Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Обществу-1, владеющему акциями общества-2, предписано направить акционерам общества-2 предложение о приобретении у них акций, предоставить уполномоченному органу отчет об исполнении предписания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" (ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518; далее - общество "Газпром", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2014 по делу N А60-29827/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Газпром" - Самоховец М.А. (доверенность от 03.04.2014 N 01/04/04-167д);
- Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе Центрального банка Российской Федерации (ИНН: 7702235133, ОГРН: 1037700013020; далее - управление) - Ноур А.Г. (доверенность от 19.09.2014 N 66АА2688819), Закс Л.З. (доверенность от 19.09.2014 N 66АА2688862);
- открытого акционерного общества "Роснефтегаз" (далее - общество "Роснефтегаз") - Приходовский О.Л. (доверенность от 25.12.2014 N ЛК-14/66/Д).
Представители открытого акционерного общества "Тюменоблгаз" (далее - общества "Тюменоблгаз"), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Газпром" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании недействительным предписания от 26.05.2014 N с 59-8-3-1/14417.
Решением суда от 26.10.2014 (судья Мартемьянов В.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Газпром" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, оспариваемое предписание вынесено в нарушение Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", управление не вправе выдавать предписания о понуждении направить обязательное предложение о выкупе акций, поскольку в случае ненаправления акционерам обязательного предложения о выкупе акций права акционеров не нарушаются.
Заявитель жалобы отмечает, что общество "Газпром" и общество "Роснефтегаз" являются аффилированными лицами, что освобождает заявителя от обязанности направлять оферту о выкупе акций в силу п. 8 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон "Об акционерных обществах"). Заявляя данный довод, общество "Газпром" ссылается на ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Общество "Газпром" также считает, что у него отсутствует обязанность по направлению обязательного предложения в отношении ценных бумаг обществу "Тюменоблгаз", поскольку это лицо не отвечает признакам публичного акционерного общества, указанным в п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление и общество "Роснефтегаз" с доводами заявителя не согласны по основаниям, изложенным в отзывах на кассационную жалобу, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2010 N 2016-р "О продаже принадлежащих обществу "Роснефтегаз" обыкновенных именных акций открытых акционерных обществ обществу "Газпром" между обществом "Роснефтегаз" (продавец) и обществом "Газпром" (покупатель) 09.04.2013 заключен договор N 11/Д-2013РНГ купли-продажи акций, по условиям которого покупатель приобрел у продавца обыкновенные именные акции 72 открытых акционерных обществ, в том числе акции общества "Тюменоблгаз".
Согласно отчету Регионального депозитария N 101 Депозитарно-операционного управления Газпромбанка (открытое акционерное общество) от 20.05.2013 операция по переводу на основании названного договора акций общества "Тюменоблгаз" в количестве 224 928 штук со счета депо общества "Роснефтегаз" на счет депо общества "Газпром" осуществлена 23.04.2013.
В соответствии с п. 6.1 Устава общества "Тюменоблгаз" уставный капитал данного общества составляет 44 007 руб., который состоит из 880 140 акций номинальной стоимостью 0,05 руб. каждая, из них 875 660 обыкновенных акций и 4480 привилегированных акций. Раскрытое 21.05.2014 обществом "Газпром" в сети Интернет сообщение "О приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества" содержит сведения о приобретении 23.04.2013 обществом "Газпром" 25,68% голосующих акций общества "Тюменоблгаз".
После приобретения указанного пакета акций доля участия общества "Газпром" совместно с аффилированными лицами (открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение", открытым акционерным обществом "Тюменьмежрайгаз") в уставном капитале общества "Тюменоблгаз" составила 95,18% от числа всех обыкновенных акций, что подтверждается списком аффилированных лиц общества "Тюменоблгаз" по состоянию на 30.06.2013 и обществом "Газпром" не оспаривается.
В управление 27.03.2014 из Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации поступило для рассмотрения обращение Куликова Н.Э., являющегося владельцем 2180 обыкновенных акций общества "Тюменоблгаз". В данном обращении указывается о неисполнении обществом "Газпром" требований ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) по направлению обязательного предложения о приобретении акций общества "Тюменоблгаз".
