Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" Овсяниковой Н.Г. по доверенности от 17.02.2009, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области Богмы А.С. по доверенности от 15.06.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2009 года по делу N А13-8902/2009 (судья Докшина А.Ю.),
установил:
закрытое акционерное общество "Вологодский подшипниковый завод" (далее - общество, ЗАО "ВПЗ") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий инспекции, выразившихся во включении в справку N 67 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 недостоверных сведений о наличии у общества задолженности по налоговым санкциям по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 3 298 450 руб. 23 коп. В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общество просило суд возложить обязанность на инспекцию исключить из карточки лицевых счетов сведения о наличии указанной суммы задолженности.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2009 года признаны не соответствующими требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и незаконными действия инспекции, выразившиеся во включении в справку N 67 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 недостоверных сведений о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате налоговых санкций по НДФЛ в сумме 3 298 450 руб. 23 коп. На налоговый орган возложена обязанность в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "ВПЗ" путем исключения из карточки лицевых счетов общества сведений о задолженности по налоговым санкциям по НДФЛ в сумме 3 298 450 руб. 23 коп.
Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие вынесенного решения действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Налоговый орган считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что после вступления в законную силу решений по делам N А13-2865/00-11 и N А13-7508/01-07 инспекция не привела размер налоговых санкций в соответствие с положениями вступившего в законную силу НК РФ и не внесла соответствующие изменения в карточку лицевого счета общества. Также инспекция полагает, что суду первой инстанции следовало самостоятельно установить действительный размер налоговых санкций, подлежащих учету в карточке лицевого счета общества с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делам N А13-2865/00-11 и N А13-7508/01-07. Инспекция считает подтвержденной задолженность по штрафам по НДФЛ, отраженную в карточке лицевого счета общества в размере 3 298 450 руб. 23 коп.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с апелляционной жалобой, решение суда считают законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекция выдала обществу справку N 67 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 по форме N 39-1 (л.д. 8 - 10), в которой в графе 10 отразила задолженность налогоплательщика по налоговым санкциям по НДФЛ в сумме 3 298 450 руб. 23 коп.
Не согласившись с незаконными действиями инспекции, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, правомерно руководствовался следующим.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@) справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
В силу пункта 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Как видно из материалов дела, на основании актов документальной проверки АОЗТ "Вологодский подшипниковый завод" (правопредшественник ЗАО "ВПЗ") от 06.06.1997 и от 23.06.1997 были приняты следующие ненормативные акты: предписание Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Вологодской области и Государственной налоговой инспекции по Вологодской области от 25.06.1997; предписание налоговой полиции, Государственной налоговой инспекции по Вологодской области, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области, Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования от 26.06.1997 и предложение по акту проверки Государственной налоговой инспекции по городу Вологде от 23.06.1997.
Указанными ненормативными актами в соответствии со статьями 21 и 22 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон "О подоходном налоге с физических лиц") обществу доначислен, в том числе, подоходный налог в сумме 3 711 318 руб. 39 коп. (здесь и далее указаны деноминированные суммы) и штраф в размере 10% от суммы недобора по подоходному налогу, что составляет 371 131 руб. 84 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 сентября 2000 года по делу N А13-2865/00-11, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 8 ноября 2000 года и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2001 года (л.д. 33 - 43), отказано в удовлетворении иска ЗАО "ВПЗ" о признании недействительными данных предписаний от 25.06.1997, от 26.06.1997 и предложений по акту проверки от 23.06.1997.
Как следует из содержания судебных актов, судами всех инстанций признано, что оспариваемые предписания полностью соответствовали действовавшему в проверяемый период законодательству на момент их вынесения.
При этом в постановлении от 15 января 2001 года по делу N А13-2865/00-11 суд кассационной инстанции указал, что с учетом положений пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" решение о взыскании налоговой санкции за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999 года, не может быть принято судом после вступления в силу НК РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за такое правонарушение не может быть произведено после 31 декабря 1998 года. В том случае, когда НК РФ устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, применяется ответственность, установленная НК РФ. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 года может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных Кодексом за такое правонарушение.
Также в данном постановлении от 15 января 2001 года судом указано, что размер санкций должен быть приведен в соответствие с НК РФ либо контролирующими органами при обращении в суд с иском о взыскании финансовых санкций, либо судом при вынесении решения о взыскании финансовых санкций (л. д. 42).
