Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Черпаковой К.С.,
при участии:
от заявителя ОАО "Первоуральский динасовый завод" (ОГРН 1026601501563, ИНН 6625004698) - Анисимова А.В., доверенность от 27.12.2013, Фролова И.Б., доверенность от 27.12.2013,
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (ОГРН 6684000014) - Самарина Е.Н., доверенность от 30.08.2012, Богомолова М.А., доверенность от 27.12.2013,
от третьего лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области, заявителя ОАО "Первоуральский динасовый завод"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 января 2014 года
по делу N А60-35859/2013
принятое судьей Н.В.Гнездиловой
по заявлению ОАО "Первоуральский динасовый завод"
к Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области
третье лицо: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Первоуральский динасовый завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области N 222 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.06.2013 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2014 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" за период с 28.09.2012 по 31.12.2012 по земельным участкам с государственным кадастровыми номерами: 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71; за период 21.12.2012 по 31.12.2012 по земельному участку с государственным кадастровым номером 66:58: 0111005: 166, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель и заинтересованное лицо обратились с апелляционными жалобами.
Заявитель в своей апелляционной жалобе указывает на то, что вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71, 66:58: 0111005: 166 была определена по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости, и подлежит применению и на 2012 год; межрайонная ИФНС N 30 по Свердловской области не имела законных оснований проводить камеральную налоговую проверку декларации по земельному налогу за 2012 год, так как порядок проведения камеральной проверки, определяет ст. 88 НК РФ, из смысла которой, следует, что камеральную проверку может проводить налоговый орган, в котором на налоговом учете стоит налогоплательщик.
Заинтересованное лицо в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что налоговая база по земельному налогу определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не может в целях налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка, представленной ОАО "Первоуральский динасовый завод" налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
Результаты проверки оформлены актом от 29.04.2013 N 746, на основании которого Инспекцией принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.06.2013 N 222.
Решением инспекции от 17.06.2013 N 222 установлено, что ОАО "Первоуральский динасовый завод", в нарушение п. 1 ст. 391 НК РФ, в связи с неверным применением кадастровой стоимости земли неправомерно не исчислило земельный налог за 2012 год по следующим земельным участкам: N 66580111013:70 в сумме 12 073 826 руб.; N 66580111013:71 в сумме 3 182 427 руб.; N 66580111013:10 в сумме 1 468 759 руб.; N 66580111005:166 в сумме 1 061 009 руб. Всего неуплата земельного налога за 2012 год согласно решению инспекции составила 17 786 021 руб.
Налогоплательщиком на указанное решение подана апелляционная жалоба, которая оставлена без удовлетворения решением УФНС по Свердловской области от 05.08.2013 N 900/13.
Не согласившись с решением налогового органа от 17.06.2013 N 222, ОАО "Первоуральский динасовый завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что применение рыночной стоимости, установленной решением арбитражного суда, возможно с момента вступления в силу судебного акта.
Заявитель в своей апелляционной жалобе указывает на то, что вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71, 66:58: 0111005: 166 была определена по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости, и подлежит применению и на 2012 год; межрайонная ИФНС N 30 по Свердловской области не имела законных оснований проводить камеральную налоговую проверку декларации по земельному налогу за 2012 год, так как порядок проведения камеральной проверки, определяет ст. 88 НК РФ, из смысла которой, следует, что камеральную проверку может проводить налоговый орган, в котором на налоговом учете стоит налогоплательщик.
Заинтересованное лицо в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что налоговая база по земельному налогу определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не может в целях налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В силу п. 4 ст. 398 НК РФ Общество обязано предоставлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Эта же обязанность предусмотрена п. 3 ст. 80 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорных земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельных участков с государственным кадастровыми номерами: 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71; 66:58: 0111005: 166.
Инспекцией установлено, что налогоплательщиком земельный налог за 2012 год по земельным участкам с государственным кадастровыми номерами: 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71 исчислен исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной, признанной решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2012 г. по делу N А60-22967/2012 (решение вступило в законную силу 28.09.2012); по земельному участку с государственным кадастровым номером 66:58: 0111005: 166 исчислен исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной, признанной решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2012 г. по делу N А60-40949/2012 (вступившим в законную силу 21.12.2012).
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению с момента вступления в законную силу судебных актов, устанавливающих новую кадастровую стоимость.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2012 г. по делу N А60-22967/2012, на которое ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов, вступило в законную силу, по правилам, установленным статьей 180 АПК РФ, 28.09.2012; решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2012 по делу N А60-40949/2012 вступило в законную силу 21.12.2012.
До вступления в законную силу судебных актов, устанавливающих новую кадастровую стоимость, подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области в части доначисления земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" за период с 28.09.2012 по 31.12.2012 по земельным участкам с государственным кадастровыми номерами: 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71; за период 21.12.2012 по 31.12.2012 по земельному участку с государственным кадастровым номером 66:58: 0111005: 166, и обоснованно отказано в остальной части заявленных требований.
