Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.А. Куричева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Машьяновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-25605/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (ИНН 7722691141, ОГРН 1097746421222) (далее - ООО "Раритет-торг", истец)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) (далее - Межрайонная ИФНС России N 25 по Свердловской области, заинтересованное лицо)
о признании недействительным решения налогового органа,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: И.С. Комаров - представитель по доверенности от 11 июня 2014 г., предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: С.А. Лапо - заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 31 декабря 2013 г. N 04-10/28528, предъявлено удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов судье, помощнику судьи, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области от 14 марта 2014 г. N 14700 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя требование о признании недействительным решения налогового органа поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица по существу заявленного требования возразил, в удовлетворении заявления просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и со ссылкой на материалы камеральной налоговой проверки.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права общей долевой собственности от 11 апреля 2011 г. серия 66 АД N 816157 ООО "Раритет-торг" является долевым сособственником (1/2 доли в праве собственности) земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 212, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли, занятые под заведениями культуры и искусства, площадь 30 338 кв. м, кадастровый номер 66:41:0501001:0007 (далее - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0501001:0007).
ООО "Раритет-торг" 19 января 2012 г. представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., при этом налоговая база была определена по Постановлению Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП. Суммы налога по декларации за 2011 г. налогоплательщиком уплачены не были (срок уплаты 15 февраля 2012 г., авансовые платежи за налоговый период 2011 г. не оплачивались), что подтверждается выпиской из лицевого счета за 2012 г.
23 октября 2013 г. ООО "Раритет-торг" представило в Межрайонную ИФНС России N 25 по Свердловской области уточненную налоговую декларацию N 1 по земельному налогу за 2011 г., согласно которой налогоплательщик исчислил земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, руководствуясь решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, согласно которому кадастровая стоимость указанного земельного участка признана равной рыночной по состоянию на 15 декабря 2010 г. в размере 99 205 260 руб.
Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка в отношении ООО "Раритет-торг".
По результатам камеральной налоговой проверки заинтересованным лицом вынесено решение от 17 марта 2014 г. N 14700 о привлечении ООО "Раритет-торг" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым:
1) налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 58 667 руб. 90 коп., предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
2) начислены пени по состоянию на 17 марта 2014 г. в сумме 52 048 руб. 21 коп. за несвоевременную уплату налогов;
3) предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 г. на сумму 586 679 руб.
Основанием для принятия решения от 17 марта 2014 г. N 14700 послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ООО "Раритет-торг" при исчислении земельного налога за 2011 г. рыночной (равной кадастровой) стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011. При исчислении земельного налога за 2011 г. налоговым органом применена налоговая база исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 490 324 880 руб., утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - УФНС России по Свердловской области) от 19 мая 2014 г. N 540/14 решение Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
ООО "Раритет-торг", не согласившись с решением налогового органа, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области, мотивировав его тем, что налогоплательщик верно определил налоговую базу земельного налога за 2011 г. исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2011 г. в размере 99 205 260 руб. В случае признания судом не противоречащим закону обжалуемого ненормативного акта просил учесть, что иной подход налогового органа к исчислению налоговой базы по земельному налогу при отсутствии одного единственно возможного варианта толкования пункта 1 статьи 391 НК РФ, а также наличие позитивной для налогоплательщика правовой позиции Министерства финансов Российской Федерации и судебной практики не должен приводить к привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности, указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО "Раритет-торг" вины в совершении налогового правонарушения.
Рассмотрев представленные документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 "Правил проведения кадастровой оценки земель", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, принадлежащего заявителю. Результаты этой оценки применялись в целях налогообложения за период: с 2009 по 2011 годы.
Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 признана равной рыночной по состоянию на 15 декабря 2010 г. в размере 99 205 260 руб.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
При исчислении земельного налога за 2011 г. по спорному земельному участку по уточненной налоговой декларации ООО "Раритет-торг" определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, принадлежащего ООО "Раритет-торг", установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога до даты вступления в законную силу решения, то есть до 07 марта 2012 г.
Таким образом, при исчислении ООО "Раритет-торг" земельного налога за 2011 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП, в связи с чем налоговым органом правомерно сделан вывод о занижении ООО "Раритет-торг" суммы земельного налога в размере 586 679 руб. и доначислении соответствующей суммы земельного налога по сроку 15 февраля 2012 г.
При этом суд, учитывая правовую неопределенность и формирующуюся практику в данном вопросе, считает необходимым отметить следующее.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются, в том числе иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 111 НК РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства, исключающего вину лица в совершении налогового правонарушения, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела по существу обстоятельства, свидетельствующие о неопределенности правоприменительной практики государственных органов по датам применения кадастровых стоимостей земельных участков, утвержденных публичными актами субъектов Российской Федерации и скорректированных решениями судов по индивидуальным оценкам рыночной стоимости, в целях соблюдения баланса интересов сторон, суд считает данное обстоятельство исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и возможным освободить налогоплательщика от ответственности по статье 122 НК РФ.