В дальнейшем Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде в адрес ЗАО "ВПЗ" направлено требование об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды по состоянию на 20.04.2001 N 967 и в соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ принято решение от 10.05.2001 N 216 о взыскании указанной суммы налога в бесспорном порядке путем направления в банк, в котором открыты счета ЗАО "ВПЗ", инкассового распоряжения на списание и перечисление данных денежных средств в соответствующие бюджеты.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 декабря 2001 года по делу N А13-7508/01-07 (л.д. 11 - 14) удовлетворен иск ЗАО "ВПЗ" о признании недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде от 10.05.2001 N 216 полностью и требования указанной инспекции от 20.04.2001 N 967 в части возложения на ЗАО "ВПЗ" обязанности уплатить НДФЛ в сумме 3 711 318 руб. 39 коп.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 15 февраля 2002 года (л.д. 15 - 17) и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2002 года (л.д. 18 - 19) решение суда по делу N А13-7508/01-07 оставлено без изменения.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили нарушение инспекцией порядка взыскания спорной суммы недобора по НДФЛ в размере 3 711 318 руб. 39 коп.
Кроме того, Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 17 апреля 2002 года по делу N А13-7508/01-07 установлено, что, признавая акты налоговых органов соответствующими законодательству, действовавшему на момент их принятия, в постановлении от 15 января 2001 года по делу N А13-2865/00-11 кассационная инстанция, вместе с тем, указала, что в связи с принятием НК РФ с ЗАО "ВПЗ" не могут быть взысканы санкции в виде неудержанной суммы подоходного налога и штраф в размере 10% в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". В названном постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, кроме того, указано, что взыскание финансовых санкций может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных НК РФ.
При этом в постановлении от 17 апреля 2002 года по делу N А13-7508/01-07 суд кассационной инстанции также указал на то, что в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" не удержанная с налогоплательщиков сумма подоходного налога являлась санкцией. Эта санкция не может быть взыскана в бюджет после 01.01.1999 в соответствии с пунктом 3 статьи 5 НК РФ, поскольку Кодексом предусмотрена более мягкая ответственность за то же правонарушение.
Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
В апелляционной жалобе инспекция сослалась на то, что поскольку налоговая инспекция не обращалась в суд с заявлением о взыскании с общества налоговых санкций в виде недобора по НДФЛ, то приведение в соответствие с НК РФ размера спорной суммы санкций при отражении ее в карточке лицевого счета не требовалось, так как не производилось фактического взыскания данных налоговых санкций по НДФЛ.
Инспекцией не оспаривается, что при составлении справки N 67 налоговым органом в карточку лицевого счета налогоплательщика внесены сведения о наличии у него задолженности по штрафу по НДФЛ без приведения данной суммы санкций в соответствие с НК РФ.
Таким образом, сумма недобора по НДФЛ в размере 3 711 318 руб. 39 коп., числящаяся в карточке лицевого счета как сальдо по состоянию на 01.01.2002, из графы 7 - "недоимка" 31.01.2002 переведена инспекцией в графу 5 - "начислено к уменьшению" и в этот же день переведена в графу 11 - "начислено/уменьшено штраф" (л.д. 48). Общее сальдо по штрафу по НДФЛ по данным карточки лицевого счета составило 4 082 450 руб. 23 коп. (371 131,84 + 3 711 318,39). При этом сумма 371 131 руб. 84 коп. является штрафом в размере 10% от суммы недобора, начисленной обществу в предложении по акту проверки Государственной налоговой инспекции по городу Вологде от 23.06.1997, оспоренном заявителем в Арбитражном суде Вологодской области по делу N А13-2865/00-11.
В апелляционной жалобе инспекция указывает, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и постановления Губернатора Вологодской области от 19.07.2001 N 699 "О порядке проведения реструктуризации в 2001 году задолженности юридических лиц перед областным бюджетом" налоговой инспекцией была проведена реструктуризация кредиторской задолженности ЗАО "ВПЗ" перед областным бюджетом по начисленным штрафам на сумму 784 000 руб. В суде первой инстанции в отзыве на заявление инспекция утверждала о проведении реструктуризации задолженности ЗАО "ВПЗ" перед федеральным бюджетом по начисленным штрафам на указанную сумму.