Соответствующие доводы заявителя и заинтересованного лица подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
Довод заявителя о том, что межрайонная ИФНС N 30 по Свердловской области не имела законных оснований проводить камеральную налоговую проверку декларации по земельному налогу за 2012 год, так как порядок проведения камеральной проверки, определяет ст. 88 НК РФ, из смысла которой, следует, что камеральную проверку может проводить налоговый орган, в котором на налоговом учете стоит налогоплательщик, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Администрирование налогов инспекциями ФНС России по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и инспекциями ФНС России по месту нахождения их обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям осуществляется в соответствии с НК РФ и нормативными документами ФНС России (приказ ФНС России от 11.03.2010 N ММ-7-6/107@).
Для повышения эффективности администрирования организаций - крупнейших налогоплательщиков и установления единого порядка работы межрегиональных (межрайонных) инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Федеральной налоговой службой России было разработано письмо от 17.08.2006 N ШТ-14-23/214дсп "Об администрировании налогов межрегиональными (межрайонными) инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам".
Согласно письму ФНС России от 17.08.2006 N ШТ-14-23/214дсп Межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют администрирование следующих налогов и сборов: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; акцизы; единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; налог на доходы физических лиц; налог на добычу полезных ископаемых; налог на имущество организаций; водный налог.
Администрирование не поименованных выше налогов и сборов межрегиональными (межрайонными) инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не осуществляется.
Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты остальных налогов и сборов осуществляется в установленном законодательством порядке соответствующими территориальными налоговыми органами.
Приказом от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядок ее заполнения" утверждена форма налоговой декларации, а также порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу.
При заполнении налоговой декларации налогоплательщик обязательно в налоговой декларации по земельному налогу должен указывать код получателя данной налоговой декларации, а также код конечного получателя декларации, для которого предназначена информация. В налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, указан код конечного получателя - 270 (по месту нахождения земельного участка).
Таким образом, ОАО "Первоуральский динасовый завод" представило налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, как установлено п. 4 ст. 398 НК РФ, но конечным получателем данной налоговой декларации по земельному налогу, является Межрайонная инспекция ФНС России N 30 по Свердловской области.
Сдаваемые налогоплательщиками в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области налоговые декларации по земельному налогу носят "транзитный" характер, в силу письма от 17.08.2006 N ШТ-14-23/214дсп, отделом работы с налогоплательщиками фиксируется факт сдачи налоговой декларации по земельному налогу и далее налоговая декларация по земельному налогу автоматически поступает в инспекцию по месту нахождения земельных участков.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2014 года по делу N А60-35859/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2014 N 17АП-2138/2014-АК ПО ДЕЛУ N А60-35859/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2014 г. N 17АП-2138/2014-АК
Дело N А60-35859/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Черпаковой К.С.,
при участии:
от заявителя ОАО "Первоуральский динасовый завод" (ОГРН 1026601501563, ИНН 6625004698) - Анисимова А.В., доверенность от 27.12.2013, Фролова И.Б., доверенность от 27.12.2013,
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области (ОГРН 6684000014) - Самарина Е.Н., доверенность от 30.08.2012, Богомолова М.А., доверенность от 27.12.2013,
от третьего лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области, заявителя ОАО "Первоуральский динасовый завод"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 января 2014 года
по делу N А60-35859/2013
принятое судьей Н.В.Гнездиловой
по заявлению ОАО "Первоуральский динасовый завод"
к Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области
третье лицо: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Первоуральский динасовый завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области N 222 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.06.2013 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2014 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" за период с 28.09.2012 по 31.12.2012 по земельным участкам с государственным кадастровыми номерами: 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71; за период 21.12.2012 по 31.12.2012 по земельному участку с государственным кадастровым номером 66:58: 0111005: 166, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель и заинтересованное лицо обратились с апелляционными жалобами.
Заявитель в своей апелляционной жалобе указывает на то, что вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71, 66:58: 0111005: 166 была определена по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости, и подлежит применению и на 2012 год; межрайонная ИФНС N 30 по Свердловской области не имела законных оснований проводить камеральную налоговую проверку декларации по земельному налогу за 2012 год, так как порядок проведения камеральной проверки, определяет ст. 88 НК РФ, из смысла которой, следует, что камеральную проверку может проводить налоговый орган, в котором на налоговом учете стоит налогоплательщик.
Заинтересованное лицо в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что налоговая база по земельному налогу определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не может в целях налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка, представленной ОАО "Первоуральский динасовый завод" налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
Результаты проверки оформлены актом от 29.04.2013 N 746, на основании которого Инспекцией принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.06.2013 N 222.
Решением инспекции от 17.06.2013 N 222 установлено, что ОАО "Первоуральский динасовый завод", в нарушение п. 1 ст. 391 НК РФ, в связи с неверным применением кадастровой стоимости земли неправомерно не исчислило земельный налог за 2012 год по следующим земельным участкам: N 66580111013:70 в сумме 12 073 826 руб.; N 66580111013:71 в сумме 3 182 427 руб.; N 66580111013:10 в сумме 1 468 759 руб.; N 66580111005:166 в сумме 1 061 009 руб. Всего неуплата земельного налога за 2012 год согласно решению инспекции составила 17 786 021 руб.
