Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N А41-295/14

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А41-295/14


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по Московской области,
на решение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2014 года по делу N А41-295/14, принятое судьей Шайдуллиной А.С.,

установил:

ООО УК "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д, У, ЗПИФ рентный "Перспектива" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московский области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган), с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просит:
- признать недействительным решение N 9497 от 16.09.2013 г. в части: доначисления земельного налога в размере 8 119 803 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 586 361 руб., начисления пени в размере 1 308 912,23 руб., предложения уплатить недоимку, пени и штраф, возложении обязанности внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
- признать недействительным решение N 9499 от 16.09.2013 г. в части: доначисления земельного налога в размере 58 280 118,00 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 11 656 024,00 руб., начисления пени в размере 3 609 343,77 руб., предложения уплатить недоимку, пени и штраф, возложении обязанности внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы инспекция ссылается на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела, а также на применение закона, не подлежащего применению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель налогоплательщика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам приобщенного к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.
Рассмотрев заявленное в суде апелляционной инстанции ходатайство о вызове свидетеля Полякова Максима Юрьевича, суд определил отказать в его удовлетворении в связи с отсутствием установленных статьями 56, 268 АПК РФ оснований.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МИФНС N 1 по Московской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год ООО УК "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д, У, ЗПИФ рентный "Перспектива", составлен акт камеральной налоговой проверки от 25.07.2013 N 59435.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 25.07.2013 г. N 59435 МИФНС N 1 по Московской области вынесено решение от 16.09.2013 N 9497 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа 5 035 648,00 руб. Согласно вынесенному решению доначислен земельный налог в сумме 25 178 390.00 руб., а также предписано уплатить пени в размере 4 058 756,00 руб.
Решением УФНС по МО от 25.12.2013 г. N 07-12/77951 решение N 16.09.2013 г. N 9497 отменено в части доначисления суммы земельного налога в сумме 17 058 587.00 руб., в части начисления штрафа в размере 3 499 317,00 руб., в части начисления пени в размере 2 749 844,23 руб.
МИФНС N 1 по Московской области проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по земельному налогу ООО УК "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д, У, ЗПИФ рентный "Перспектива" за 2012 год, составлен акт камеральной налоговой проверки от 25.07.2013 г. N 59438.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 25.07.2013 г. N 59438 МИФНС N 1 по Московской области вынесено решение от 16.09.2013 г. N 9499 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа 12 458 712,00 руб. Согласно вынесенному решению доначислен земельный налог в сумме 62 293 560,00 руб., а также предписано уплатить пени в размере 3 888 675,49 руб.
Решением УФНС по МО от 25.12.2013 г. N 07-12/77950 решение N 16.09.2013 г. N 9499 отменено в части доначисления суммы земельного налога в сумме 4 013 442 руб., в части начисления штрафа в размере 802 688,00 руб., в части начисления пени в размере 248 331,72 руб.
Не согласившись с вынесенными решениями МИФНС N 1 по МО в части, не отмененной УФНС по МО, заявитель обратился в арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правилам доказывания, установленным частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от назначения земельных участков (объекта налогообложения в соответствии с его назначением), а не от вида деятельности собственника участка.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что у заявителя имелись предусмотренные п. 1 ст. 394 НК РФ и пунктов решений Совета депутатов сельского поселения Ганусовское, Островецкое и Константиновское Раменского муниципального района Московской области основания для применения ставки 0,195% при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, как расположенных на территории дачных объединений граждан.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Основным видом деятельности ООО УК "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д, У, ЗПИФ рентный "Перспектива" является финансовое посредничество, не включенное в другие группировки (ОКВЭД 65.23).
Статьей 1 Федерального закона N 156-ФЗ от 29.11.01 "Об инвестиционных фондах" определено, что инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 названного Федерального закона в доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом могут быть переданы денежные средства, а также иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией, содержащейся в правилах доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом, если возможность передачи такого имущества установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются.
Пунктом 1 статьи 1013 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
В соответствии абзацем 2 пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом пункт 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Основанием для доначисления налога по рассматриваемому эпизоду явилось занижение налогоплательщиком налоговой ставки.
Заявитель осуществил расчет земельного налога за 2011 г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040852:35, 50:23:0040852:46, 50:23:0040852:19, 50:23:0000000:514 - 50:23:0000000:524, 50:23:0040856:531 - 50:23:0040856:561, 50:23:0030131:370 - 50:23:0030131:401, 50:23:0040856:80 - 50:23:0040856:842, 50:23:0000000:718 - 50:23:0000000:742, 50:23:0040856:25, 50:23:0040856:26, 50:23:0040856:205, 50:23:0040856:223, 50:23:0040856:271, 50:23:0040856:397, 50:23:0040856:411, 50:23:0040856:439, 50:23:0040856:440, 50:23:0040856:504, 50:23:0040856:514, 50:23:0040856:563, 50:23:0000000:743, 50:23:0040856:651, 50:23:0040856:672, 50:23:0040856:754, 50:23:0040856:759, 50:23:0040856:764, 50:23:0040856:813, 50:23:0040856:819, расположенных в с/п Ганусовское Раменского муниципального района Московской области; 50:23:0040852:22, 50:23:0040852:25, 50:23:0040852:26, 50:23:0040852:27, 50:23:0040852:21, 50:23:0040852:23, расположенных в с/п Константиновское Раменского муниципального района Московской области; 50:23:0030128:70, 50:23:0030128:69, 50:23:0030137:77, 50:23:0030137:76, 50:23:0030131:57, расположенных в с/п Островецкое Раменского муниципального района Московской области.