В подтверждение проведенной реструктуризации в суде первой инстанции на данную сумму задолженности представитель инспекции в ходе рассмотрения дела сослался на наличие записи в столбце 13 - "сальдо штрафа" в выписке из лицевого счета налогоплательщика по НДФЛ за 2002 год, датированной 30.03.2002 (л.д. 48), на сведения об отсроченных платежах и уплате (л.д. 45) и на акт сверки расчетов по платежам за время с 01.01.2002 по 31.08.2002 (л.д. 47).
Также из отзыва на заявление следует, что в результате досрочной оплаты обществом реструктуризации и списания части суммы по реструктуризации сальдо штрафа в 2003 году составило 3 298 450 руб. 23 коп. (4 082 450,23 - 784 000). В дальнейшем согласно выпискам из лицевого счета общества по НДФЛ за 2004 - 2009 годы (л.д. 63 - 101) сальдо штрафа на начало каждого года остается неизменным и составляет 3 298 450 руб. 23 коп.
Судом первой инстанции установлено, что в сведениях об отсроченных платежах и уплате (л. д. 45) не содержится информации о том, по какому виду налогов, пеней и штрафов заявителю предоставлена реструктуризация. При этом решения о предоставлении ЗАО "ВПЗ" реструктуризации на сумму штрафа по НДФЛ в размере 784 000 руб. ни ответчиком, ни заявителем в материалы дела не представлено по причине истечения срока хранения такого документа. Наличие записей в карточке лицевого счета о видах проведенных инспекцией операций по отражению налоговых обязательств налогоплательщика само по себе не является доказательством реального осуществления таких операций и должно подтверждаться соответствующими доказательствами о проведении данных операций (документы об уплате налоговых платежей, решения о зачете, решения о проведении реструктуризации задолженности и т.п.).
В суд апелляционной инстанции в подтверждение предоставления реструктуризации на сумму штрафа по НДФЛ в размере 784 000 руб. налоговым органом представлены протокол заседания комиссии по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц от 24.07.2003 N 9, акт сверки задолженности по решениям о реструктуризации кредиторской задолженности по состоянию на 01.04.2003, письма от 24.10.2002 N 09-2160, от 29.11.2002 N 09/2509, от 20.01.2003 N 09/192, от 18.07.2003 N 09-01/1743, от 10.09.2002 N 18-24/35255, платежные поручения от 20.12.2002 N 577 и 578, от 18.07.2003 N 817 и 818, решение от 31.01.2002 N 157, протокол от 31.01.2002 N 157, данные о погашении задолженности ЗАО "ВПЗ" по пеням и штрафам в областной бюджет согласно графику реструктуризации по решению от 31.07.2001 N 2-1 за 4 квартал 2002 года, данные о погашении задолженности ЗАО "ВПЗ" по пеням и штрафам в областной бюджет согласно графику реструктуризации за 3 квартал 2002 года, данные о погашении задолженности ЗАО "ВПЗ" по пеням и штрафам в областной бюджет согласно графику реструктуризации за 3 и 4 кварталы 2001 года, 1 - 3 кварталы 2002 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные налоговым органом документы, считает, что они не могут являться доказательствами в подтверждение доводов инспекции, поскольку из их содержания не следует, что ЗАО "ВПЗ" была предоставлена реструктуризация на сумму штрафа по НДФЛ в размере 784 000 руб.
На основании приказа Министерства по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" (утратил силу с 01.08.2005), приказов Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ и от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" решения арбитражных судов о признании неправомерными решений налоговых органов (полностью или частично) по результатам налоговых проверок отражаются в лицевых карточках налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка налогового органа на положения статьи 59 НК РФ, поскольку требование о списании спорной суммы налоговых санкций по НДФЛ как не реальной ко взысканию (безнадежной) обществом не заявлялось.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Однако после вступления в законную силу решений арбитражного суда по делам N А13-2865/00-11 и N А13-7508/01-07 инспекция не привела размер налоговых санкций в соответствие с положениями вступившего в законную силу НК РФ и не внесла соответствующие изменения в карточку лицевого счета общества.
По имеющимся в материалах дела документам суд апелляционной инстанции не имеет возможности установить действительный размер налоговых санкций, подлежащий отражению в карточке лицевого счета общества с учетом вступивших в законную силу судебных актов по указанным делам, поскольку представленные инспекцией документы в отношении реструктуризации задолженности по штрафу не являются достоверными доказательствами того, что реструктуризация штрафа была предоставлена ЗАО "ВПЗ" именно на сумму 784 000 руб., а не на иную сумму, поскольку решение о реструктуризации задолженности в материалах дела отсутствует.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из статьи 71 АПК РФ следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. С учетом приведенных норм суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений.
