВ, здание турбинного отделения, здание котельного отделения, главный щит управления, помещения РУСН и ПТК (код ОКОФ 11 4521011), теплофикационные сети промплощадки (код ОКОФ 12 4527361), гибкие связи ТГ N 1 (код ОКОФ 14 3120186).
В экспертном заключении Центра независимых судебных экспертиз "ТЕХЭКО" N 236/2014, на котором основаны выводы Инспекции, отражены выводы привлеченных экспертов в отношении спорных 8 объектов как об оборудовании, обеспечивающем выработку, преобразование и передачу электро- и тепловой энергии до точки разграничения и не относящемся к линиям энергопередачи, и магистральным трубопроводам, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, согласно Перечню N 504.
В пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" отражена правовая позиция, в силу которой вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к компетенции суда.
Таким образом, содержащиеся в заключении привлеченных налоговым органом экспертом N 236/2014 выводы, носящие правовой характер, судом первой инстанции правомерно не учтены при рассмотрении настоящего спора.
Вместе с тем, указанное экспертное заключение Центра независимых судебных экспертиз "ТЕХЭКО" N 236/2014, в части не касающейся правовых аспектов спора, может быть оценено в качестве письменного доказательства по настоящему делу (статья 75 АПК РФ).
Представленное в материалы заявителем заключение ОАО "Инженерный центр энергетики Урала" 5.918.14.ЭЗ.01.0.0 по объектам Закамской ТЭЦ N 5, не отражающее вопросов права, также принято судами в качестве письменного доказательства по настоящему делу (статья 75 АПК РФ).
Суд первой инстанции, отказывая в предоставлении льготы по семи спорным объектам, принял во внимание, что, исходя их технических характеристик и функционального назначения, данные объекты непосредственно не относятся к линиям энергопередачи, и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, имеют терминологическое и технологическое отличие от объектов, установленных Перечнем N 504.
Обязательным условием для отнесения имущества к подлежащему льготированию является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи, а не физическое (территориальное) расположение указанных объектов.
Сам факт наличия у заявителя линий энергопередачи, которым Общество обосновывает наличие у него права на применение льготы, не может являться основанием для отнесения спорных объектов основных средств к их неотъемлемой части, поскольку они не связаны с процессом передачи электрической (тепловой) энергии в контексте Перечня N 504.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенного понятия "линий электропередач", функционального назначения спорных объектов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что применения налоговой льготы, установленной пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно в отношении следующих объектов: главное распредустройство 6КВ, главный щит управления, гибкие связи ТГ N 1 (код ОКОФ 14 3120186).
Из материалов дела следует, что главный корпус водогрейной котельной, здание турбинного отделения, здание котельного отделения, помещения РУСН и ПТК (код ОКОФ 11 4521011) располагаются на территории электростанции, служат для участия в выработке теплоэнергии.
Таким образом, названные объекты фактически являются зданиями электростанции, что соответствует коду ОКОФ 11 4521011, по которому они и приняты обществом к своему учету, что подтверждается инвентарными карточками по форме ОС.
В этом случае присвоенный объектам код ОКОФ соответствует их фактическому хозяйственному (экономическому) назначению.
Нельготируемые объекты кода ОКОФ 11 4521011 и льготируемые объекты кода ОКОФ 11 4521012 относятся к разным видам одного и того же подкласса 11 4521010 "Здания электроэнергетики".
Между тем в Перечень N 504 здания электроэнергетики не включены, а включены лишь те из них, которые являются зданиями электрических и тепловых сетей и, таким образом, в отличие от зданий электростанций, предназначены не для производства электрической и тепловой энергии, а лишь для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, упомянутого в примечании к объекту с кодом 11 4521012.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что поскольку здания электростанций отсутствуют в Перечне N 504, постольку применение обществом льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении указанных объектов незаконно, является верным, соответствующим требованиям налогового законодательства и материалам дела.
Данный вывод подтверждается практикой суда высшей инстанции (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N ВАС-4457/12).
Судом первой инстанции правомерно отказано в применении льготы по налогу на имущество в отношении теплофикационных сетей промплощадки, расположенных на территории Закамской ТЭЦ N 5 (код ОКОФ 142911090) (технический паспорт, л.д. 226-232, том 3).
Данные теплосети по своему производственному назначению имеют непосредственное отношение к паровым котлам, в связи с чем приняты Обществом на учет как трубопроводы сетевой воды бойлерной установки.
В соответствии с пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Как следует из Перечня N 504, освобождению от обложения налогом на имущество подлежат не все тепловые сети, а лишь те из них, которые являются магистральными (код ОКОФ 12 4521126).
В силу пункта 3.6 "СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003", утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 280, магистральные тепловые сети - тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.
Поскольку "наружные теплосети" относятся к самому источнику тепла (зданиям Закамской ТЭЦ-5) и, таким образом, не предназначены для транспортировки теплоносителя до теплопотребляющих установок, основания для их льготирования также отсутствуют.
Тот факт, что "наружные теплосети" состоят из трубопроводов, упомянутых в примечании к объекту по коду 14 2911090, не является основанием для применения льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, поскольку это позволит применять льготу к любому имуществу, состоящему из трубопроводов.
Между тем, исходя из наименования объекта по коду 14 2911090, к льготируемому относятся лишь те трубопроводы, которые являются средством монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей.
