Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N А55-19127/2013

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N А55-19127/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,
в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2013 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-19127/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Тогобицкой Галины Викторовны (ОГРНИП <...>, ИНН <...>), г. Самара, к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9, г. Самара, о признании недействительным решения от 22.05.2013 N 1875,

установил:

индивидуальный предприниматель Тогобицкая Галина Викторовна (далее - предприниматель, ИП Тогобицкая Г.В.) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - фонд социального страхования, фонд) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 22.05.2013 N 1875.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2013 заявленные требования удовлетворены, решение фонда от 22.05.2013 N 1875 признано недействительным, не соответствующим нормам Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с данными судебными актами фонд социального страхования обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 11.01.2013 ИП Тогобицкой Г.В. представлен в фонд социального страхования расчет за 2012 год по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, представлением ИП Тогобицкой Г.В. в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов в связи с материнством, и по итогам проверки составлен акт от 12.04.2013 N 1875.
Согласно пункта 2.2 акта в нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах налогооблагаемая база для начисления страховых взносов исчислена предпринимателем с нарушением пункта 10 статьи 58 Закона о страховых взносах, поскольку необоснованно применен пониженный тариф для всех работников, а не только в отношении лиц, имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью и допущенных к ней.
Решением фонда социального страхования от 22.05.2013 N 1875 ИП Тогобицкая Г.В. привлечена к ответственности по части 1 статьи 47 Закона о страховых взносах в виде начисления штрафа в размере 47 184 руб. 02 коп., штрафа на основании статьи 48 Закона в сумме 16 800 руб., также указанным решением доначислена и предложена к уплате предпринимателю недоимка по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в фонд социального страхования в сумме 235 920 руб. 12 коп.
Данным решением установлено нарушение порядка применения пониженных тарифов страховых взносов, установленного пунктом 10 статьи 58 Закона о страховых взносах. По мнению фонда, предпринимателем необоснованно применен пониженный тариф для всех работников, а не только в отношении лиц, имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью и допущенных к ней.
Предприниматель, не согласившись с решением фонда социального страхования, обратилась в вышестоящий орган, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным решением фонда, ИП Тогобицкая Г.В. обратилась в Арбитражный суд Самарской области с рассматриваемым заявлением, указывая, что законом установлены пониженные тарифы для страхователя, в данном случае для индивидуального предпринимателя. Именно предприниматель осуществляет подлежащую лицензированию фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, следовательно, имеет право на применение пониженных тарифов по страховым взносам в отношении работников, участвующих в подлежащей обложением единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД) деятельности.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Частью 2 статьи 34 Закона о страховых взносах предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. При этом в случае, если в ходе проверки выявлены факты правонарушений, предусмотренных указанным Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, составляется акт проверки и о результатах камеральной проверки сообщается плательщику страховых взносов.
На основании пункта 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 48 Закона о страховых взносах).
В статье 58 Закона о страховых взносах установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 части 1 статьи 5 указанного Закона - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу части 3.4 статьи 58 Закона о страховых взносах в 2012-2013 годах, а именно - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности - в Пенсионный фонд РФ 20,0%, в Фонд социального страхования РФ 0.0%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,00%.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно пришли к выводу о том, что ИП Тогобицкая Г.В. правомерно применяла пониженный тариф по страховым взносам в отношении работников в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 35 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Закона.
В силу части 1 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ осуществляется, в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу пункта 2 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
Согласно пункту 2 указанного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Из приведенных норм законодательства можно сделать вывод о том, что работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность.
Из буквального толкования части 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ и пункта 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах следует, что аптечную деятельность осуществляет именно аптечная организация, и, соответственно, право применять пониженные тарифы страховых взносов также предоставлено аптечной организации, а не ее отдельным работникам, которые осуществляют фармацевтическую деятельность.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
В связи с этим довод фонда социального страхования о том, что в силу пункта 2 части 1 статьи 100 Закона об основах охраны здоровья право на занятие фармацевтической деятельностью имеют только лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, для рассмотрения данного спора не имеет правового значения.
Следовательно, для возникновения у ИП Тогобицкой Г.В. права применения пониженного тарифа по страховым взносам, предприниматель должна обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
Судами установлено, что ИП Тогобицкая Г.В. имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельностью, является плательщиком ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленных требований судами установлены и оценены все обстоятельства дела, оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов судов коллегия не находит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 по делу N А55-19127/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)