По результатам проверки сведений, изложенных в названном обращении, управлением сделан вывод о неисполнении обществом "Газпром" требований п. 1 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, обществу "Газпром" направлено предписание от 26.05.2014 N с59-8-3-1/14417 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Указанным предписанием обществу "Газпром" предписано в течение 35 календарных дней с момента получения предписания устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах путем направления в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 84.2, п. 2 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах, акционерам - владельцам обыкновенных акций общества "Тюменоблгаз" обязательного предложения о приобретении у них таких акций, и представить в управление отчет об исполнении предписания.
Полагая, что названное предписание управления является незаконным, общество "Газпром" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно положениям Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" со дня вступления в силу данного Закона (01.09.2013) Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. При этом до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России указанным Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В структуре Банка России вопросы, регулируемые Федеральной службой по финансовым рынкам, переданы Службе Банка России по финансовым рынкам, являющейся подразделением Банка России (Положение о Службе Банка России по финансовым рынкам, утвержденное решением Совета директоров Банка России (протокол от 09.08.2013 N 17).
На основании решения Совета директоров Банка России от 29.11.2013 Служба Банка России по финансовым рынкам упразднена с 03.03.2014 (приказ Банка России от 17.12.2013 N ОД-1047); полномочия, ранее осуществляемые указанной Службой по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, переданы иным структурным подразделениям Банка России.
В структуре Банка России создана Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (приказ Банка России от 17.12.2013 N ОД-1047).
Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров является структурным подразделением центрального аппарата Банка России; в состав Службы входят структурные подразделения, в том числе территориальные подразделения Службы; основными задачами Службы являются оценка состояния регулирования финансовой сферы с точки зрения защиты прав потребителей финансовых услуг и защиты прав инвесторов; рассмотрение жалоб и обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов; Служба направляет предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов (п. п. 1, 4, 7, 8 Положения о названной Службе, утвержденного решением Совета директоров Банка России (протокол от 15.05.2014 N 14).
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России (ст. 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Предписание Банка России является одним из предусмотренных законом правовых инструментов Банка России, применяемых в целях предотвращения и пресечения нарушений законодательства, регулирующего корпоративные отношения в акционерных обществах, в том числе по вопросам приобретения ценных бумаг (ст. 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг").
Предписания по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, направляются, в том числе, по итогам рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций, по результатам проверок организаций, осуществление контроля за которыми возложено на Банк России. Последовательность административных процедур, сроки их проведения, в том числе порядок вынесения предписаний, при проведении Банком России и его территориальными органами проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Банк России, до 30.08.2014 определялись Административным регламентом исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции проведения проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, за исключением субъектов страхового дела, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, утвержденным Приказом ФСФР России от 21.05.2013 N 13-44/пз-н.
Указанный Административный регламент предусматривал три вида проверок: выездную, камеральную, проверку отдельных сведений.
Последовательность действий при осуществлении проверки отдельных сведений указана в п. 3.7 названного Административного регламента.
В соответствии с п. 3.10.6.1 Административного регламента предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации направляется лицу в целях прекращения и/или предотвращения в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Учитывая изложенные положения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено управлением (территориальным подразделением Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе; территориальное подразделение является структурным подразделением названной Службы (п. 4 Положения о данной Службе), в свою очередь, Служба является структурным подразделением центрального аппарата Банка России (п. 1 того же Положения), в пределах полномочий, предоставленных этому органу, по результатам проведения проверки отдельных сведений.
В п. 1 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" установлено, что лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 названного Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
Добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в Банк России не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество (п. 2 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Указанные правила распространяются также на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75% общего количества таких акций открытого общества (п. 7 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах").
