Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Рудковским рассмотрел в судебном заседании дело N А60-15542/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Пшеницыной Ирины Михайловны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Извеков С.С., представитель, доверенность от 11.09.2013 г., удост. N 3116;
- от заинтересованного лица - Шипелов А.Л., представитель, доверенность от 09.01.2014 N 02, удост. N 766520;
- от третьего лица - Сенцов А.В., представитель, доверенность от 09.01.2014 N 09-22/11, удост. N 689287.
Отвода суду не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Пшеницына Ирина Михайловна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения N 02р/17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.01.2014 г., в редакции решения Управления ФНС России по Свердловской области N 115/13 от 28.02.2014 г.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
установил:
Индивидуальному предпринимателю Пшеницыной И.М. принадлежит на праве индивидуальной собственности принадлежал земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права 66АБ N 673355 от 24.05.2005, с разрешенным использованием - земли общественно-деловой застройки, с кадастровым номером 66:41:0206008:007, расположенный по адресу: 620027, г. Екатеринбург, ул. Восточная, 5в).
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в отношении индивидуального предпринимателя Пшеницыной Ирины Михайловны проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 13.11.2013 N 32/17 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02р/17 от 10.01.2014.
Решением N 02р/17 от 10.01.2014 налогоплательщику доначислен земельный налог за 2010, 2011, 2012 г.г. в сумме 1893815 руб., начислены пени за период с 05.07.2012 по 10.01.2014 в размере 242 766,56 руб., а также ИП Пшеницына И.М. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 299538,40 руб.
Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, заявитель обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области с апелляционной жалобой
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Свердловской области принято решение N 115/13 от 28.02.2014, которым решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 10.01.2014 N 02р/17 изменено в части путем уменьшения начисленной суммы земельного налога за 2012 год.
На основании решения УФНС России по Свердловской области Инспекцией произведен перерасчет к уменьшению налоговых обязательств по земельному налогу. Таким образом, с учетом решения Управления ФНС России по Свердловской области ИП Пшеницыной И.М. необходимо уплатить в бюджет недоимку по земельному налогу в размере 1 416 665 руб., в том числе: за 2010 год в размере 547 632 руб., за 2011 год в размере 708 988 рублей, за 2012 год в размере 160 045 рублей, а также соответствующие суммы пени и штрафа.
Считая решение Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02р/17 от 10.01.2014, незаконным, ИП Пшеницына И.М. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем Пшеницыной И.М. при расчете земельного налога за 2010, 2011 г.г. отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206008:007 применена кадастровая стоимость, признанная равной его рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 года по делу N А60-57656/2011, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 установлена в размере 9 779 068 рублей, а при расчете земельного налога за 2012 год в отношении указанного земельного участка применена кадастровая стоимость, признанная равной его рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 года по делу N А60-57698/2011, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 установлена в размере 19 217 847 рублей.
Доначисляя земельный налог, инспекция исходила из того, что согласно сведениям Росреестра кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:68:0112001:0074 по состоянию на 01.01.2010, на 01.01.2011 составляет 80 677 935,42 рублей, по состоянию на 01.01.2012 составляет 78018220,35 рублей. Исходя из этой стоимости Инспекцией произведено доначисление налогоплательщику земельного налога за 2010, 2011 и 2012 годы.
При разрешении вопроса об обоснованности доначисления земельного налога, суд руководствуется следующим.
Статей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Для целей налогообложения в 2010 - 2011 годах применяется кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой - оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области". Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206008:007 на 01.01.2010, на 01.01.2011 составляет 80 677 935,42 рублей.
Для целей налогообложения в 2012 году применяется кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области". Согласно Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206008:007 на 01.01.2012 составляет 78 018 220,35 руб.
С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Таким образом, кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости не подлежит применению налогоплательщиком при исчислении земельного налога за прошедшие налоговые периоды, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Нормы п. 1 ст. 391 НК РФ предполагают определение налоговой базы по земельному налогу как кадастровой стоимости по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Соответственно, решение о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента внесения в государственный кадастр соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка и вступления в законную силу такого решения.
На вышеуказанных позициях основана арбитражная практика рассмотрения аналогичных налоговых споров (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11; постановления ФАС Уральского округа от 13.03.2013 N Ф09-3710/12, от 20.06.2013 N Ф09-5574/13; определения ВАС РФ от 11.07.2013 N ВАС-8250/13, от 18.08.2013 N ВАС-10959/13).
Как было указано выше, индивидуальным предпринимателем Пшеницыной И.М. при расчете земельного налога за 2010, 2011 г.г. отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206008:007 применена кадастровая стоимость, признанная равной его рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 по делу N А60-57656/2011, а при расчете земельного налога за 2012 год в отношении указанного земельного участка применена кадастровая стоимость, признанная равной его рыночной согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 года по делу N А60-57698/2011.
Однако учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка кадастровым номером 66:41:0206008:007, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 N А60-57656/2011 не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010 и 2011 г.г.
