Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 24.07.2014
Полный текст постановления изготовлен 31.07.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Николаевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" (ОГРН 1104632010890, ИНН 4632127270, ул. Дзержинского, д. 92, г. Курск, 305016) - Мельникова Ю.В. (руководитель, выписка из приказа от 02.07.2014 N 506), Фомичихина А.В. (дов. от 22.07.2014), Герасина С.И. (дов. от 22.07.2014),
от заинтересованных лиц: Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (ОГРН 1044637018260, ИНН 4632044137, ул. Марата, 9, г. Курск, 305002) - Старковой А.В. (руководитель, приказ от 12.08.2008 N 941 л/с),
заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М. (г. Курск) - Старковой А.В. (дов. от 11.10.2012),
старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. (г. Курск) - Старковой А.В. (дов. от 11.10.2012),
главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. (г. Курск) - Старковой А.В. (дов. от 11.10.2012),
главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В. (г. Курск) - Старковой А.В. (дов. от 11.10.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" на решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 (судья Лымарь Д.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А35-8199/2012,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" (далее - Учреждение, ФКУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий должностных лиц ревизионной группы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Территориальное управление, ТУ ФС ФБН) при проведении проверки в период с 01.03.2012 по 22.05.2012, в том числе:
- - действия заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М. по выявлению недостачи 3 зданий в ФБУ в/ч 11262;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению недостачи 26 единиц автомобильной техники в ФБУ в/ч 32406;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений переплаты дополнительного материального стимулирования за счет средств федерального бюджета в результате начисления в размерах, превышающих пятикратный размер установленной расчетной суммы;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению излишне перечисленного налога на доходы физических лиц, в том числе: удержанного дополнительного материального стимулирования, в связи с необоснованной выплатой работникам КЭЧ задолженности по заработной плате, в связи с переплатой надбавки за выслугу лет, излишне перечислен налог на доходы физических лиц по состоянию на 01.01.2012;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. в выявлении нарушений в связи с неправомерным принятием обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств по денежному довольствию военнослужащих, излишне выплаченного дополнительного материального стимулирования за III, IV кварталы в сумме 5612026,89 руб., что привело к образованию кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 5612026,89 руб.;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений необоснованной выплаты работникам КЭЧ задолженности по заработной плате за период с 01.09.2011 по 31.11.2011;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений излишне начисленных и перечисленных страховых взносов по внебюджетные фонды, в том числе: в связи с необоснованной выплатой работникам КЭЧ задолженности по заработной плате, в связи с переплатой надбавки за выслугу лет;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений превышения начисленных и выплаченных расходов над контрольными суммами фондов заработной платы гражданскому персоналу;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений переплаты дополнительного материального стимулирования за счет средств федерального бюджета на сумму не исчисленного и не удержанного налога на доходы физических лиц;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В. по выявлению нарушения Учреждением в 2011 году принятия бюджетных обязательств по денежному довольствию военнослужащих сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений недоплаты денежного вознаграждения за счет средств федерального бюджета военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, за проведение взрывных работ по уничтожению боеприпасов;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений в связи с недоплатой процентной надбавки военнослужащему за знание иностранных языков, не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц;
- - действия заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН Филипповской Н.М. по выявлению фактов нарушений порядка оформления материалов инвентаризации в войсковой части 11262.
Наряду с оспариванием действий должностных лиц, заявитель также просил признать недействительным полностью представление ТУ ФС ФБН о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 44-10/1580 от 27.07.2012.
Определением арбитражного суда от 18.09.2012 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве соответчиков (заинтересованных лиц) были привлечены должностные лица ТУ ФС ФБН по Курской области - заместитель начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповская Н.М., старший контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Курасова В.В., главный контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусова Л.И., главный контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцева В.В.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным представление ТУ ФС ФБН от 27.07.2012 в части указания на нарушение ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" пункта 18 Порядка ведения кассовых операций в виде несдачи в банк депонированных сумм (абзац 3 страницы 11 оспариваемого предписания). В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
При этом заявитель жалобы указывает на незаконность действий ТУ ФС ФБН по Курской области при осуществлении ревизионной проверки, нарушение процедуры проверки.