На основании абз. 2 п. 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 N 929-О-О возложение на такого приобретателя обязанности направить публичную оферту (обязательное предложение) остальным акционерам открытого акционерного общества - в силу самого факта перехода к нему прав на указанное количество акций, вне зависимости от каких-либо иных обстоятельств, в частности от его финансового состояния, наличия у него возможности приобрести банковскую гарантию и т.п., направлено на защиту прав миноритарных акционеров путем предоставления им возможности возвратить сделанные ими инвестиции (посредством выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене) в условиях, когда в акционерном обществе происходит нарастание возможностей корпоративного контроля со стороны одного из акционеров или группы аффилированных лиц, а также на обеспечение необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц (акционеров, кредиторов, органов управления и др.) в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества и, таким образом, публичного интереса в развитии акционерного общества в целом.
Защита интересов миноритарных акционеров заключается в правовой неопределенности, которую влечет за собой смена контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества. При этом направление обязательного предложения не ставится в зависимость от того, будут происходить в дальнейшем какие-либо изменения в обществе или нет (указанные изменения подразумеваются).
Из положений п. 1 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах также следует, что возникновение указанной обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
Руководствуясь названными нормами, установив, что после приобретения обществом "Газпром" на основании договора от 09.04.2013 N 11/Д-2013РНГ купли-продажи акций 224 928 акций общества "Тюменоблгаз" (приобретены 23.04.2013) доля участия общества "Газпром" совместно с аффилированными лицами (открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение", открытым акционерным обществом "Тюменьмежрайгаз") в уставном капитале общества "Тюменоблгаз" составила 95,18% от числа всех обыкновенных акций, суды признали подтвержденным факт нарушения заявителем требований п. 1 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Ссылка на то, что общество "Газпром" и общество "Роснефтегаз" являются аффилированными лицами, правомерно отклонена судами, поскольку отсутствует безусловный признак аффилированности - возможность влияния хозяйствующих субъектов на предпринимательскую деятельность каждого, а их исполнительные органы не служат инструментом влияния друг на друга.
Более того, общество "Роснефтегаз" отрицает аффилированность с обществом "Газпром", указывает на то, что общество "Роснефтегаз" и общество "Газпром" являются прямыми конкурентами.
В письмах Федеральной антимонопольной службы России от 05.11.2013 N ИА/43690-ПР/13, от 11.11.2013 N ИА/44621/13 также содержится вывод о том, что в рассматриваемой ситуации общество "Газпром" и общество "Роснефтегаз" не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными).
Доводы общества "Газпром" о незаконности предписания со ссылкой на то, что Банк России может вынести предписание только при наличии состоявшегося нарушения прав акционеров, также обоснованно отклонены судами, поскольку неисполнение обществом "Газпром" требований п. 1 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" само по себе создает угрозу нарушения прав миноритарных акционеров; в данном случае не требуется устанавливать факт реального наступления неблагоприятных последствий вследствие ненаправление обязательного предложения; при этом наличие ограничений при реализации акционером прав по управлению обществом в случае ненаправления им обязательного предложения не исключает и не ограничивает исполнение Банком России государственной функции по осуществлению контроля за приобретением акций акционерного общества.
Доводы общества "Газпром" о неисполнимости оспариваемого предписания со ссылкой на то, что обязательное предложение не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое стало непубличным акционерным обществом, ссылки на разъяснения Банка России, изложенные в письме ЦБ РФ от 01.12.2014 N 06-52/9527, также являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены им.
В связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) из Гражданского кодекса Российской Федерации исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (ст. 66.3 названного Кодекса в редакции Закона N 99-ФЗ).
Данные положения законодательства не отменяют установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах правила о добровольном или обязательном предложение, об уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг.
Указание в Письме Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" на то, что после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом, не свидетельствует об обратном.
Кроме того, Письмо Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 содержит указание на то, что процедура приобретения или выкупа ценных бумаг, начатая до даты вступления в силу изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, должна быть завершена.