Таким образом, при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2010 и 2011 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.08 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2010 год в сумме 547 632 рубля и за 2011 год в размере 708 988 рублей.
Поскольку решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 г. по делу N А60-57698/2011 вступило в законную силу 05.04.2012, а земельный налог исчисляется, исходя из текущих стоимостных показателей в силу принципа экономической обоснованности налогообложения, с апреля 2012 года земельный налог подлежал исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной судебным актом. До 01.05.2012 года подлежит применению кадастровая стоимость по земельным участкам, определяемая в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен ИП Пшеницыной И.М. земельный налог за 2012 год в сумме 160 045 руб.
Вместе с тем, суд считает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа за неуплату земельного налога за 2010, 2011, 2012 г.г. в соответствующих суммах, является незаконным.
На основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Основанием для наложения штрафа послужил вывод налогового органа о том, что ИП Пшеницына И.М. допущено занижение налоговой базы в результате неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, кроме названных в подп. 1 - 3 указанной статьи, могут быть признаны судом, рассматривающим дело.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Применяя ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 Кодекса, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить в результате каких виновных действий (бездействия) налогоплательщика допущена такая неуплата.
Материалы дела не содержат и налоговым органом не представлены достаточные доказательства вины налогоплательщика в совершении неправомерных действий (бездействия).
В оспариваемом решении налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02р/17 от 10.01.2014 г., не рассматривался вопрос о наличии вины ИП Пшеницыной И.М. в совершении налогового правонарушения, в связи с чем нельзя считать доказанным неправомерный и виновный характер действий налогоплательщика.
Таким образом, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку отсутствует его вина как необходимый элемент состава правонарушения.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению частично, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02р/17 от 10.01.2014 г., в редакции решения Управления ФНС России по Свердловской области N 115/13 от 28.02.2014, суд признает недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Государственная пошлина в сумме 200 рублей подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные индивидуальным предпринимателем Пшеницыной Ириной Михайловной требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга N 02р/17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.01.2014 г., в редакции решения Управления ФНС России по Свердловской области N 115/13 от 28.02.2014 в части привлечения ИП Пшеницыной И.М. к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
В остальной части требований отказать.
В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в пользу индивидуального предпринимателя Пшеницыной Ирины Михайловны (ОГРНИП 304665819500197; ИНН 665811170409) 200 (Двести) руб. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.09.2014 ПО ДЕЛУ N А60-15542/2014
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. по делу N А60-15542/2014
Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Рудковским рассмотрел в судебном заседании дело N А60-15542/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Пшеницыной Ирины Михайловны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Извеков С.С., представитель, доверенность от 11.09.2013 г., удост. N 3116;
- от заинтересованного лица - Шипелов А.Л., представитель, доверенность от 09.01.2014 N 02, удост. N 766520;
- от третьего лица - Сенцов А.В., представитель, доверенность от 09.01.2014 N 09-22/11, удост. N 689287.
Отвода суду не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Пшеницына Ирина Михайловна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения N 02р/17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.01.2014 г., в редакции решения Управления ФНС России по Свердловской области N 115/13 от 28.02.2014 г.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
установил:
Индивидуальному предпринимателю Пшеницыной И.М. принадлежит на праве индивидуальной собственности принадлежал земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права 66АБ N 673355 от 24.05.2005, с разрешенным использованием - земли общественно-деловой застройки, с кадастровым номером 66:41:0206008:007, расположенный по адресу: 620027, г. Екатеринбург, ул. Восточная, 5в).
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в отношении индивидуального предпринимателя Пшеницыной Ирины Михайловны проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 13.11.2013 N 32/17 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02р/17 от 10.01.2014.
Решением N 02р/17 от 10.01.2014 налогоплательщику доначислен земельный налог за 2010, 2011, 2012 г.г. в сумме 1893815 руб., начислены пени за период с 05.07.2012 по 10.01.2014 в размере 242 766,56 руб., а также ИП Пшеницына И.М. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 299538,40 руб.
Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, заявитель обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области с апелляционной жалобой
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Свердловской области принято решение N 115/13 от 28.02.2014, которым решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 10.01.2014 N 02р/17 изменено в части путем уменьшения начисленной суммы земельного налога за 2012 год.
На основании решения УФНС России по Свердловской области Инспекцией произведен перерасчет к уменьшению налоговых обязательств по земельному налогу. Таким образом, с учетом решения Управления ФНС России по Свердловской области ИП Пшеницыной И.М. необходимо уплатить в бюджет недоимку по земельному налогу в размере 1 416 665 руб., в том числе: за 2010 год в размере 547 632 руб., за 2011 год в размере 708 988 рублей, за 2012 год в размере 160 045 рублей, а также соответствующие суммы пени и штрафа.