Указанные земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем".
По земельным участкам, расположенным в сельском поселении Ганусовское, заявитель представил в налоговый орган налоговые декларации по земельному налогу, в которых производил исчисление земельного налога по налоговой ставке 0,195%.
Расчет земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0040852:22, 50:23:0040852:25, 50:23:0040852:26, 50:23:0040852:27, 50:23:0040852:21, 50:23:0040852:23, расположенных в с/п Константиновское, заявитель произвел с применением ставки земельного налога 0.3%.
В отношении земельных участков, расположенных в сельском поселении Островецкое, заявитель рассчитал земельный налога с применением ставки земельного налога 0,195%.
Кроме того, заявитель осуществил расчет земельного налога за 2012 г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040852:35, 50:23:0040852:46, 50:23:0000000:514 - 50:23:0000000:522, 50:23:0040856:531 - 50:23:0040856:560, 50:23:0030131:370 - 50:23:0030131:401, 50:23:0040856:80 - 50:23:0040856:842, 50:23:0030131:369, 50:23:0030131:376 - 50:23:0030131:379, 50:23:0030131:385 - 50:23:0030131:393, 50:23:0030131:143 - 50:23:0030131:368, 50:23:0000000:752 - 50:23:0000000:754, 50:23:0040856:618, 50:23:0040856:619, 50:23:0040856:676, 50:23:0040852:47 - 50:23:0040852:177, 50:23:0040852:200, 50:23:0040852:201, 50:23:0040856:861, 50:23:0040856:862, 50:23:0030131:891, 50:23:0030131:892, 50:23:0000000:1455, 50:23:0000000:1456, 50:23:0040856:843 - 50:23:0040856:845, 50:23:0000000:982, 50:23:0040852:202 - 50:23:0040852:219, 50:23:0040854:17, 50:23:0040856:741, расположенных в с/п Ганусовское Раменского муниципального района Московской области; 50:23:0040852:22, 50:23:0040852:25, 50:23:0040852:26, 50:23:0040852:27, 50:23:0040852:21, 50:23:0040852:23, расположенных в с/п Константиновское Раменского муниципального района Московской области; 50:23:0030128:70, 50:23:0030128:69, 50:23:0030137:77, 50:23:0030137:76, 50:23:0030131:57, 50:23:0030131:402 - 50:23:0030131:886, 50:23:0030131:894 - 50:23:0030131:896, 50:23:0030131:889 - 50:23:0030131:890, расположенных в с/п Островецкое Раменского муниципального района Московской области.
По земельным участкам, расположенным в сельском поселении Ганусовское, заявитель представил в налоговый орган налоговые декларации по земельному налогу, в которых производил исчисление земельного налога по налоговой ставке 0.195%.
Расчет земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0040852:22, 50:23:0040852:25, 50:23:0040852:26, 50:23:0040852:27, 50:23:0040852:21, 50:23:0040852:23, расположенных в с/п Константиновское, заявитель произвел с применением ставки земельного налога 0.3%.
В отношении земельных участков, расположенных в сельском поселении Островецкое, заявитель рассчитал земельный налог с применением ставки земельного налога 0.3%, за исключением земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0030131:894, 50:23:0030131:895, 50:23:0030131:896, 50:23:0030131:890, 50:23:0030131:889, в отношении которых заявитель применил ставку налоговую ставку 0,195%.
При расчете суммы налога заявителем применена ставка налога 0, 195%, установленная решением Совета депутатов сельского поселения Ганусовское Раменского муниципального района Московской области N 8/1-СД от 09.09.2010 г. "О земельном налоге", решением совета депутатов сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области N 8/2-СД от 24.09.2010 г. "О земельном налоге, решением совета депутатов сельского поселения Островецкое Раменского муниципального района Московской области N 8/1-СД от 16.09.2010 г. "О земельном налоге".
Согласно пунктов указанных решений налоговая ставка 0,195% установлена в отношении земельных участков, приобретенных (предоставлены) для садоводства, огородничества или животноводства, в том числе за земли огороднических, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, а также для дачного хозяйства.
Согласно пунктов указанных решений налоговая ставка 1,3% установлена в отношении прочих земельных участков.
Заявителем рассчитан налог исходя из размера налоговой ставки 0,195%.
Согласно позиции налогового органа заявителем при расчете суммы подлежащей оплате налога применена ставка налога 1,3%.
Суд апелляционной инстанции признает произведенное налоговым органом доначисление соответствующим нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налогового кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налогового кодексом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Также в данной статье дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
При исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Однако для применения пониженной налоговой ставки имеет значение факт предоставления (приобретения) участка для дачного хозяйства (дачного строительства).
Согласно вышеприведенной норме участок для этой цели может получить (приобрести) гражданин, имеющий право возвести на участке жилое строение и выращивать плодовые и другие культуры, а также некоммерческое объединение граждан, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Коммерческая организация вправе иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства", поскольку действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков. Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Аналогичная позиция содержится в решении ВАС РФ от 11.03.2013 N ВАС-17640/12 применительно к землям с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", которое в целях налогообложения не имеет существенного различия с землями, предоставленными для дачного хозяйства (дачного строительства).
Учитывая изложенное, у ООО УК "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д, У, ЗПИФ рентный "Перспектива" отсутствовали основания для применения пониженной ставки, что соответствует позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 23.09.2014 по делу N А41-63339/13.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя подтвердил, что спорные земельные участки сдавались в аренду, то есть использовались налогоплательщиком в коммерческих целях.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2014 года по делу N А41-295/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.

Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)