Оспариваемое предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации вынесено до 01.09.2014, указанные в нем требования подлежат исполнению заявителем, поскольку начатая обществом "Газпром" процедура приобретения акций общества "Тюменоблгаз" до даты вступления в силу изменений в названный Кодекс, должна быть завершена.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2014 по делу N А60-29827/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.03.2015 N 13155.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2015 N Ф09-3469/15 ПО ДЕЛУ N А60-29827/2014
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Обществу-1, владеющему акциями общества-2, предписано направить акционерам общества-2 предложение о приобретении у них акций, предоставить уполномоченному органу отчет об исполнении предписания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. N Ф09-3469/15
Дело N А60-29827/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" (ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518; далее - общество "Газпром", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2014 по делу N А60-29827/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Газпром" - Самоховец М.А. (доверенность от 03.04.2014 N 01/04/04-167д);
- Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе Центрального банка Российской Федерации (ИНН: 7702235133, ОГРН: 1037700013020; далее - управление) - Ноур А.Г. (доверенность от 19.09.2014 N 66АА2688819), Закс Л.З. (доверенность от 19.09.2014 N 66АА2688862);
- открытого акционерного общества "Роснефтегаз" (далее - общество "Роснефтегаз") - Приходовский О.Л. (доверенность от 25.12.2014 N ЛК-14/66/Д).
Представители открытого акционерного общества "Тюменоблгаз" (далее - общества "Тюменоблгаз"), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Газпром" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании недействительным предписания от 26.05.2014 N с 59-8-3-1/14417.
Решением суда от 26.10.2014 (судья Мартемьянов В.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Газпром" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, оспариваемое предписание вынесено в нарушение Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", управление не вправе выдавать предписания о понуждении направить обязательное предложение о выкупе акций, поскольку в случае ненаправления акционерам обязательного предложения о выкупе акций права акционеров не нарушаются.
Заявитель жалобы отмечает, что общество "Газпром" и общество "Роснефтегаз" являются аффилированными лицами, что освобождает заявителя от обязанности направлять оферту о выкупе акций в силу п. 8 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон "Об акционерных обществах"). Заявляя данный довод, общество "Газпром" ссылается на ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Общество "Газпром" также считает, что у него отсутствует обязанность по направлению обязательного предложения в отношении ценных бумаг обществу "Тюменоблгаз", поскольку это лицо не отвечает признакам публичного акционерного общества, указанным в п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление и общество "Роснефтегаз" с доводами заявителя не согласны по основаниям, изложенным в отзывах на кассационную жалобу, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2010 N 2016-р "О продаже принадлежащих обществу "Роснефтегаз" обыкновенных именных акций открытых акционерных обществ обществу "Газпром" между обществом "Роснефтегаз" (продавец) и обществом "Газпром" (покупатель) 09.04.2013 заключен договор N 11/Д-2013РНГ купли-продажи акций, по условиям которого покупатель приобрел у продавца обыкновенные именные акции 72 открытых акционерных обществ, в том числе акции общества "Тюменоблгаз".
Согласно отчету Регионального депозитария N 101 Депозитарно-операционного управления Газпромбанка (открытое акционерное общество) от 20.05.2013 операция по переводу на основании названного договора акций общества "Тюменоблгаз" в количестве 224 928 штук со счета депо общества "Роснефтегаз" на счет депо общества "Газпром" осуществлена 23.04.2013.
В соответствии с п. 6.1 Устава общества "Тюменоблгаз" уставный капитал данного общества составляет 44 007 руб., который состоит из 880 140 акций номинальной стоимостью 0,05 руб. каждая, из них 875 660 обыкновенных акций и 4480 привилегированных акций. Раскрытое 21.05.2014 обществом "Газпром" в сети Интернет сообщение "О приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества" содержит сведения о приобретении 23.04.2013 обществом "Газпром" 25,68% голосующих акций общества "Тюменоблгаз".
После приобретения указанного пакета акций доля участия общества "Газпром" совместно с аффилированными лицами (открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение", открытым акционерным обществом "Тюменьмежрайгаз") в уставном капитале общества "Тюменоблгаз" составила 95,18% от числа всех обыкновенных акций, что подтверждается списком аффилированных лиц общества "Тюменоблгаз" по состоянию на 30.06.2013 и обществом "Газпром" не оспаривается.
В управление 27.03.2014 из Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации поступило для рассмотрения обращение Куликова Н.Э., являющегося владельцем 2180 обыкновенных акций общества "Тюменоблгаз". В данном обращении указывается о неисполнении обществом "Газпром" требований ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) по направлению обязательного предложения о приобретении акций общества "Тюменоблгаз".