В отзыве на жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов Учреждения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что у судов отсутствовали основания для признания оспоренного представления ТУ ФС ФБН по Курской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.07.2012 N 44-10/1580 законным в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области 27.07.2012 вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 44-08-10/1580, согласно которому ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Курской и Белгородской областям" предложено:
1. Рассмотреть Представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и принять следующие меры по устранению выявленных нарушений:
- 1.1. Обеспечить своевременное отражение результатов инвентаризаций в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с требованиями Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365;
- 1.2. Начисление денежного довольствия военнослужащим Учреждения производить на основании приказов командиров войсковых частей, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов Министерства обороны Российской Федерации;
- 1.3. Принять меры к возмещению переплаты дополнительного материального стимулирования и устранению недоплаты денежного довольствия военнослужащим Учреждения;
- 1.4 Начисление заработной платы работникам Учреждения производить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и контрольными суммами фондов заработной платы;
- 1.5 Оплату командировочных расходов производить в соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
- 1.6. Привести расчеты по обязательным платежам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налогу на доходы физических лиц в соответствие с фактически произведенными начислениями;
- 1.7. Принятие обязательств и расходование денежных средств производить в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств;
- 1.8 Ведение бухгалтерского учета осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" от 06.12.2010 N 162н.
2. Рассмотреть вопрос о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам.
- 3. Устранить причины и условия, способствовавшие совершению нарушений, и разработать мероприятия по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
- 4. Установить сроки исполнения каждого мероприятия и назначить ответственных лиц;
- 5. Сообщить в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о принятых мерах до 7 августа 2012 года.
В указанном представлении в мотивировочной части отражены нарушения, выявленные в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Не согласившись с указанным представлением, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Отказывая частично в удовлетворении данных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что указанные в представлении нарушения, допущенные Учреждением, подтверждены материалами дела, не опровергнуты доводами заявителя, а представление принято в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ и Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Регламент), утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции указал, что оспоренное представление не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку Учреждению предложено только лишь рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства, с требований по устранению нарушений оно не содержит.
Однако, суд кассационной инстанции не согласен с выводами судов о законности оспоренного представления.
Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действовавшей в период проведения ревизии) федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Подпунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Согласно пункту 123 Регламента на основании результатов ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Из представления от 27.07.2012 N 44-08-10/1580 следует, что рассматривала материалы ревизии и установила на их основании допущенные учреждением нарушения руководитель ТУ ФС ФБН в Курской области Старкова А.В.
Однако представление подписано и.о. руководителя территориального управления Ноздриной Е.Н.
В ходе судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы принявшая участие руководитель территориального управления Старкова А.В. подтвердила, что материалы ревизии рассматривала она, а представление вынесено Ноздриной Е.Н., как исполнявшей ее обязанности.
Указанное свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспоренного предписания, в связи с чем, вывод судов о его законности неправомерен.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным действий должностных лиц управления, принимавших участие в ревизионной проверке, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о соответствии действий проверяющих лиц требованиям Бюджетного кодекса и Регламенту.
Частью 4 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что действия органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
В соответствии с п. 66 названного Регламента ревизия (проверка) назначается руководителем территориального органа - если она проводится работниками территориального органа.
Решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом, в котором указывается наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).
Однако положения Регламента не указывают на обязательность вручения программы проверки руководителю или иному уполномоченному лицу проверяемой организации.
Из пункта 79 Регламента следует, что руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки), ознакомить его с программой ревизии (проверки).
Судом первой инстанции обоснованно указано, что поскольку Регламент не предусматривает конкретного способа фиксации факта ознакомления руководителя проверяемой организации с программой ревизии, в том числе - не устанавливает обязанности ознакомления с программой ревизии под роспись, а также не предусматривает обязанности повторного вручения программы ревизии руководителю в случае его временного отсутствия при условии замещения его другим присутствующим в момент начала ревизии лицом, а сторонами не представлено документальных доказательств, с достоверностью опровергающих факт ознакомления исполняющего обязанности руководителя ФКУ "ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям" Власенко С.Н. с программой ревизии 01.03.2012, основания для признания результатов ревизии недействительными исключительно по этому основанию отсутствуют.
Согласно положениям Регламента, в зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по изучению, в том числе ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности (пункт 5). Для проведения каждой отдельной ревизии (проверки) за исключением встречной проверки, составляется программа ревизии (проверки) (пункт 54). В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. (пункт 82).
Судом первой инстанции рассмотрены и оценены доводы учреждения о незаконности действий должностных лиц управления Филипповской, Курасовой, Мокроусовой, Сивцевой по выявлению отдельных нарушений исполнения бюджетного процесса, которые не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судами данные требования закона выполнены надлежащим образом, выводы судов соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц ТУ ФС ФБН по Курской области по выявлению отдельных нарушений и учета приведенных доводов кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А35-8199/2012 в части отказа ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" в удовлетворении требований о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 27.07.2012 N 44-08-10/1580 отменить и в этой части требования удовлетворить.
Признать незаконным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 27.07.2012 N 44-08-10/1580.
