Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2015 N 13АП-9146/2015 ПО ДЕЛУ N А56-83371/2014

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2015 г. по делу N А56-83371/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Симоненко О.В. - протокол N 1 от 04.10.2013
от ответчика (должника): Панкратова Н.В. - по доверенности от 12.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9146/2015) ООО "Преображенское" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2015 по делу N А56-83371/2014 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ООО "Преображенское"
к ИФНС по Лужскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения от 08.09.2014 N 2598

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Преображенское" (ОГРН 1134710000468, место нахождения: Ленинградская область, Лужский район, деревня Жельцы, здание, контора, далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 08.09.2014 N 2598 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 г. в сумме 35 113 руб., начисление пеней за несвоевременную уплату земельного налога по состоянию на 08.09.2014 в сумме 746,40 руб., привлечения к налоговой ответственности, в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату земельного налога за 2013 г. в виде штрафа в размере 7004,80 руб.
Решением суда первой инстанции от 11.03.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 47:29:0352001:1020, 47:29:0352001:1021, 47:29:0352001:1022, 47:29:0352001:780.
Налогоплательщиком в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой Обществом для исчисления земельного налога применена налоговая ставка 0,3%.
По итогам проведения камеральной проверки уточненной декларации инспекцией составлен акт N 11234 от 16.07.2014, и с учетом рассмотрения возражений налогоплательщика принято решение от 08.09.2014 N 2598 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2013 г. в сумме 35 113 руб., начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога по состоянию на 08.09.2014 в сумме 746 руб. 40 кон., также общество привлечено к налоговой ответственности, в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2013 г. в виде штрафа в размере 7 004 руб. 80 коп.
Основанием доначисления земельного налога, пени и штрафа явился вывод налогового органа о неправомерном применении налоговой ставки 0,3% в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:29:0352001:780. По мнению инспекции поскольку данный земельный участок отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием "для дачного строительства", у Общества отсутствовали правовые основания для применения пониженной ставки земельного налога в размере 0,3%, а подлежит применения общая ставка 1,5%.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 19.11.2014 N 16-21-10/14217@ оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о необоснованном применении пониженной налоговой ставки.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как усматривается из материалов дела, Обществу на право собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:29:0352001:780, площадью 52 200 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Толмачевское городское поселение, у д. Жельцы. Земельный участок отнесен к категории "земли сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием "для дачного строительства".
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В отношении прочих земельных участков ставка не может превышать 1,5 процента.
При этом, в силу пункта 2 указанной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов Муниципального образования Толмачевское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 22.11.2010 N 50 ставка земельного налога в размере 0,3% установлена для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; ставка налога в размере 1,5% установлена в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что применение пониженной ставки земельного налога возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Данная правовая позиция суда основана, в частности, на Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.11 N ВАС-2745/11, от 21.01.13 N ВАС-15663/12, Определении Верховного суда Российской Федерации от 15.05.2015 N 305-КГ15-3869.
Доказательств того, что спорный земельный участок использовались Обществом для сельскохозяйственного производства в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Кроме того, органами местного самоуправления не установлена пониженная ставка земельного налога для земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в отношении спорного земельного участка в 2013 году заявителю следовало применять налоговую ставку в размере 1,5%.
Таким образом, инспекция правомерно установила факт занижения Обществом земельного налога за 2013 года, квалифицировала указанное правонарушение по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с санкцией виде штрафа и доначислила пени в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 февраля 2014 года N ВАС-1310/14, Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12 мая 2015 года N 305-КГ15-3869.
Доводы представителя налогоплательщика о том, что разрешенный вид использования спорных земельных участков "для дачного строительства" в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса предусматривает применение пониженной ставки земельного налога в отношении этих участков, подлежат отклонению. Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, то есть некоммерческое землепользование, в то время как истец к таким организациям не относится.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при применении пониженной ставки земельного налога имеет значение не фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственных нужд, а не неиспользование земельного участка не по целевому назначению, поскольку налогоплательщик не использует земельный участок не по целевому назначению, пониженная ставка земельного налога применена правомерно, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Необходимость соблюдения одновременно двух условий (отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства) для применения пониженной ставки земельного налога, подтверждена Определением Верховного суда Российской Федерации от 12 мая 2015 года N 305-КГ15-3869.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со статьей 8 Закона N 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
При рассмотрении дела обществом доказательств в подтверждение факта целевого использования земельных участков (обработки почвы, сенокошения, выпаса скота, ухода за почвой, уборки урожая и т.п.) ни налоговому органу, ни суду не представило.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, Общество не представило доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность его требований.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2015 по делу N А56-83371/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА

Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)