По результатам проверки сведений, изложенных в названном обращении, управлением сделан вывод о неисполнении обществом "Газпром" требований п. 1 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, обществу "Газпром" направлено предписание от 26.05.2014 N с59-8-3-1/14417 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Указанным предписанием обществу "Газпром" предписано в течение 35 календарных дней с момента получения предписания устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах путем направления в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 84.2, п. 2 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах, акционерам - владельцам обыкновенных акций общества "Тюменоблгаз" обязательного предложения о приобретении у них таких акций, и представить в управление отчет об исполнении предписания.
Полагая, что названное предписание управления является незаконным, общество "Газпром" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно положениям Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" со дня вступления в силу данного Закона (01.09.2013) Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. При этом до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России указанным Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В структуре Банка России вопросы, регулируемые Федеральной службой по финансовым рынкам, переданы Службе Банка России по финансовым рынкам, являющейся подразделением Банка России (Положение о Службе Банка России по финансовым рынкам, утвержденное решением Совета директоров Банка России (протокол от 09.08.2013 N 17).
На основании решения Совета директоров Банка России от 29.11.2013 Служба Банка России по финансовым рынкам упразднена с 03.03.2014 (приказ Банка России от 17.12.2013 N ОД-1047); полномочия, ранее осуществляемые указанной Службой по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, переданы иным структурным подразделениям Банка России.
В структуре Банка России создана Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (приказ Банка России от 17.12.2013 N ОД-1047).
Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров является структурным подразделением центрального аппарата Банка России; в состав Службы входят структурные подразделения, в том числе территориальные подразделения Службы; основными задачами Службы являются оценка состояния регулирования финансовой сферы с точки зрения защиты прав потребителей финансовых услуг и защиты прав инвесторов; рассмотрение жалоб и обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов; Служба направляет предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов (п. п. 1, 4, 7, 8 Положения о названной Службе, утвержденного решением Совета директоров Банка России (протокол от 15.05.2014 N 14).
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России (ст. 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Предписание Банка России является одним из предусмотренных законом правовых инструментов Банка России, применяемых в целях предотвращения и пресечения нарушений законодательства, регулирующего корпоративные отношения в акционерных обществах, в том числе по вопросам приобретения ценных бумаг (ст. 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг").
Предписания по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, направляются, в том числе, по итогам рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций, по результатам проверок организаций, осуществление контроля за которыми возложено на Банк России. Последовательность административных процедур, сроки их проведения, в том числе порядок вынесения предписаний, при проведении Банком России и его территориальными органами проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Банк России, до 30.08.2014 определялись Административным регламентом исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции проведения проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, за исключением субъектов страхового дела, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, утвержденным Приказом ФСФР России от 21.05.2013 N 13-44/пз-н.
Указанный Административный регламент предусматривал три вида проверок: выездную, камеральную, проверку отдельных сведений.
Последовательность действий при осуществлении проверки отдельных сведений указана в п. 3.7 названного Административного регламента.
В соответствии с п. 3.10.6.1 Административного регламента предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации направляется лицу в целях прекращения и/или предотвращения в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Учитывая изложенные положения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено управлением (территориальным подразделением Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе; территориальное подразделение является структурным подразделением названной Службы (п. 4 Положения о данной Службе), в свою очередь, Служба является структурным подразделением центрального аппарата Банка России (п. 1 того же Положения), в пределах полномочий, предоставленных этому органу, по результатам проведения проверки отдельных сведений.
В п. 1 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" установлено, что лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 названного Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
Добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в Банк России не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество (п. 2 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Указанные правила распространяются также на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75% общего количества таких акций открытого общества (п. 7 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах").