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А35-8199/2012 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2014 ПО ДЕЛУ N А35-8199/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу N А35-8199/2012
Резолютивная часть объявлена 24.07.2014
Полный текст постановления изготовлен 31.07.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Николаевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" (ОГРН 1104632010890, ИНН 4632127270, ул. Дзержинского, д. 92, г. Курск, 305016) - Мельникова Ю.В. (руководитель, выписка из приказа от 02.07.2014 N 506), Фомичихина А.В. (дов. от 22.07.2014), Герасина С.И. (дов. от 22.07.2014),
от заинтересованных лиц: Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (ОГРН 1044637018260, ИНН 4632044137, ул. Марата, 9, г. Курск, 305002) - Старковой А.В. (руководитель, приказ от 12.08.2008 N 941 л/с),
заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М. (г. Курск) - Старковой А.В. (дов. от 11.10.2012),
старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. (г. Курск) - Старковой А.В. (дов. от 11.10.2012),
главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. (г. Курск) - Старковой А.В. (дов. от 11.10.2012),
главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В. (г. Курск) - Старковой А.В. (дов. от 11.10.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" на решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 (судья Лымарь Д.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А35-8199/2012,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" (далее - Учреждение, ФКУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий должностных лиц ревизионной группы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Территориальное управление, ТУ ФС ФБН) при проведении проверки в период с 01.03.2012 по 22.05.2012, в том числе:
- - действия заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповской Н.М. по выявлению недостачи 3 зданий в ФБУ в/ч 11262;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению недостачи 26 единиц автомобильной техники в ФБУ в/ч 32406;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений переплаты дополнительного материального стимулирования за счет средств федерального бюджета в результате начисления в размерах, превышающих пятикратный размер установленной расчетной суммы;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению излишне перечисленного налога на доходы физических лиц, в том числе: удержанного дополнительного материального стимулирования, в связи с необоснованной выплатой работникам КЭЧ задолженности по заработной плате, в связи с переплатой надбавки за выслугу лет, излишне перечислен налог на доходы физических лиц по состоянию на 01.01.2012;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. в выявлении нарушений в связи с неправомерным принятием обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств по денежному довольствию военнослужащих, излишне выплаченного дополнительного материального стимулирования за III, IV кварталы в сумме 5612026,89 руб., что привело к образованию кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 5612026,89 руб.;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений необоснованной выплаты работникам КЭЧ задолженности по заработной плате за период с 01.09.2011 по 31.11.2011;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений излишне начисленных и перечисленных страховых взносов по внебюджетные фонды, в том числе: в связи с необоснованной выплатой работникам КЭЧ задолженности по заработной плате, в связи с переплатой надбавки за выслугу лет;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусовой Л.И. по выявлению нарушений превышения начисленных и выплаченных расходов над контрольными суммами фондов заработной платы гражданскому персоналу;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений переплаты дополнительного материального стимулирования за счет средств федерального бюджета на сумму не исчисленного и не удержанного налога на доходы физических лиц;
- - действия главного контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцевой В.В. по выявлению нарушения Учреждением в 2011 году принятия бюджетных обязательств по денежному довольствию военнослужащих сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений недоплаты денежного вознаграждения за счет средств федерального бюджета военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, за проведение взрывных работ по уничтожению боеприпасов;
- - действия старшего контролера-ревизора ТУ ФС ФБН в Курской области Курасовой В.В. по выявлению нарушений в связи с недоплатой процентной надбавки военнослужащему за знание иностранных языков, не исчислен и не уплачен налог на доходы физических лиц;
- - действия заместителя начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН Филипповской Н.М. по выявлению фактов нарушений порядка оформления материалов инвентаризации в войсковой части 11262.
Наряду с оспариванием действий должностных лиц, заявитель также просил признать недействительным полностью представление ТУ ФС ФБН о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 44-10/1580 от 27.07.2012.
Определением арбитражного суда от 18.09.2012 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве соответчиков (заинтересованных лиц) были привлечены должностные лица ТУ ФС ФБН по Курской области - заместитель начальника отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах ТУ ФС ФБН в Курской области Филипповская Н.М., старший контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Курасова В.В., главный контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Мокроусова Л.И., главный контролер-ревизор ТУ ФС ФБН в Курской области Сивцева В.В.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным представление ТУ ФС ФБН от 27.07.2012 в части указания на нарушение ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" пункта 18 Порядка ведения кассовых операций в виде несдачи в банк депонированных сумм (абзац 3 страницы 11 оспариваемого предписания). В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
При этом заявитель жалобы указывает на незаконность действий ТУ ФС ФБН по Курской области при осуществлении ревизионной проверки, нарушение процедуры проверки.
