Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2014 N Ф09-2796/14 ПО ДЕЛУ N А60-33568/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. N Ф09-2796/14

Дело N А60-33568/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оками Урал" (ИНН: 6606035669, ОГРН: 1106606002612); (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2013 по делу N А60-33568/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН: 6685000017, ОГРН: 1126672000014); (далее - инспекция, налоговый орган) - Курчавова Н.В. (доверенность от 30.12.2013 N 07-02);
- Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН: 6671159287, ОГРН: 1046604027238); (далее - управление) - Сенцов А.В. (доверенность от 09.01.2014 N 09-22/11).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 01.07.2013 N 3007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения управления от 19.08.2013 N 1009/13.
Решением суда от 15.11.2013 (судья Куричев Ю.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а именно: положений ст. 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление N 695-ПП), п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 111, п. 3 ст. 140 Кодекса. По мнению общества, кадастровая стоимость спорного земельного участка за весь 2012 год должна определяться на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год составлен акт от 22.05.2013 N 2526 и принято решение 01.07.2013 N 3007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в сумме 100 968 руб. 40 коп., доначислен земельный налог в сумме 2 019 359 руб., начислены пени по земельному налогу в сумме 118 351 руб. 80 коп., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 514 520 руб.
Основанием для принятия решения 01.07.2013 N 3007 послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом при исчислении налога рыночной (равной кадастровой) стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012. При исчислении земельного налога налоговым органом применена налоговая база исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением N 695-ПП по состоянию на 01.01.2012.
Решением управления от 19.08.2013 N 1009/13 решение налогового органа от 01.07.2013 N 3007 изменено путем указания в резолютивной части на необходимость перерасчета доначисленной суммы земельного налога, а также суммы пени и штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 Кодекса, с 23 июля 2012 г., то есть с даты вступления в законную силу судебного акта по делу N А60-19399/2012, с мотивировкой, указанной в п. 1 решения управления, в остальной части решение оставлено без изменения.
Письмом налогового органа от 03.09.2013 N 14-28/15928 общество уведомлено о произведенном перерасчете в соответствии с вынесенным решением управления от 19.08.2013 N 1009/13, в результате которого сумма налога уменьшена на 888 958 руб., сумма штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса уменьшена на 100 968 руб. (аннулирована полностью), сумма пени уменьшена на 43 915 руб. 86 коп.
Полагая, что указанные решения являются незаконными, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований исходя из того, что при исчислении обществом земельного налога за 2012 г. в отношении указанного земельного участка за период с 01 января 2012 года по 22 июля 2012 года подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная постановлением N 695-ПП, с 23 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года - кадастровая стоимость, установленная решением суда.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства.
В силу п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:603016:9 принадлежащего обществу.
Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012 о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603016:9 площадью 15 253 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 51 402 610 руб.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
При исчислении земельного налога за 2012 год по указанному земельному участку общество определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды пришли к верному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603016:9, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога до даты вступления в законную силу решения, то есть 23.07.2012.
Таким образом, при исчислении обществом земельного налога за 2012 год до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012 в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, в связи с чем налоговым органом обществу правомерно доначислен земельный налог до 23.07.2012, а также пени (с учетом решения управления).
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2013 по делу N А60-33568/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оками Урал" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
О.Г.ГУСЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)