Считая решение Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02р/17 от 10.01.2014, незаконным, ИП Пшеницына И.М. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем Пшеницыной И.М. при расчете земельного налога за 2010, 2011 г.г. отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206008:007 применена кадастровая стоимость, признанная равной его рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 года по делу N А60-57656/2011, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 установлена в размере 9 779 068 рублей, а при расчете земельного налога за 2012 год в отношении указанного земельного участка применена кадастровая стоимость, признанная равной его рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 года по делу N А60-57698/2011, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 установлена в размере 19 217 847 рублей.
Доначисляя земельный налог, инспекция исходила из того, что согласно сведениям Росреестра кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:68:0112001:0074 по состоянию на 01.01.2010, на 01.01.2011 составляет 80 677 935,42 рублей, по состоянию на 01.01.2012 составляет 78018220,35 рублей. Исходя из этой стоимости Инспекцией произведено доначисление налогоплательщику земельного налога за 2010, 2011 и 2012 годы.
При разрешении вопроса об обоснованности доначисления земельного налога, суд руководствуется следующим.
Статей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Для целей налогообложения в 2010 - 2011 годах применяется кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой - оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области". Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206008:007 на 01.01.2010, на 01.01.2011 составляет 80 677 935,42 рублей.
Для целей налогообложения в 2012 году применяется кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области". Согласно Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206008:007 на 01.01.2012 составляет 78 018 220,35 руб.
С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Таким образом, кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости не подлежит применению налогоплательщиком при исчислении земельного налога за прошедшие налоговые периоды, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Нормы п. 1 ст. 391 НК РФ предполагают определение налоговой базы по земельному налогу как кадастровой стоимости по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Соответственно, решение о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента внесения в государственный кадастр соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка и вступления в законную силу такого решения.
На вышеуказанных позициях основана арбитражная практика рассмотрения аналогичных налоговых споров (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11; постановления ФАС Уральского округа от 13.03.2013 N Ф09-3710/12, от 20.06.2013 N Ф09-5574/13; определения ВАС РФ от 11.07.2013 N ВАС-8250/13, от 18.08.2013 N ВАС-10959/13).
Как было указано выше, индивидуальным предпринимателем Пшеницыной И.М. при расчете земельного налога за 2010, 2011 г.г. отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206008:007 применена кадастровая стоимость, признанная равной его рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 по делу N А60-57656/2011, а при расчете земельного налога за 2012 год в отношении указанного земельного участка применена кадастровая стоимость, признанная равной его рыночной согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 года по делу N А60-57698/2011.
Однако учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка кадастровым номером 66:41:0206008:007, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 N А60-57656/2011 не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010 и 2011 г.г.
Таким образом, при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2010 и 2011 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.08 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2010 год в сумме 547 632 рубля и за 2011 год в размере 708 988 рублей.
Поскольку решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 г. по делу N А60-57698/2011 вступило в законную силу 05.04.2012, а земельный налог исчисляется, исходя из текущих стоимостных показателей в силу принципа экономической обоснованности налогообложения, с апреля 2012 года земельный налог подлежал исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной судебным актом. До 01.05.2012 года подлежит применению кадастровая стоимость по земельным участкам, определяемая в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен ИП Пшеницыной И.М. земельный налог за 2012 год в сумме 160 045 руб.
Вместе с тем, суд считает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа за неуплату земельного налога за 2010, 2011, 2012 г.г. в соответствующих суммах, является незаконным.
На основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Основанием для наложения штрафа послужил вывод налогового органа о том, что ИП Пшеницына И.М. допущено занижение налоговой базы в результате неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, кроме названных в подп. 1 - 3 указанной статьи, могут быть признаны судом, рассматривающим дело.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Применяя ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 Кодекса, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить в результате каких виновных действий (бездействия) налогоплательщика допущена такая неуплата.
Материалы дела не содержат и налоговым органом не представлены достаточные доказательства вины налогоплательщика в совершении неправомерных действий (бездействия).
В оспариваемом решении налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02р/17 от 10.01.2014 г., не рассматривался вопрос о наличии вины ИП Пшеницыной И.М. в совершении налогового правонарушения, в связи с чем нельзя считать доказанным неправомерный и виновный характер действий налогоплательщика.
Таким образом, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку отсутствует его вина как необходимый элемент состава правонарушения.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению частично, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 02р/17 от 10.01.2014 г., в редакции решения Управления ФНС России по Свердловской области N 115/13 от 28.02.2014, суд признает недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Государственная пошлина в сумме 200 рублей подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные индивидуальным предпринимателем Пшеницыной Ириной Михайловной требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга N 02р/17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.01.2014 г., в редакции решения Управления ФНС России по Свердловской области N 115/13 от 28.02.2014 в части привлечения ИП Пшеницыной И.М. к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
В остальной части требований отказать.
В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в пользу индивидуального предпринимателя Пшеницыной Ирины Михайловны (ОГРНИП 304665819500197; ИНН 665811170409) 200 (Двести) руб. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)