Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-4523/2014

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. по делу N А65-4523/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 28 июля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 01 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества "АЛНАС" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - представителя Гурьянова А.А., доверенность от 09.01.2014 года,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2014 года по делу N А65-4523/2014 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "АЛНАС", г. Альметьевск, (ОГРН 1021601624021, ИНН 1607000081), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, (ОГРН 1041608023104, ИНН 1644005835), третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 15 ноября 2013 года N 4018 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы земельного налога в размере 3 628 709 руб.,

установил:

открытое акционерное общество "АЛНАС" (далее - заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании недействительным решения от 15 ноября 2013 года N 4018 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы земельного налога в размере 3 628 709 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г Альметьевск от 15.11.2013 N 4018 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме превышающей 3 768 026 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной ОАО "АЛНАС" части, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС РФ N 16 по Республике Татарстан удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы сослался на ошибочность вывода суда об отсутствии у ответчика права производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 года, при наличии Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 951 от 31.12.2008 года.
В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "АЛНАС" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, а также ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание представители ОАО "АЛНАС", УФНС по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:45:050128:213, 16:45:050128:0214, 16:45:050128:212, 16:45:050128:455 и 16:07:100013:0020 расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Сургутская, д. 2 и 16:45:040106:4, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Базовая, д. 6, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.04.2011, 02.08.2011, от 16 и 17 декабря 2010, от 22.11.2010.
Заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с исчислением налога в размере 2 450 034 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:050128:213 и 16:45:040106:4, соответствующих их рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2012 по делу N А65-29635/2011. При этом по указанным земельным участкам налогоплательщиком исчислен земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением КМ РТ от 31.12.2008 N 951.
Ответчиком по результатам камеральной проверки представленной декларации составлен акт от 27.09.2013 N 23512 и без учета возражений налогоплательщика, принято оспариваемое решение от 15.11.2013 N 4018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением 4 946 701 руб. земельного налога за 2011 год.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 17.12.2013 N 2.14-0-18/028097, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых принят судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательств в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, сумма земельного налога исчислена, исходя из кадастровой стоимости 2 -х земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:050128:213 и 16:45:040106:4, равной рыночной стоимости в размере 142 002 000 руб. и 12 820 000 руб., определенной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.07.2012 по делу N А65-29635/2011.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, вышеупомянутой уточненной декларации, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 4 946 701 руб., применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Судом первой инстанции верно указано на ошибочность выводов ответчика о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012.
При таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем ошибочным является довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год, заявитель мог руководствоваться кадастровой стоимостью по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:45:050128:213 и 16:45:040106:4, установленной вышеупомянутым решением Арбитражного суда Республики Татарстан равной их рыночной стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение 2012 года на основании судебного акта, соответственно, к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
Поэтому доводы заявителя о применения новой кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков, установленного названным судебным актом, для исчисления земельного налога за 2011 год, не могут быть положены в основу принятого судебного акта.
Таким образом, судом правомерно отклонены доводы сторон о доначислении земельного налога за 2011 год на основании кадастровой оценки земель, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 г. N 1102, подлежащим применению с 01.01.2012, соответственно, на налоговый период в 2012 году, и доводы заявителя о применении для исчисления спорного налога 2011 года, кадастровой стоимости земельных участков на основании судебного акта, датированного 2012 годом, и сделан верный вывод о том, что исчисление земельного налога за 2011 год следует произвести на основании сведений о размере предыдущей кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012.
В соответствии с Постановлением КМ РТ от 31.12.2008 N 951 кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 16:45:050128:213 и 16:45:040106:4 установлена в сумме 3 487 270 руб. и 153 052 руб., что подтверждается представленными участниками судебного разбирательства сведениями кадастровой службы и не оспаривается сторонами.
Соответственно, с учетом положений статьи 5 НК РФ, при расчете земельного налога за 2011 год подлежат применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением КМ РТ от 31.12.2008 N 951, поскольку постановление КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102 опубликованное после 01.01.2012 содержит результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, следовательно, ухудшают положение налогоплательщика.
Судом правомерно приняты расчеты земельного налога за 2011 год, представленные инспекцией, рассчитанные по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:45:050128:213, 16:45:050128:0214, 16:45:050128:212, 16:45:050128:455 и 16:07:100013:0020, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением КМ РТ от 31.12.2008 N 951, не опровергнутые представителем заявителя, составившие сумму в размере 3 768 026 руб. При этом налогоплательщиком налог исчислен в размере 2 450 034 руб., учтенный налоговым органом при расчете суммы доначисленного налога, составившего сумму 4 946 701 руб.
Исходя из изложенного, налоговым органом неправомерно, на основании постановления КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102, налогоплательщику доначислен земельный налог за 2011 год в сумме превышающей 3 768 026 руб. (без учета налога исчисленного налогоплательщиком). При этом, в связи с наличием у налогоплательщика переплаты по спорному налогу пени и штраф по статьям 75 и 122 Кодекса, соответственно, не подлежат начислению.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2014 года по делу N А65-4523/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)