В связи с изложенным, заявление ООО "Раритет-торг" подлежит удовлетворению в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 58 667 руб. 90 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы в размере 2 000 руб. 00 коп., понесенные заявителем при уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления, подлежат взысканию судом с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (ИНН 7722691141, ОГРН 1097746421222) удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) от 14 марта 2014 г. N 14699 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 58 667 руб. 90 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (ИНН 7722691141, ОГРН 1097746421222) 2 000 (Две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.А.КУРИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.09.2014 ПО ДЕЛУ N А60-25605/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. по делу N А60-25605/2014
Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.А. Куричева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Машьяновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-25605/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (ИНН 7722691141, ОГРН 1097746421222) (далее - ООО "Раритет-торг", истец)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) (далее - Межрайонная ИФНС России N 25 по Свердловской области, заинтересованное лицо)
о признании недействительным решения налогового органа,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: И.С. Комаров - представитель по доверенности от 11 июня 2014 г., предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: С.А. Лапо - заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 31 декабря 2013 г. N 04-10/28528, предъявлено удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов судье, помощнику судьи, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области от 14 марта 2014 г. N 14700 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя требование о признании недействительным решения налогового органа поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица по существу заявленного требования возразил, в удовлетворении заявления просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и со ссылкой на материалы камеральной налоговой проверки.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права общей долевой собственности от 11 апреля 2011 г. серия 66 АД N 816157 ООО "Раритет-торг" является долевым сособственником (1/2 доли в праве собственности) земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 212, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли, занятые под заведениями культуры и искусства, площадь 30 338 кв. м, кадастровый номер 66:41:0501001:0007 (далее - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0501001:0007).
ООО "Раритет-торг" 19 января 2012 г. представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., при этом налоговая база была определена по Постановлению Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП. Суммы налога по декларации за 2011 г. налогоплательщиком уплачены не были (срок уплаты 15 февраля 2012 г., авансовые платежи за налоговый период 2011 г. не оплачивались), что подтверждается выпиской из лицевого счета за 2012 г.
23 октября 2013 г. ООО "Раритет-торг" представило в Межрайонную ИФНС России N 25 по Свердловской области уточненную налоговую декларацию N 1 по земельному налогу за 2011 г., согласно которой налогоплательщик исчислил земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, руководствуясь решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, согласно которому кадастровая стоимость указанного земельного участка признана равной рыночной по состоянию на 15 декабря 2010 г. в размере 99 205 260 руб.
Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка в отношении ООО "Раритет-торг".
По результатам камеральной налоговой проверки заинтересованным лицом вынесено решение от 17 марта 2014 г. N 14700 о привлечении ООО "Раритет-торг" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым:
1) налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 58 667 руб. 90 коп., предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
2) начислены пени по состоянию на 17 марта 2014 г. в сумме 52 048 руб. 21 коп. за несвоевременную уплату налогов;
3) предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 г. на сумму 586 679 руб.
Основанием для принятия решения от 17 марта 2014 г. N 14700 послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ООО "Раритет-торг" при исчислении земельного налога за 2011 г. рыночной (равной кадастровой) стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011. При исчислении земельного налога за 2011 г. налоговым органом применена налоговая база исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 490 324 880 руб., утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - УФНС России по Свердловской области) от 19 мая 2014 г. N 540/14 решение Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
ООО "Раритет-торг", не согласившись с решением налогового органа, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области, мотивировав его тем, что налогоплательщик верно определил налоговую базу земельного налога за 2011 г. исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2011 г. в размере 99 205 260 руб. В случае признания судом не противоречащим закону обжалуемого ненормативного акта просил учесть, что иной подход налогового органа к исчислению налоговой базы по земельному налогу при отсутствии одного единственно возможного варианта толкования пункта 1 статьи 391 НК РФ, а также наличие позитивной для налогоплательщика правовой позиции Министерства финансов Российской Федерации и судебной практики не должен приводить к привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности, указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО "Раритет-торг" вины в совершении налогового правонарушения.
Рассмотрев представленные документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 "Правил проведения кадастровой оценки земель", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, принадлежащего заявителю. Результаты этой оценки применялись в целях налогообложения за период: с 2009 по 2011 годы.
Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 признана равной рыночной по состоянию на 15 декабря 2010 г. в размере 99 205 260 руб.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
При исчислении земельного налога за 2011 г. по спорному земельному участку по уточненной налоговой декларации ООО "Раритет-торг" определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, принадлежащего ООО "Раритет-торг", установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога до даты вступления в законную силу решения, то есть до 07 марта 2012 г.
Таким образом, при исчислении ООО "Раритет-торг" земельного налога за 2011 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП, в связи с чем налоговым органом правомерно сделан вывод о занижении ООО "Раритет-торг" суммы земельного налога в размере 586 679 руб. и доначислении соответствующей суммы земельного налога по сроку 15 февраля 2012 г.
При этом суд, учитывая правовую неопределенность и формирующуюся практику в данном вопросе, считает необходимым отметить следующее.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются, в том числе иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 111 НК РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства, исключающего вину лица в совершении налогового правонарушения, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела по существу обстоятельства, свидетельствующие о неопределенности правоприменительной практики государственных органов по датам применения кадастровых стоимостей земельных участков, утвержденных публичными актами субъектов Российской Федерации и скорректированных решениями судов по индивидуальным оценкам рыночной стоимости, в целях соблюдения баланса интересов сторон, суд считает данное обстоятельство исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и возможным освободить налогоплательщика от ответственности по статье 122 НК РФ.
В связи с изложенным, заявление ООО "Раритет-торг" подлежит удовлетворению в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 58 667 руб. 90 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы в размере 2 000 руб. 00 коп., понесенные заявителем при уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления, подлежат взысканию судом с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (ИНН 7722691141, ОГРН 1097746421222) удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) от 14 марта 2014 г. N 14699 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 58 667 руб. 90 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (ИНН 7722691141, ОГРН 1097746421222) 2 000 (Две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.А.КУРИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)