Таким образом, отражение в документах внутриведомственного учета сведений о задолженности общества без учета вступивших в законную силу судебных актов нарушает его права и законные интересы заявителя, поскольку на основании этих сведений обществу выдана справка, содержание которой не соответствует реальной обязанности налогоплательщика в отношении задолженности по штрафам, а указанная в ней сумма задолженности по штрафу по НДФЛ не соответствует действительности и ее размер ответчиком не доказан. Следовательно, инспекция продолжает учитывать в лицевом счете налогоплательщика налоговые санкции по НДФЛ, размер которых необоснован и документально не подтвержден.
Налоговый орган указал на то, что лицевые счета налогоплательщиков являются внутренними документами инспекции, предназначенными для контроля, и наличие в них определенных сведений о суммах недоимок (пеней, налоговых санкций) само по себе не нарушает прав налогоплательщика.
Действительно, наличие в документах внутриведомственного учета (лицевых счетах) сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей.
Однако, изучив конкретные обстоятельства данного дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что сохранение сведений о наличии недоказанной налоговым органом задолженности по штрафу в сумме 3 298 450 руб. 23 коп. нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им хозяйственной деятельности. Невнесение в карточку лицевого счета изменений на практике влечет за собой повторное направление налоговым органом требований об уплате налогов, принятие решений о принудительном их взыскании, а также препятствует получению предприятием справок об отсутствии задолженности по налогам и сборам и законному возврату обязательных платежей, необходимых ему для ведения нормальной хозяйственной деятельности (в частности, использования систем кредитования).
При таких обстоятельствах действия инспекции, выразившиеся во включении в справку N 67 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 недостоверных сведений о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате 3 298 450 руб. 23 коп. налоговых санкций по НДФЛ правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд первой инстанции обоснованно посчитал необходимым обязать налоговую инспекцию исключить из карточки лицевых счетов сведения об имеющейся у налогоплательщика задолженности по налоговым санкциям по НДФЛ в оспариваемой сумме.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2009 года по делу N А13-8902/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2010 ПО ДЕЛУ N А13-8902/2009
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2010 г. по делу N А13-8902/2009
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" Овсяниковой Н.Г. по доверенности от 17.02.2009, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области Богмы А.С. по доверенности от 15.06.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2009 года по делу N А13-8902/2009 (судья Докшина А.Ю.),
установил:
закрытое акционерное общество "Вологодский подшипниковый завод" (далее - общество, ЗАО "ВПЗ") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий инспекции, выразившихся во включении в справку N 67 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 недостоверных сведений о наличии у общества задолженности по налоговым санкциям по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 3 298 450 руб. 23 коп. В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общество просило суд возложить обязанность на инспекцию исключить из карточки лицевых счетов сведения о наличии указанной суммы задолженности.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2009 года признаны не соответствующими требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и незаконными действия инспекции, выразившиеся во включении в справку N 67 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 недостоверных сведений о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате налоговых санкций по НДФЛ в сумме 3 298 450 руб. 23 коп. На налоговый орган возложена обязанность в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "ВПЗ" путем исключения из карточки лицевых счетов общества сведений о задолженности по налоговым санкциям по НДФЛ в сумме 3 298 450 руб. 23 коп.
Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие вынесенного решения действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Налоговый орган считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что после вступления в законную силу решений по делам N А13-2865/00-11 и N А13-7508/01-07 инспекция не привела размер налоговых санкций в соответствие с положениями вступившего в законную силу НК РФ и не внесла соответствующие изменения в карточку лицевого счета общества. Также инспекция полагает, что суду первой инстанции следовало самостоятельно установить действительный размер налоговых санкций, подлежащих учету в карточке лицевого счета общества с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делам N А13-2865/00-11 и N А13-7508/01-07. Инспекция считает подтвержденной задолженность по штрафам по НДФЛ, отраженную в карточке лицевого счета общества в размере 3 298 450 руб. 23 коп.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с апелляционной жалобой, решение суда считают законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекция выдала обществу справку N 67 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 по форме N 39-1 (л.д. 8 - 10), в которой в графе 10 отразила задолженность налогоплательщика по налоговым санкциям по НДФЛ в сумме 3 298 450 руб. 23 коп.
