Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-95/2014

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2014 г. по делу N 3-95/2014


Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
с участием прокуроров Рываева Ю.В., Толмач А.В.,
представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Дмитриенко Т.А., представителя Губернатора Оренбургской области Курманбаева Ж.С.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 3 июля 2003 г. N 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями (долями, паями) хозяйственных обществ и использования специального права Оренбургской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")",
установил:

Законодательным Собранием Оренбургской области 3 июля 2003 г. принят Закон Оренбургской области N 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями (долями, паями) хозяйственных обществ и использования специального права Оренбургской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")".
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области" от 18 июня 2003 г., в газете "Южный Урал" от 15 июля 2003 г. N 130.
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 3 июля 2003 г. N 332/42-III-ОЗ установлено следующее.
Представителями интересов Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ являются лица, замещающие государственные должности, и иные лица, которые действуют на основании письменных директив и доверенности Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (в редакции Законов Оренбургской области от 5 мая 2005 г. N 2115/379-III-ОЗ, от 11 мая 2006 г. N 155/38-IV-ОЗ, от 29 сентября 2009 г. N 3098/686-IV-ОЗ).
Представители Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ, являющиеся вице-губернаторами - заместителями председателя Правительства Оренбургской области, заместителями председателя Правительства - министрами Оренбургской области, министрами Оренбургской области, назначаются и осуществляют свои полномочия в соответствии с распоряжениями Губернатора области. Все остальные представители Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ назначаются и осуществляют свои полномочия в соответствии с распоряжениями министерства (в редакции Законов Оренбургской области от 11 мая 2006 г. N 155/38-IV-ОЗ, от 30 сентября 2011 г. N 457/120-V-ОЗ).
Прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать абзац 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 3 июля 2003 г. N 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями (долями, паями) хозяйственных обществ и использования специального права Оренбургской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу в части возложения представления интересов Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ лицами, замещающими государственные должности, и иными лицами.
В заявлении прокурор ссылается на несоответствие указанной нормы требованиям пункта 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
При рассмотрении дела в судебном заседании представители прокурора Оренбургской области Рываев Ю.В. и Толмач А.В. доводы и требования заявления прокурора Оренбургской области поддержали в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Оренбургской области Дмитриенко Т.А., действующая на основании доверенности, с требованиями заявителя не согласилась и представила в суд письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Полагает, что оспариваемая норма изложена в точном соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", специального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Представитель Губернатора Оренбургской области Курманбаев Ж.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований заявителя отказать, суду представил письменные возражения. Считает, что, поскольку оспариваемый Закон Оренбургской области соответствует Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", доводы прокурора не подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установлено, что Закон Оренбургской области от 3 июля 2003 г. N 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями (долями, паями) хозяйственных обществ и использования специального права Оренбургской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")" был опубликован в установленном порядке и является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривалось.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, устанавливается Законом субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21 этого же Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26.12 приведенного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 3 статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм.












































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)