По иным основаниям льгота по указанным трем объектам Обществом не заявлена.
Вместе с тем, применительно к объекту - главное распредустройство 6КВ оспариваемыми ненормативными актами незаконно произведено доначисление налога на имущество организаций, начисление пеней и применение налоговой санкции за 2012 год.
Распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений (пункт 4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242). При этом открытое распределительное устройство (ОРУ) - РУ, все или основное оборудование которого расположено на открытом воздухе; закрытое распределительное устройство (ЗРУ) - РУ, оборудование которого расположено в помещении.
Обязательное наличие РУ на электростанции предусмотрено нормами технологического проектирования тепловых электрических станций ВНТП-81 "Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций".
Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что распределительные устройства предназначены для приема и распределения электроэнергии и имеют непосредственное соединение с линиями электропередачи.
Отнесение закрытого распределительного устройства к имуществу, являющемуся неотъемлемой технологической частью сооружений, относящихся к линиям электропередачи (код 114521012) предусмотрено примечанием к Перечню N 504.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа Обществу в применении налоговой льготы по п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении главного щитового управления главного распределительного устройства.
В соответствии с технической документацией главный щит управления - это центральное помещение, где сосредоточены основные средства контроля.
В помещении Главного щита управления располагаются щиты и пульты управления, щиты автоматики и телемеханики, релейных защит, теплоконтроля, сигнализации, собственных нужд, составными частями которых являются выключатели, контакторы, рубильники, реле управления и защиты, пускатели, коммутаторы, усилители магнитные, дроссели управления, панели распределительные, устройства катодной защиты. Все управление отходящими линиями электропередачи выполняется с главного щита управления.
Обязательное наличие главного щита управления на электростанции предусмотрено нормами технологического проектирования тепловых электрических станций ВНТП-81 "Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций".
Согласно указанным Нормам технологического проектирования тепловых электрических станций (ВНТП 81 п. 8.37. 8.38. 9.9, 9.10) с главного щита управления производится управление, в частности выключателями трансформаторов связи.
Отнесение главного щита управления к имуществу, являющемуся неотъемлемой технологической частью сооружений, относящихся к линиям электропередачи и общестанционному пункту управления (код 114521012) предусмотрено примечанием к Перечню N 504.
Следовательно, указанный объект основных средств относится к общестанционным пунктам управления, а также к инженерным сооружениям для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, то есть к имуществу, которое прямо поименовано в Перечне N 504 по коду ОКОФ 11 4521012.
Объект основного средства Гибкие связи ТГ N 1 (инв. N 103000000823) является "токопроводом" в связи с чем, льгота заявлена по коду ОКОФ 14 3120010 "Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (токопроводы)".
В соответствии с технической документацией, Гибкие связи ТГ N 1 представляют собой токопровод, по которому осуществляется передача электроэнергии от турбинного отделения до главного распределительного устройства 6 кВ.
Согласно п. 2.2.2. "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР), токопроводом называется устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из неизолированных или изолированных проводников и относящихся к ним изоляторов, защитных оболочек, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций.
Следовательно, указанные токопроводы, являются устройством, предназначенным для передачи и распределения электроэнергии, и прямо поименованы в Перечне N 504 по коду ОКОФ 14 3120010.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что все поименованные в данной части объекты, применение льготы по которым признано судом апелляционной инстанции правомерным, непосредственно участвуют в передаче электро- и теплоэнергии, входят в единую сеть, осуществляя распределение потоков, поддерживая необходимое напряжение и т.д. Доказательств использования поименованных объектов в ином качестве налоговым органом не представлено.
Таким образом, применение налогоплательщиком льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ является правомерным, иного заявителем апелляционной жалобы не доказано.
Расчеты доначисленных сумм налога в разрезе объектов налогообложения за 2011, 2012 год представлены в материалы дела (л.д. 151. 152. т. 4).
Спора между сторонами по суммам доначисленного налога по конкретным льготируемым объектам не имеется. Факт наличия переплаты по карточке лицевого счета не оспаривается налоговым органом. В связи с чем требования истца о возврате сумм переплаты по налогу на имущество подлежат частичному удовлетворению.
Таким образом, исходя из представленного в материалы дела расчета доначисленного налога оспариваемые заявителем ненормативные акты Инспекции подлежат признанию частично недействительными: решение от 15.05.2014 N 39 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2011 год в сумме 44 269 руб., решение от 15.05.2014 N 518 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2012 год в сумме 41 038 руб., начисления соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 декабря 2014 года по делу N А50-17946/2014 отменить в части, изложив пункты 3, 4, 6 резолютивной части в следующей редакции:
"3. Признать недействительными вынесенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю (ОГРН 1045901591020, ИНН 5916007050) решение от 15.05.2014 N 39 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2011 год в сумме 44 269 руб., решение от 15.05.2014 N 518 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2012 год в сумме 41 038 руб., начисления соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций.
4. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю (ОГРН 1045901591020, ИНН 5916007050) возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке сумму излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 и 2012 годы в сумме 85307 рублей.
6. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Пермскому краю (ОГРН 1045901591020, ИНН 5916007050) в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) 5392 (пять тысяч триста девяносто два) рубля 30 копеек по иску и 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по апелляционной жалобе в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины."
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА

Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)