На основании абз. 2 п. 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 N 929-О-О возложение на такого приобретателя обязанности направить публичную оферту (обязательное предложение) остальным акционерам открытого акционерного общества - в силу самого факта перехода к нему прав на указанное количество акций, вне зависимости от каких-либо иных обстоятельств, в частности от его финансового состояния, наличия у него возможности приобрести банковскую гарантию и т.п., направлено на защиту прав миноритарных акционеров путем предоставления им возможности возвратить сделанные ими инвестиции (посредством выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене) в условиях, когда в акционерном обществе происходит нарастание возможностей корпоративного контроля со стороны одного из акционеров или группы аффилированных лиц, а также на обеспечение необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц (акционеров, кредиторов, органов управления и др.) в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества и, таким образом, публичного интереса в развитии акционерного общества в целом.
Защита интересов миноритарных акционеров заключается в правовой неопределенности, которую влечет за собой смена контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества. При этом направление обязательного предложения не ставится в зависимость от того, будут происходить в дальнейшем какие-либо изменения в обществе или нет (указанные изменения подразумеваются).
Из положений п. 1 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах также следует, что возникновение указанной обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
Руководствуясь названными нормами, установив, что после приобретения обществом "Газпром" на основании договора от 09.04.2013 N 11/Д-2013РНГ купли-продажи акций 224 928 акций общества "Тюменоблгаз" (приобретены 23.04.2013) доля участия общества "Газпром" совместно с аффилированными лицами (открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение", открытым акционерным обществом "Тюменьмежрайгаз") в уставном капитале общества "Тюменоблгаз" составила 95,18% от числа всех обыкновенных акций, суды признали подтвержденным факт нарушения заявителем требований п. 1 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Ссылка на то, что общество "Газпром" и общество "Роснефтегаз" являются аффилированными лицами, правомерно отклонена судами, поскольку отсутствует безусловный признак аффилированности - возможность влияния хозяйствующих субъектов на предпринимательскую деятельность каждого, а их исполнительные органы не служат инструментом влияния друг на друга.
Более того, общество "Роснефтегаз" отрицает аффилированность с обществом "Газпром", указывает на то, что общество "Роснефтегаз" и общество "Газпром" являются прямыми конкурентами.
В письмах Федеральной антимонопольной службы России от 05.11.2013 N ИА/43690-ПР/13, от 11.11.2013 N ИА/44621/13 также содержится вывод о том, что в рассматриваемой ситуации общество "Газпром" и общество "Роснефтегаз" не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными).
Доводы общества "Газпром" о незаконности предписания со ссылкой на то, что Банк России может вынести предписание только при наличии состоявшегося нарушения прав акционеров, также обоснованно отклонены судами, поскольку неисполнение обществом "Газпром" требований п. 1 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" само по себе создает угрозу нарушения прав миноритарных акционеров; в данном случае не требуется устанавливать факт реального наступления неблагоприятных последствий вследствие ненаправление обязательного предложения; при этом наличие ограничений при реализации акционером прав по управлению обществом в случае ненаправления им обязательного предложения не исключает и не ограничивает исполнение Банком России государственной функции по осуществлению контроля за приобретением акций акционерного общества.
Доводы общества "Газпром" о неисполнимости оспариваемого предписания со ссылкой на то, что обязательное предложение не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое стало непубличным акционерным обществом, ссылки на разъяснения Банка России, изложенные в письме ЦБ РФ от 01.12.2014 N 06-52/9527, также являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены им.
В связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) из Гражданского кодекса Российской Федерации исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (ст. 66.3 названного Кодекса в редакции Закона N 99-ФЗ).
Данные положения законодательства не отменяют установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах правила о добровольном или обязательном предложение, об уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг.
Указание в Письме Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" на то, что после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом, не свидетельствует об обратном.
Кроме того, Письмо Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 содержит указание на то, что процедура приобретения или выкупа ценных бумаг, начатая до даты вступления в силу изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, должна быть завершена.
Оспариваемое предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации вынесено до 01.09.2014, указанные в нем требования подлежат исполнению заявителем, поскольку начатая обществом "Газпром" процедура приобретения акций общества "Тюменоблгаз" до даты вступления в силу изменений в названный Кодекс, должна быть завершена.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2014 по делу N А60-29827/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.03.2015 N 13155.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)