Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Романова А.А. (доверенность от 04.03.2013),
ответчика - Хакимова Э.И. (доверенность от 09.01.2014), Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А65-6858/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Татплодоовощпром", г. Казань (ОГРН 1021602830567, ИНН 1654041350) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
закрытое акционерное общество "Татплодоовощпром", г. Казань (далее - ЗАО "Татплодоовощпром", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ, налоговый орган, инспекция) от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления заявителю земельного налога за 2011 год в сумме 52 506 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - УФНС по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Решение Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11 признано незаконным в части исчисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 842 460 руб., как нарушающее требования Налогового кодекса Российской Федерации. На налоговый орган возложена обязанность устранить нарушение прав ЗАО "Татплодоовощпром". В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что налоговый орган не вправе был производить исчисление и соответственно доначисление земельного налога за 2011 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", нарушают нормы материального права. По мнению налогового органа, судами допущено нарушение норм процессуального права, поскольку суды вышли за рамки заявленных требований и отменили помимо оспариваемого решения и решение Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ от 02.07.2012 N 2.12-0-21/2626, которым налогоплательщику доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 559 468 руб.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель возражает против доводов налогового органа и просит оставить его кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11:00 02.12.2014.
На основании определения Арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2014 произведена замена судьи Мухаметшина Р.Р., рассматривающего дело N А65-6858/2014, на судью Ольховикова А.Н.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 09.09.2013 заявителем была предоставлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с исчисленной к уплате суммой земельного налога за 2011 год в размере 1 102 494 руб., которая была полностью уплачена.
Основанием для подачи заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу послужило решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012, согласно которому установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:060503:7 в размере рыночной в сумме 95 610 200 руб. В мотивировочной части решения указано, что указанная рыночная стоимость в отчете по определению рыночной стоимости имущества установлена на дату установления кадастровой стоимости, т.е. на 01.01.2011. Суд обязал внести в государственный реестр соответствующие изменения.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации, по результатам которой составлен акт от 28.11.2013 N 2.12-0-21/7103.
По итогам рассмотрения акта проверки и представленных ЗАО "Татплодоовощпром" возражений Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ было принято решение от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11, в соответствии с которым исчисление земельного налога за 2011 год заявителю произведено в сумме 1 714 468 руб.
С учетом сумм, уплаченных по ранее представленной декларации, а также доначисленных по предыдущей камеральной проверке, налогоплательщику доначислен налог в размере 52 506 руб.
Основанием для исчисления земельного налога в размере 1 714 468 руб. послужили выводы налогового органа о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной, установленную решением суда, лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости, в данном случае с 01.01.2013, поскольку запись в Единый государственный реестр внесена в 2012 году.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 05.03.2014 N 2.14-0-18/005012@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, обжалованное решение инспекции утверждено.
Считая, что решение Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования частично, судебные инстанции исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, то с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, как правильно указано судами, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суды правомерно признали несостоятельным.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога, как правильно указали судебные инстанции, необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Податель жалобы полагает, что суды вышли за пределы заявленных требований, указав на незаконность решения налогового органа от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11 в части исчисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 842 460 руб., тогда как данным решением доначислен земельный налог в сумме 52 506 руб.
Между тем, как видно из оспариваемого решения, недоимка в сумме 52 506 руб. определена инспекцией в результате исчисления земельного налога по спорному земельному участку в сумме 1 137 830 руб. с учетом данных первичной налоговой декларации и состояния расчетов с бюджетом.
Поэтому указание суда на неправомерность исчисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 842 460 руб., соответствует формулировкам решения инспекции и не является выходом за пределы заявленных требований.
При ином подходе заявитель лишается возможности защиты и восстановления нарушенных прав - определения налоговой обязанности с учетом данных уточненной налоговой декларации.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А65-6858/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2014 N Ф06-17281/2013 ПО ДЕЛУ N А65-6858/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. по делу N А65-6858/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Романова А.А. (доверенность от 04.03.2013),
ответчика - Хакимова Э.И. (доверенность от 09.01.2014), Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А65-6858/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Татплодоовощпром", г. Казань (ОГРН 1021602830567, ИНН 1654041350) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:
закрытое акционерное общество "Татплодоовощпром", г. Казань (далее - ЗАО "Татплодоовощпром", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ, налоговый орган, инспекция) от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления заявителю земельного налога за 2011 год в сумме 52 506 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - УФНС по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Решение Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11 признано незаконным в части исчисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 842 460 руб., как нарушающее требования Налогового кодекса Российской Федерации. На налоговый орган возложена обязанность устранить нарушение прав ЗАО "Татплодоовощпром". В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что налоговый орган не вправе был производить исчисление и соответственно доначисление земельного налога за 2011 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", нарушают нормы материального права. По мнению налогового органа, судами допущено нарушение норм процессуального права, поскольку суды вышли за рамки заявленных требований и отменили помимо оспариваемого решения и решение Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ от 02.07.2012 N 2.12-0-21/2626, которым налогоплательщику доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 559 468 руб.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель возражает против доводов налогового органа и просит оставить его кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11:00 02.12.2014.
На основании определения Арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2014 произведена замена судьи Мухаметшина Р.Р., рассматривающего дело N А65-6858/2014, на судью Ольховикова А.Н.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 09.09.2013 заявителем была предоставлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с исчисленной к уплате суммой земельного налога за 2011 год в размере 1 102 494 руб., которая была полностью уплачена.
Основанием для подачи заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу послужило решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012, согласно которому установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:060503:7 в размере рыночной в сумме 95 610 200 руб. В мотивировочной части решения указано, что указанная рыночная стоимость в отчете по определению рыночной стоимости имущества установлена на дату установления кадастровой стоимости, т.е. на 01.01.2011. Суд обязал внести в государственный реестр соответствующие изменения.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации, по результатам которой составлен акт от 28.11.2013 N 2.12-0-21/7103.
По итогам рассмотрения акта проверки и представленных ЗАО "Татплодоовощпром" возражений Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ было принято решение от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11, в соответствии с которым исчисление земельного налога за 2011 год заявителю произведено в сумме 1 714 468 руб.
С учетом сумм, уплаченных по ранее представленной декларации, а также доначисленных по предыдущей камеральной проверке, налогоплательщику доначислен налог в размере 52 506 руб.
Основанием для исчисления земельного налога в размере 1 714 468 руб. послужили выводы налогового органа о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной, установленную решением суда, лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости, в данном случае с 01.01.2013, поскольку запись в Единый государственный реестр внесена в 2012 году.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 05.03.2014 N 2.14-0-18/005012@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, обжалованное решение инспекции утверждено.
Считая, что решение Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования частично, судебные инстанции исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, то с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, как правильно указано судами, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суды правомерно признали несостоятельным.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога, как правильно указали судебные инстанции, необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Податель жалобы полагает, что суды вышли за пределы заявленных требований, указав на незаконность решения налогового органа от 14.01.2014 N 2.11-0-19/11 в части исчисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 842 460 руб., тогда как данным решением доначислен земельный налог в сумме 52 506 руб.
Между тем, как видно из оспариваемого решения, недоимка в сумме 52 506 руб. определена инспекцией в результате исчисления земельного налога по спорному земельному участку в сумме 1 137 830 руб. с учетом данных первичной налоговой декларации и состояния расчетов с бюджетом.
Поэтому указание суда на неправомерность исчисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 842 460 руб., соответствует формулировкам решения инспекции и не является выходом за пределы заявленных требований.
При ином подходе заявитель лишается возможности защиты и восстановления нарушенных прав - определения налоговой обязанности с учетом данных уточненной налоговой декларации.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А65-6858/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)