Не согласившись с незаконными действиями инспекции, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, правомерно руководствовался следующим.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@) справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
В силу пункта 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Как видно из материалов дела, на основании актов документальной проверки АОЗТ "Вологодский подшипниковый завод" (правопредшественник ЗАО "ВПЗ") от 06.06.1997 и от 23.06.1997 были приняты следующие ненормативные акты: предписание Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Вологодской области и Государственной налоговой инспекции по Вологодской области от 25.06.1997; предписание налоговой полиции, Государственной налоговой инспекции по Вологодской области, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области, Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования от 26.06.1997 и предложение по акту проверки Государственной налоговой инспекции по городу Вологде от 23.06.1997.
Указанными ненормативными актами в соответствии со статьями 21 и 22 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон "О подоходном налоге с физических лиц") обществу доначислен, в том числе, подоходный налог в сумме 3 711 318 руб. 39 коп. (здесь и далее указаны деноминированные суммы) и штраф в размере 10% от суммы недобора по подоходному налогу, что составляет 371 131 руб. 84 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 сентября 2000 года по делу N А13-2865/00-11, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 8 ноября 2000 года и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2001 года (л.д. 33 - 43), отказано в удовлетворении иска ЗАО "ВПЗ" о признании недействительными данных предписаний от 25.06.1997, от 26.06.1997 и предложений по акту проверки от 23.06.1997.
Как следует из содержания судебных актов, судами всех инстанций признано, что оспариваемые предписания полностью соответствовали действовавшему в проверяемый период законодательству на момент их вынесения.
При этом в постановлении от 15 января 2001 года по делу N А13-2865/00-11 суд кассационной инстанции указал, что с учетом положений пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" решение о взыскании налоговой санкции за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999 года, не может быть принято судом после вступления в силу НК РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за такое правонарушение не может быть произведено после 31 декабря 1998 года. В том случае, когда НК РФ устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, применяется ответственность, установленная НК РФ. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 года может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных Кодексом за такое правонарушение.
Также в данном постановлении от 15 января 2001 года судом указано, что размер санкций должен быть приведен в соответствие с НК РФ либо контролирующими органами при обращении в суд с иском о взыскании финансовых санкций, либо судом при вынесении решения о взыскании финансовых санкций (л. д. 42).
В дальнейшем Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде в адрес ЗАО "ВПЗ" направлено требование об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды по состоянию на 20.04.2001 N 967 и в соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ принято решение от 10.05.2001 N 216 о взыскании указанной суммы налога в бесспорном порядке путем направления в банк, в котором открыты счета ЗАО "ВПЗ", инкассового распоряжения на списание и перечисление данных денежных средств в соответствующие бюджеты.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 декабря 2001 года по делу N А13-7508/01-07 (л.д. 11 - 14) удовлетворен иск ЗАО "ВПЗ" о признании недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде от 10.05.2001 N 216 полностью и требования указанной инспекции от 20.04.2001 N 967 в части возложения на ЗАО "ВПЗ" обязанности уплатить НДФЛ в сумме 3 711 318 руб. 39 коп.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 15 февраля 2002 года (л.д. 15 - 17) и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2002 года (л.д. 18 - 19) решение суда по делу N А13-7508/01-07 оставлено без изменения.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили нарушение инспекцией порядка взыскания спорной суммы недобора по НДФЛ в размере 3 711 318 руб. 39 коп.
Кроме того, Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 17 апреля 2002 года по делу N А13-7508/01-07 установлено, что, признавая акты налоговых органов соответствующими законодательству, действовавшему на момент их принятия, в постановлении от 15 января 2001 года по делу N А13-2865/00-11 кассационная инстанция, вместе с тем, указала, что в связи с принятием НК РФ с ЗАО "ВПЗ" не могут быть взысканы санкции в виде неудержанной суммы подоходного налога и штраф в размере 10% в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". В названном постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, кроме того, указано, что взыскание финансовых санкций может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных НК РФ.
При этом в постановлении от 17 апреля 2002 года по делу N А13-7508/01-07 суд кассационной инстанции также указал на то, что в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" не удержанная с налогоплательщиков сумма подоходного налога являлась санкцией. Эта санкция не может быть взыскана в бюджет после 01.01.1999 в соответствии с пунктом 3 статьи 5 НК РФ, поскольку Кодексом предусмотрена более мягкая ответственность за то же правонарушение.
Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
В апелляционной жалобе инспекция сослалась на то, что поскольку налоговая инспекция не обращалась в суд с заявлением о взыскании с общества налоговых санкций в виде недобора по НДФЛ, то приведение в соответствие с НК РФ размера спорной суммы санкций при отражении ее в карточке лицевого счета не требовалось, так как не производилось фактического взыскания данных налоговых санкций по НДФЛ.
Инспекцией не оспаривается, что при составлении справки N 67 налоговым органом в карточку лицевого счета налогоплательщика внесены сведения о наличии у него задолженности по штрафу по НДФЛ без приведения данной суммы санкций в соответствие с НК РФ.
Таким образом, сумма недобора по НДФЛ в размере 3 711 318 руб. 39 коп., числящаяся в карточке лицевого счета как сальдо по состоянию на 01.01.2002, из графы 7 - "недоимка" 31.01.2002 переведена инспекцией в графу 5 - "начислено к уменьшению" и в этот же день переведена в графу 11 - "начислено/уменьшено штраф" (л.д. 48). Общее сальдо по штрафу по НДФЛ по данным карточки лицевого счета составило 4 082 450 руб. 23 коп. (371 131,84 + 3 711 318,39). При этом сумма 371 131 руб. 84 коп. является штрафом в размере 10% от суммы недобора, начисленной обществу в предложении по акту проверки Государственной налоговой инспекции по городу Вологде от 23.06.1997, оспоренном заявителем в Арбитражном суде Вологодской области по делу N А13-2865/00-11.
В апелляционной жалобе инспекция указывает, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и постановления Губернатора Вологодской области от 19.07.2001 N 699 "О порядке проведения реструктуризации в 2001 году задолженности юридических лиц перед областным бюджетом" налоговой инспекцией была проведена реструктуризация кредиторской задолженности ЗАО "ВПЗ" перед областным бюджетом по начисленным штрафам на сумму 784 000 руб. В суде первой инстанции в отзыве на заявление инспекция утверждала о проведении реструктуризации задолженности ЗАО "ВПЗ" перед федеральным бюджетом по начисленным штрафам на указанную сумму.
В подтверждение проведенной реструктуризации в суде первой инстанции на данную сумму задолженности представитель инспекции в ходе рассмотрения дела сослался на наличие записи в столбце 13 - "сальдо штрафа" в выписке из лицевого счета налогоплательщика по НДФЛ за 2002 год, датированной 30.03.2002 (л.д. 48), на сведения об отсроченных платежах и уплате (л.д. 45) и на акт сверки расчетов по платежам за время с 01.01.2002 по 31.08.2002 (л.д. 47).
Также из отзыва на заявление следует, что в результате досрочной оплаты обществом реструктуризации и списания части суммы по реструктуризации сальдо штрафа в 2003 году составило 3 298 450 руб. 23 коп. (4 082 450,23 - 784 000). В дальнейшем согласно выпискам из лицевого счета общества по НДФЛ за 2004 - 2009 годы (л.д. 63 - 101) сальдо штрафа на начало каждого года остается неизменным и составляет 3 298 450 руб. 23 коп.
Судом первой инстанции установлено, что в сведениях об отсроченных платежах и уплате (л. д. 45) не содержится информации о том, по какому виду налогов, пеней и штрафов заявителю предоставлена реструктуризация. При этом решения о предоставлении ЗАО "ВПЗ" реструктуризации на сумму штрафа по НДФЛ в размере 784 000 руб. ни ответчиком, ни заявителем в материалы дела не представлено по причине истечения срока хранения такого документа. Наличие записей в карточке лицевого счета о видах проведенных инспекцией операций по отражению налоговых обязательств налогоплательщика само по себе не является доказательством реального осуществления таких операций и должно подтверждаться соответствующими доказательствами о проведении данных операций (документы об уплате налоговых платежей, решения о зачете, решения о проведении реструктуризации задолженности и т.п.).