В отзыве на жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов Учреждения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что у судов отсутствовали основания для признания оспоренного представления ТУ ФС ФБН по Курской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.07.2012 N 44-10/1580 законным в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области 27.07.2012 вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 44-08-10/1580, согласно которому ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Курской и Белгородской областям" предложено:
1. Рассмотреть Представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и принять следующие меры по устранению выявленных нарушений:
- 1.1. Обеспечить своевременное отражение результатов инвентаризаций в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с требованиями Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365;
- 1.2. Начисление денежного довольствия военнослужащим Учреждения производить на основании приказов командиров войсковых частей, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов Министерства обороны Российской Федерации;
- 1.3. Принять меры к возмещению переплаты дополнительного материального стимулирования и устранению недоплаты денежного довольствия военнослужащим Учреждения;
- 1.4 Начисление заработной платы работникам Учреждения производить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и контрольными суммами фондов заработной платы;
- 1.5 Оплату командировочных расходов производить в соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
- 1.6. Привести расчеты по обязательным платежам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налогу на доходы физических лиц в соответствие с фактически произведенными начислениями;
- 1.7. Принятие обязательств и расходование денежных средств производить в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств;
- 1.8 Ведение бухгалтерского учета осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" от 06.12.2010 N 162н.
2. Рассмотреть вопрос о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам.
- 3. Устранить причины и условия, способствовавшие совершению нарушений, и разработать мероприятия по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
- 4. Установить сроки исполнения каждого мероприятия и назначить ответственных лиц;
- 5. Сообщить в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о принятых мерах до 7 августа 2012 года.
В указанном представлении в мотивировочной части отражены нарушения, выявленные в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Не согласившись с указанным представлением, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Отказывая частично в удовлетворении данных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что указанные в представлении нарушения, допущенные Учреждением, подтверждены материалами дела, не опровергнуты доводами заявителя, а представление принято в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ и Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Регламент), утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции указал, что оспоренное представление не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку Учреждению предложено только лишь рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства, с требований по устранению нарушений оно не содержит.
Однако, суд кассационной инстанции не согласен с выводами судов о законности оспоренного представления.
Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действовавшей в период проведения ревизии) федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Подпунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Согласно пункту 123 Регламента на основании результатов ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Из представления от 27.07.2012 N 44-08-10/1580 следует, что рассматривала материалы ревизии и установила на их основании допущенные учреждением нарушения руководитель ТУ ФС ФБН в Курской области Старкова А.В.
Однако представление подписано и.о. руководителя территориального управления Ноздриной Е.Н.
В ходе судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы принявшая участие руководитель территориального управления Старкова А.В. подтвердила, что материалы ревизии рассматривала она, а представление вынесено Ноздриной Е.Н., как исполнявшей ее обязанности.
Указанное свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспоренного предписания, в связи с чем, вывод судов о его законности неправомерен.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным действий должностных лиц управления, принимавших участие в ревизионной проверке, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о соответствии действий проверяющих лиц требованиям Бюджетного кодекса и Регламенту.
Частью 4 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что действия органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
В соответствии с п. 66 названного Регламента ревизия (проверка) назначается руководителем территориального органа - если она проводится работниками территориального органа.
Решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом, в котором указывается наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).
Однако положения Регламента не указывают на обязательность вручения программы проверки руководителю или иному уполномоченному лицу проверяемой организации.
Из пункта 79 Регламента следует, что руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки), ознакомить его с программой ревизии (проверки).
Судом первой инстанции обоснованно указано, что поскольку Регламент не предусматривает конкретного способа фиксации факта ознакомления руководителя проверяемой организации с программой ревизии, в том числе - не устанавливает обязанности ознакомления с программой ревизии под роспись, а также не предусматривает обязанности повторного вручения программы ревизии руководителю в случае его временного отсутствия при условии замещения его другим присутствующим в момент начала ревизии лицом, а сторонами не представлено документальных доказательств, с достоверностью опровергающих факт ознакомления исполняющего обязанности руководителя ФКУ "ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям" Власенко С.Н. с программой ревизии 01.03.2012, основания для признания результатов ревизии недействительными исключительно по этому основанию отсутствуют.
Согласно положениям Регламента, в зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по изучению, в том числе ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности (пункт 5). Для проведения каждой отдельной ревизии (проверки) за исключением встречной проверки, составляется программа ревизии (проверки) (пункт 54). В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. (пункт 82).
Судом первой инстанции рассмотрены и оценены доводы учреждения о незаконности действий должностных лиц управления Филипповской, Курасовой, Мокроусовой, Сивцевой по выявлению отдельных нарушений исполнения бюджетного процесса, которые не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судами данные требования закона выполнены надлежащим образом, выводы судов соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц ТУ ФС ФБН по Курской области по выявлению отдельных нарушений и учета приведенных доводов кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А35-8199/2012 в части отказа ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" в удовлетворении требований о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 27.07.2012 N 44-08-10/1580 отменить и в этой части требования удовлетворить.
Признать незаконным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 27.07.2012 N 44-08-10/1580.
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А35-8199/2012 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)