Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2015 N 13АП-11741/2015 ПО ДЕЛУ N А56-13257/2015

Разделы:
Патентная система налогообложения (ПСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2015 г. по делу N А56-13257/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания Цубанова К.А.
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Тимакова Л.Л. - по доверенности от 28.08.2014 N 07-03-02;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11741/2015) Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 по делу N А56-13257/2015 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ИП Тарасовой Елены Александровны (ОГРНИП 311784716500151, ИНН 027504009270)
к МИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Индивидуальный предприниматель Тарасова Елена Александровна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - административный орган, инспекция) от 05.11.2014 N 14-27/044905-П о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением суда от 09.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает, что в действиях предпринимателя имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, поскольку исходя из положений пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ от применения контрольно-кассовой техники (с обязательной выдачей документа о приеме денежных средств по требованию покупателя) освобождаются плательщики Единого налога на вмененный доход только при осуществлении ими деятельности, не подпадающей под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 указанного Закона. Таким образом, на плательщиков ЕНВД, оказывающих услуги населению (в том числе услуги общественного питания), положения пункта 2.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ не распространяются, в связи с чем по мнению подателя жалобы, для хозяйствующего субъекта в случае оказания услуг населению без применения контрольно-кассовой техники обязательной является выдача бланков строгой отчетности. Податель жалобы не согласен с восстановлением срока при принятии к производству заявления об обжаловании постановления.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель в судебное заседание не явилась, в поступившем в апелляционную инстанцию заявлении ходатайствовала об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью представителя Овчаренко О.Д. в судебном заседании в г. Саратове.
Судом апелляционной инстанции с учетом мнения представителя Инспекции заявленное ходатайство отклонено, в связи с отсутствием доказательств в обоснование ходатайства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.09.2014 сотрудниками инспекции на основании поручения N 04-17/1272 от 24.09.2014 проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) предпринимателем Тарасовой Е.А. при осуществлении деятельности в принадлежащей ей детской парикмахерской "Веселая расческа", по адресу: Санкт-Петербург, ул. Долгоозерная, д. 14.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении наличного денежного расчета за подарочный сертификат на услугу по прокалыванию ушек системой 75 стоимостью 1300 руб. администратором Скрикеря И.А., в нарушении п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), не была применена контрольно-кассовая техника (по причине отсутствия) и не был выдан документ, оформленный на бланке строгой отчетности, что отражено в акте проверки от 24.09.2014 N 044905.
По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом инспекции 21.10.2014 в отношении ИП Тарасовой Е.А. составлен протокол N 044905.3. об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Постановлением от 05.11.2014 N 14-27/044905-П предприниматель привлечена к административной ответственности по указанной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд первой инстанции исходил из отсутствия события административного правонарушения.
Выслушав представителя Инспекции, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В соответствии со статьей 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, которым определены обязательные реквизиты документа, оформленного на бланке строгой отчетности.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать сведения, перечисленные в пункте 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ.
Таким образом, из буквального прочтения пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ следует, что от применения контрольно-кассовой техники (но с выдачей документа о приеме денежных средств по требованию покупателя) освобождаются налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, только в случае осуществлении деятельности, не подпадающей под действие пунктов 2 и 3 названной статьи. Сам по себе статус плательщика ЕНВД не является достаточным для освобождения от применения контрольно-кассовой техники.
Следовательно, в случае оказания организацией, являющейся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход (или применяющим патентную систему налогообложения) услуг населению без применения контрольно-кассовой техники в силу пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ выдача соответствующих бланков строгой отчетности обязательна вне зависимости от требования покупателя (такой оговорки в пункте 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ в отличие от пункта 2.1 указанной статьи не содержится).
Как следует из материалов дела, заявитель является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Оказание парикмахерских и косметических услуг является одним из видов бытовых услуг, оказываемых населению (код 019300 Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93), а следовательно, может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, однако с обязательным использованием бланков строгой отчетности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки административным органом было установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов за оказание услуги продавцом контрольно-кассовая техника применена не была, бланк строгой отчетности также не был выдан, что не оспаривается предпринимателем.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении ИП Тарасовой Е.А. требований пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения предпринимателем законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя вины во вмененном правонарушении.
В данном случае правонарушение совершено не в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей работником предпринимателя, а в том, что предприниматель, полагая, что он освобожден от обязанности по выдаче чека и документа строгой отчетности, не обеспечил своего работника соответствующими бланками строгой отчетности.
Таким образом, административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях ИП Тарасовой Е.А. состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности заявителем не оспаривается.
Постановление вынесено Инспекцией в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, предпринимателем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявления ИП Тарасовой Е.А. о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 05.11.2014 N 14-27/044905-П.
При установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда от 09.04.2015 - отмене с вынесением нового судебного акта об отказе предпринимателю в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления административного органа.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2015 по делу N А56-13257/2015 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Тарасовой Елены Александровны (ОГРНИП 311784716500151, ИНН 027504009270) о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу от 05.11.2014 N 14-27/044905-П о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Н.И.ПРОТАС




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)