В суд апелляционной инстанции в подтверждение предоставления реструктуризации на сумму штрафа по НДФЛ в размере 784 000 руб. налоговым органом представлены протокол заседания комиссии по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц от 24.07.2003 N 9, акт сверки задолженности по решениям о реструктуризации кредиторской задолженности по состоянию на 01.04.2003, письма от 24.10.2002 N 09-2160, от 29.11.2002 N 09/2509, от 20.01.2003 N 09/192, от 18.07.2003 N 09-01/1743, от 10.09.2002 N 18-24/35255, платежные поручения от 20.12.2002 N 577 и 578, от 18.07.2003 N 817 и 818, решение от 31.01.2002 N 157, протокол от 31.01.2002 N 157, данные о погашении задолженности ЗАО "ВПЗ" по пеням и штрафам в областной бюджет согласно графику реструктуризации по решению от 31.07.2001 N 2-1 за 4 квартал 2002 года, данные о погашении задолженности ЗАО "ВПЗ" по пеням и штрафам в областной бюджет согласно графику реструктуризации за 3 квартал 2002 года, данные о погашении задолженности ЗАО "ВПЗ" по пеням и штрафам в областной бюджет согласно графику реструктуризации за 3 и 4 кварталы 2001 года, 1 - 3 кварталы 2002 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные налоговым органом документы, считает, что они не могут являться доказательствами в подтверждение доводов инспекции, поскольку из их содержания не следует, что ЗАО "ВПЗ" была предоставлена реструктуризация на сумму штрафа по НДФЛ в размере 784 000 руб.
На основании приказа Министерства по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" (утратил силу с 01.08.2005), приказов Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ и от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" решения арбитражных судов о признании неправомерными решений налоговых органов (полностью или частично) по результатам налоговых проверок отражаются в лицевых карточках налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка налогового органа на положения статьи 59 НК РФ, поскольку требование о списании спорной суммы налоговых санкций по НДФЛ как не реальной ко взысканию (безнадежной) обществом не заявлялось.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Однако после вступления в законную силу решений арбитражного суда по делам N А13-2865/00-11 и N А13-7508/01-07 инспекция не привела размер налоговых санкций в соответствие с положениями вступившего в законную силу НК РФ и не внесла соответствующие изменения в карточку лицевого счета общества.
По имеющимся в материалах дела документам суд апелляционной инстанции не имеет возможности установить действительный размер налоговых санкций, подлежащий отражению в карточке лицевого счета общества с учетом вступивших в законную силу судебных актов по указанным делам, поскольку представленные инспекцией документы в отношении реструктуризации задолженности по штрафу не являются достоверными доказательствами того, что реструктуризация штрафа была предоставлена ЗАО "ВПЗ" именно на сумму 784 000 руб., а не на иную сумму, поскольку решение о реструктуризации задолженности в материалах дела отсутствует.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из статьи 71 АПК РФ следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. С учетом приведенных норм суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений.
Таким образом, отражение в документах внутриведомственного учета сведений о задолженности общества без учета вступивших в законную силу судебных актов нарушает его права и законные интересы заявителя, поскольку на основании этих сведений обществу выдана справка, содержание которой не соответствует реальной обязанности налогоплательщика в отношении задолженности по штрафам, а указанная в ней сумма задолженности по штрафу по НДФЛ не соответствует действительности и ее размер ответчиком не доказан. Следовательно, инспекция продолжает учитывать в лицевом счете налогоплательщика налоговые санкции по НДФЛ, размер которых необоснован и документально не подтвержден.
Налоговый орган указал на то, что лицевые счета налогоплательщиков являются внутренними документами инспекции, предназначенными для контроля, и наличие в них определенных сведений о суммах недоимок (пеней, налоговых санкций) само по себе не нарушает прав налогоплательщика.
Действительно, наличие в документах внутриведомственного учета (лицевых счетах) сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей.
Однако, изучив конкретные обстоятельства данного дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что сохранение сведений о наличии недоказанной налоговым органом задолженности по штрафу в сумме 3 298 450 руб. 23 коп. нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им хозяйственной деятельности. Невнесение в карточку лицевого счета изменений на практике влечет за собой повторное направление налоговым органом требований об уплате налогов, принятие решений о принудительном их взыскании, а также препятствует получению предприятием справок об отсутствии задолженности по налогам и сборам и законному возврату обязательных платежей, необходимых ему для ведения нормальной хозяйственной деятельности (в частности, использования систем кредитования).
При таких обстоятельствах действия инспекции, выразившиеся во включении в справку N 67 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 недостоверных сведений о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате 3 298 450 руб. 23 коп. налоговых санкций по НДФЛ правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд первой инстанции обоснованно посчитал необходимым обязать налоговую инспекцию исключить из карточки лицевых счетов сведения об имеющейся у налогоплательщика задолженности по налоговым санкциям по НДФЛ в оспариваемой сумме.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2009 года по делу N А13-8902/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)