Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 ноября 2013 года об отказе в удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия о признании абзаца второго части 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия от 25 июня 1998 года N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" (с изменениями от 29 апреля 2013 года) противоречащим федеральному законодательству и не действующим в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
согласно абзацу второму части 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия от 25 июня 1998 года N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" представителями Республики Хакасия в органах управления открытых акционерных обществ в соответствии с действующим законодательством могут быть - лица, замещающие государственные должности Республики Хакасия, должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, - на основании решения Правительства Республики Хакасия.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании данной региональной нормы не действующей в части возможности участия лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, представлять интересы Республики Хакасия в органах управления открытых акционерных обществ, ссылаясь на то, что такое правовое регулирование противоречит предписаниям Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которыми установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия против заявленных требований прокурора возражал.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 21 ноября 2013 года в удовлетворении заявления прокурору Республики Хакасия отказано.
В апелляционном представлении прокурор Республики Хакасия просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение которым удовлетворить заявление прокурора в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения представления в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующему основанию.
Отказывая прокурору Республики Хакасия в удовлетворении заявления, суд, руководствуясь нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положением "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции")", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года N 738, пришел к выводу о том, что федеральным законодательством не установлен запрет для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, представлять интересы субъектов Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, акции которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации.
Кроме того, судом сделан вывод о том, что оспариваемая норма Закона Республики Хакасия не предусматривает права лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, лично (от своего имени или через доверенных лиц) участвовать в управлении хозяйствующими субъектами, а определяет лиц, имеющих право представлять интересы Республики Хакасия в органах управления акционерных обществ, акционером которых является Республика Хакасия.
С таким выводом согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливающего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу пункта 2 части 3 статьи 12.1 названного Федерального закона лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм.
Указанные положения введены в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ, то есть после введения в действие статьи 39 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем Судебная коллегия находит обоснованными доводы прокурора о необходимости применения по настоящему делу принятого позже Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Иное означало бы умаление принципов и мер по противодействию коррупции и борьбы с ней.
Таким образом, выводы суда о соответствии федеральному законодательству оспариваемого прокурором положения основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорное правоотношение, что является поводом для отмены решения в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований прокурора.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 31 октября 2013 года отменить, принять новое решение, которым заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим абзац второй части 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия от 25 июня 1998 года N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" в части возможности участия лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, представлять интересы Республики Хакасия в органах управления открытых акционерных обществ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.03.2014 N 55-АПГ14-3
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. N 55-АПГ14-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 ноября 2013 года об отказе в удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия о признании абзаца второго части 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия от 25 июня 1998 года N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" (с изменениями от 29 апреля 2013 года) противоречащим федеральному законодательству и не действующим в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
согласно абзацу второму части 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия от 25 июня 1998 года N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" представителями Республики Хакасия в органах управления открытых акционерных обществ в соответствии с действующим законодательством могут быть - лица, замещающие государственные должности Республики Хакасия, должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, - на основании решения Правительства Республики Хакасия.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании данной региональной нормы не действующей в части возможности участия лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, представлять интересы Республики Хакасия в органах управления открытых акционерных обществ, ссылаясь на то, что такое правовое регулирование противоречит предписаниям Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которыми установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия против заявленных требований прокурора возражал.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 21 ноября 2013 года в удовлетворении заявления прокурору Республики Хакасия отказано.
В апелляционном представлении прокурор Республики Хакасия просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение которым удовлетворить заявление прокурора в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения представления в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующему основанию.
Отказывая прокурору Республики Хакасия в удовлетворении заявления, суд, руководствуясь нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положением "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции")", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года N 738, пришел к выводу о том, что федеральным законодательством не установлен запрет для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, представлять интересы субъектов Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, акции которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации.
Кроме того, судом сделан вывод о том, что оспариваемая норма Закона Республики Хакасия не предусматривает права лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, лично (от своего имени или через доверенных лиц) участвовать в управлении хозяйствующими субъектами, а определяет лиц, имеющих право представлять интересы Республики Хакасия в органах управления акционерных обществ, акционером которых является Республика Хакасия.
С таким выводом согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливающего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу пункта 2 части 3 статьи 12.1 названного Федерального закона лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм.
Указанные положения введены в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ, то есть после введения в действие статьи 39 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем Судебная коллегия находит обоснованными доводы прокурора о необходимости применения по настоящему делу принятого позже Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Иное означало бы умаление принципов и мер по противодействию коррупции и борьбы с ней.
Таким образом, выводы суда о соответствии федеральному законодательству оспариваемого прокурором положения основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорное правоотношение, что является поводом для отмены решения в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований прокурора.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 31 октября 2013 года отменить, принять новое решение, которым заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим абзац второй части 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия от 25 июня 1998 года N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" в части возможности участия лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, представлять интересы Республики Хакасия в органах управления открытых акционерных обществ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)