Налогоплательщиком на указанное решение подана апелляционная жалоба, которая оставлена без удовлетворения решением УФНС по Свердловской области от 05.08.2013 N 900/13.
Не согласившись с решением налогового органа от 17.06.2013 N 222, ОАО "Первоуральский динасовый завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что применение рыночной стоимости, установленной решением арбитражного суда, возможно с момента вступления в силу судебного акта.
Заявитель в своей апелляционной жалобе указывает на то, что вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71, 66:58: 0111005: 166 была определена по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости, и подлежит применению и на 2012 год; межрайонная ИФНС N 30 по Свердловской области не имела законных оснований проводить камеральную налоговую проверку декларации по земельному налогу за 2012 год, так как порядок проведения камеральной проверки, определяет ст. 88 НК РФ, из смысла которой, следует, что камеральную проверку может проводить налоговый орган, в котором на налоговом учете стоит налогоплательщик.
Заинтересованное лицо в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что налоговая база по земельному налогу определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не может в целях налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В силу п. 4 ст. 398 НК РФ Общество обязано предоставлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Эта же обязанность предусмотрена п. 3 ст. 80 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорных земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельных участков с государственным кадастровыми номерами: 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71; 66:58: 0111005: 166.
Инспекцией установлено, что налогоплательщиком земельный налог за 2012 год по земельным участкам с государственным кадастровыми номерами: 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71 исчислен исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной, признанной решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2012 г. по делу N А60-22967/2012 (решение вступило в законную силу 28.09.2012); по земельному участку с государственным кадастровым номером 66:58: 0111005: 166 исчислен исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной, признанной решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2012 г. по делу N А60-40949/2012 (вступившим в законную силу 21.12.2012).
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению с момента вступления в законную силу судебных актов, устанавливающих новую кадастровую стоимость.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2012 г. по делу N А60-22967/2012, на которое ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов, вступило в законную силу, по правилам, установленным статьей 180 АПК РФ, 28.09.2012; решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2012 по делу N А60-40949/2012 вступило в законную силу 21.12.2012.
До вступления в законную силу судебных актов, устанавливающих новую кадастровую стоимость, подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области в части доначисления земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" за период с 28.09.2012 по 31.12.2012 по земельным участкам с государственным кадастровыми номерами: 66:58:0111013:0010, 66:58:0111013:70, 66:58:0111013:71; за период 21.12.2012 по 31.12.2012 по земельному участку с государственным кадастровым номером 66:58: 0111005: 166, и обоснованно отказано в остальной части заявленных требований.
Соответствующие доводы заявителя и заинтересованного лица подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
Довод заявителя о том, что межрайонная ИФНС N 30 по Свердловской области не имела законных оснований проводить камеральную налоговую проверку декларации по земельному налогу за 2012 год, так как порядок проведения камеральной проверки, определяет ст. 88 НК РФ, из смысла которой, следует, что камеральную проверку может проводить налоговый орган, в котором на налоговом учете стоит налогоплательщик, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Администрирование налогов инспекциями ФНС России по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и инспекциями ФНС России по месту нахождения их обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям осуществляется в соответствии с НК РФ и нормативными документами ФНС России (приказ ФНС России от 11.03.2010 N ММ-7-6/107@).
Для повышения эффективности администрирования организаций - крупнейших налогоплательщиков и установления единого порядка работы межрегиональных (межрайонных) инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Федеральной налоговой службой России было разработано письмо от 17.08.2006 N ШТ-14-23/214дсп "Об администрировании налогов межрегиональными (межрайонными) инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам".
Согласно письму ФНС России от 17.08.2006 N ШТ-14-23/214дсп Межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют администрирование следующих налогов и сборов: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; акцизы; единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; налог на доходы физических лиц; налог на добычу полезных ископаемых; налог на имущество организаций; водный налог.
Администрирование не поименованных выше налогов и сборов межрегиональными (межрайонными) инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не осуществляется.
Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты остальных налогов и сборов осуществляется в установленном законодательством порядке соответствующими территориальными налоговыми органами.
Приказом от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядок ее заполнения" утверждена форма налоговой декларации, а также порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу.
При заполнении налоговой декларации налогоплательщик обязательно в налоговой декларации по земельному налогу должен указывать код получателя данной налоговой декларации, а также код конечного получателя декларации, для которого предназначена информация. В налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, указан код конечного получателя - 270 (по месту нахождения земельного участка).
Таким образом, ОАО "Первоуральский динасовый завод" представило налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, как установлено п. 4 ст. 398 НК РФ, но конечным получателем данной налоговой декларации по земельному налогу, является Межрайонная инспекция ФНС России N 30 по Свердловской области.
Сдаваемые налогоплательщиками в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области налоговые декларации по земельному налогу носят "транзитный" характер, в силу письма от 17.08.2006 N ШТ-14-23/214дсп, отделом работы с налогоплательщиками фиксируется факт сдачи налоговой декларации по земельному налогу и далее налоговая декларация по земельному налогу автоматически поступает в инспекцию по месту нахождения земельных участков.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2014 года по делу N А60-35859/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)