Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ротопринт" - Кабиров Р.З., доверенность от 21.05.2012 г. N 45;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Республика Татарстан - Хасанова Р.З., доверенность от 11.10.2013 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Татарстан 14 января 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года по делу N А65-25022/2012 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ротопринт", (ОГРН 1061683043036), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, Зеленодольский район, г. Зеленодольск,
о признании незаконным решения N 6941/13-К от 16.07.2012 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ротопринт" (далее по тексту -"заявитель", "налогоплательщик", "общество") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан (далее по тексту - "ответчик", "налоговый орган", "инспекция") о признании незаконным решения N 6941/13-К от 16.07.2012 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 года заявленные требования удовлетворены.
14 ноября 2013 года Арбитражным судом Республики Татарстан вынесено определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок (л.д. 150, т. 1), согласно которого внесены исправления в решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013, согласно которого следует читать правильно в решении вместо слов "Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" слова "Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан".
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Республика Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что акты органа исполнительной власти (в том числе Постановления КМ РТ от 24.10.2010 г. N 1102) не относятся к нормативным правовым актам законодательства о налогах и сборах.
Вводя земельный налог, признавая земельные участки объектом налогообложения и устанавливая порядок определения налоговой базы, федеральный законодатель одновременно подчеркивает, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством и. тем самым указывает на иную правовую природу актов, устанавливающих кадастровую стоимость земельных участков.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, на акт органа исполнительной власти субъекта Федерации не распространяются положения статьи 5 НК РФ, регламентирующие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, и тем самым ошибочен вывод суда о применении указанной статьи налогового законодательства к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 указано, что установление стоимости земельного участка должно являться основанием для кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога, в связи с этим, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр".
Податель жалобы указывает, что в рассматриваемой ситуации новая кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2013 г. по делу N А65-27659/2012, вступившим в законную силу 11.08.2013 г., то указанная кадастровая стоимость должна применяться для исчисления земельного налога по состоянию на 01 января 2014 г.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Республика Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Ротопринт" считает решение суда законным и обоснованным с учетом определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 года об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю на праве собственности принадлежат 2 земельных участка.
Ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 31.01.2012 г. в налоговый орган первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., в которой было указано заявителем к уплате 246 432 руб. земельного налога.
Земельный налог был рассчитан заявителем исходя из кадастровой стоимости земельных участков в 2010 г. в размере 15 975 446 руб.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 13846/13-К от 22.05.2012 г.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, налоговый орган принял решение N 6941/13-К от 16.07.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 95 513,60 руб., доначислен земельный налог в сумме 540 176 руб.
Посчитав решение налогового органа N 6941/13-К от 16.07.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным, заявитель обжаловал его в порядке статьи 101.2 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ, Кодекс) в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по РТ.
Руководитель УФНС по РТ вынес решение N 14 0-18/013299@ от 05.09.2012 г. согласно которому решение Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Республике Татарстан N 6941/13-К от 16.07.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было оставлено без изменения и утверждено.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан".
Судом первой инстанции правильно указано на то, что налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21 -ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Судом с учетом вышеуказанной правовой позиции Конституционного суда РФ правильно указано на то, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан", вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя и удовлетворил заявленные обществом требования.
Изложенная судом правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой -постановление ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 года по делу N А65-24601/2012.
Декларации заявителя по земельному налогу за 2009-2010 гг. подтверждают, что до вынесения Постановления Кабмина РТ от 24.12.2010 г. N 1104 кадастровая стоимость участка с кадастровым номером N 16:20:084601:0018 - в размере 453304 руб.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года по делу N А65-25022/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 ПО ДЕЛУ N А65-25022/2012
Разделы:Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А65-25022/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ротопринт" - Кабиров Р.З., доверенность от 21.05.2012 г. N 45;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Республика Татарстан - Хасанова Р.З., доверенность от 11.10.2013 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Татарстан 14 января 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года по делу N А65-25022/2012 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ротопринт", (ОГРН 1061683043036), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, Зеленодольский район, г. Зеленодольск,
о признании незаконным решения N 6941/13-К от 16.07.2012 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ротопринт" (далее по тексту -"заявитель", "налогоплательщик", "общество") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан (далее по тексту - "ответчик", "налоговый орган", "инспекция") о признании незаконным решения N 6941/13-К от 16.07.2012 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 года заявленные требования удовлетворены.
14 ноября 2013 года Арбитражным судом Республики Татарстан вынесено определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок (л.д. 150, т. 1), согласно которого внесены исправления в решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013, согласно которого следует читать правильно в решении вместо слов "Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" слова "Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан".
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Республика Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что акты органа исполнительной власти (в том числе Постановления КМ РТ от 24.10.2010 г. N 1102) не относятся к нормативным правовым актам законодательства о налогах и сборах.
Вводя земельный налог, признавая земельные участки объектом налогообложения и устанавливая порядок определения налоговой базы, федеральный законодатель одновременно подчеркивает, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством и. тем самым указывает на иную правовую природу актов, устанавливающих кадастровую стоимость земельных участков.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, на акт органа исполнительной власти субъекта Федерации не распространяются положения статьи 5 НК РФ, регламентирующие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, и тем самым ошибочен вывод суда о применении указанной статьи налогового законодательства к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 указано, что установление стоимости земельного участка должно являться основанием для кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога, в связи с этим, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр".
Податель жалобы указывает, что в рассматриваемой ситуации новая кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2013 г. по делу N А65-27659/2012, вступившим в законную силу 11.08.2013 г., то указанная кадастровая стоимость должна применяться для исчисления земельного налога по состоянию на 01 января 2014 г.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Республика Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Ротопринт" считает решение суда законным и обоснованным с учетом определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 года об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю на праве собственности принадлежат 2 земельных участка.
Ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 31.01.2012 г. в налоговый орган первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., в которой было указано заявителем к уплате 246 432 руб. земельного налога.
Земельный налог был рассчитан заявителем исходя из кадастровой стоимости земельных участков в 2010 г. в размере 15 975 446 руб.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 13846/13-К от 22.05.2012 г.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, налоговый орган принял решение N 6941/13-К от 16.07.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 95 513,60 руб., доначислен земельный налог в сумме 540 176 руб.
Посчитав решение налогового органа N 6941/13-К от 16.07.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным, заявитель обжаловал его в порядке статьи 101.2 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ, Кодекс) в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по РТ.
Руководитель УФНС по РТ вынес решение N 14 0-18/013299@ от 05.09.2012 г. согласно которому решение Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Республике Татарстан N 6941/13-К от 16.07.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было оставлено без изменения и утверждено.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан".
Судом первой инстанции правильно указано на то, что налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21 -ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Судом с учетом вышеуказанной правовой позиции Конституционного суда РФ правильно указано на то, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан", вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя и удовлетворил заявленные обществом требования.
Изложенная судом правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой -постановление ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 года по делу N А65-24601/2012.
Декларации заявителя по земельному налогу за 2009-2010 гг. подтверждают, что до вынесения Постановления Кабмина РТ от 24.12.2010 г. N 1104 кадастровая стоимость участка с кадастровым номером N 16:20:084601:0018 - в размере 453304 руб.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года по делу N А65-25022/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)