Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2015 N 13АП-9480/2015 ПО ДЕЛУ N А56-75178/2014

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. по делу N А56-75178/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Алексеева О.П. по доверенности от 26.12.2014
от ответчика (должника): Панкратьевой Н.В. по доверенности от 12.01.2015 N 03-18/00002
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9480/2015) ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 по делу N А56-75178/2014 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по иску (заявлению) ИП Гукасян В.Г.
к ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
об обжаловании решения

установил:

Индивидуальный предприниматель Гукасян Вадим Грантович (далее - предприниматель, Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 08.08.2014 N 2496 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20.02.2015 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель предпринимателя их отклонил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом 12.02.2014 года в ИФНС по Лужскому району Ленинградской области представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год. Сумма налога, подлежащая уплате согласно декларации, составила 13464 рубля.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации.
По результатам проверки составлен акт от 26.05.2014 г. N 11031 и вынесено решение от 08.08.2014 N 2496 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 20 196 рублей, по 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 771,20 рублей, ему начислены пени в сумме 7 881,77 рублей и предложено доплатить земельный налог в сумме 53 856 рублей.
Решение Инспекции обжаловано Заявителем в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Ленинградской области. Решением Управления ФНС России по Ленинградской области 07.10.2014 N 16-21-10/12171@ апелляционная жалоба ИП Гукасян В.Г. оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции от 08.08.2014 N 2496, без изменения.
Предприниматель, не согласившись с доводами налоговых органов, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Гукасян В.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 05.05.2011 года, основной вид экономической деятельности - розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами (включая напитки) и табачными изделиями (ОКВЭД 52.11).
Согласно представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ сведениям Росреестра по Ленинградской области Гукасян В.Г. является собственником 11 земельных участков с кадастровыми номерами: 47:29:0657001:739 площадью 1407 кв. м, 47:29:0657001:711 площадью 1646 кв. м, 47:29:0657001:712 площадью 1973 кв. м, 47:29:0657001:715 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:720 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:728 площадью 14244 кв. м, 47:29:0657001:737 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:746 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:749 площадью 2424 кв. м, 47:29:0657001:736 площадью 1500 кв. м, 47:29:0657001:740 площадью 1500 кв. м, расположенных на территории Заклинского сельского поселения (СНТ Колодно). Данные земельные участки приобретены 21.08.2012 года, 10.09.2012 выданы свидетельства о праве собственности.
Данные земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для дачного строительства".
Предприниматель при исчислении земельного налога по спорным земельным участкам применил ставку в размере 0,3%.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного пользования и на праве пожизненного владения.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из положений главы 31 НК РФ, ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьей 390 Кодекса как кадастровая стоимость земельных участков.
В зависимости от категории земель статьей 394 НК РФ определены максимальные размеры ставок, конкретные размеры которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Решением Совета депутатов муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 26.11.2010 г. N 70 ставки земельного налога установлены в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, а налоговая ставка 0,3% определена в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства. огородничества и животноводства, а также под дачное хозяйство.
Вид использования "для дачного строительства" в данном перечне не поименовано.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Статьей 1 Федерального закона о 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 процента, тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта послужил вывод налогового органа о применении предпринимателем, в нарушение статьи 394 НК РФ, налоговой ставки в размере 0,3 процента, вместо 1,5 процента в отношении земельных участков с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
Действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут являться собственниками земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства"; в то же время по смыслу налогового законодательства пониженные ставки устанавливаются в отношении земельных участков для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства.
Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ внес изменения в пункт 2 статьи 396 и пункт 1 статьи 398 НК РФ, в соответствии с которыми с 2010 года налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно не только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, но и по участкам, предназначенным для использования ими в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Доказательств, что земельные участки использовались предпринимателем исключительно в предпринимательских целях, для дачного строительства, что предусматривает применение ставки земельного налога, установленной для прочих земельных участков, инспекцией не представлено.
Из правоустанавливающих документов на спорные земельные участки, а также иных представленных сторонами доказательств однозначно не следует, что земельные участки не имеют признаков имущества, предназначенного для личного, семейного потребления, и что данные спорные участки изначально предназначались для использования в предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Доказательств использования участков не для личных целей, осуществление заявителем на спорных земельных участках в 2012 году предпринимательской деятельности не представлено.
Статус заявителя, систематический характер возмездных сделок, размер земельных участков при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях гражданина предпринимательской деятельности, а именно, что земельные участки приобретались исключительно для использования их не в личных целях, а в целях систематического извлечения прибыли, не является основанием для применения налоговой ставки в размере 1,5 процента в отношении спорных земельных участков.
Доказательств использования предпринимателем всех земельных участков исключительно для предпринимательской деятельности, что предусматривает применение ставки земельного налога установленной для прочих земельных участков, инспекцией не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2015 по делу N А56-75178/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)