Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.02.2014 ПО ДЕЛУ N А60-43136/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. по делу N А60-43136/2013


Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Мальгиновым рассмотрел в судебном заседании дело N А60-43136/2013
по заявлению Закрытого акционерного общества "Дельта" (ИНН 6659159724, ОГРН 1076659016378)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291)
о признании недействительными ненормативных актов,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Русских Ю.В., представитель по доверенности от 03.02.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица - Долматова Е.М., представитель по доверенности N 4 от 15.04.2013, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Закрытое акционерное общество "Дельта" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.07.2013 N 8110, N 8111.
Определением от 08.11.2014 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 18.12.2013 на 14 час. 00 мин.
В предварительном судебном заседании заинтересованным лицом представлен отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Определением от 18.12.2013 назначено судебное разбирательство дела на 04.02.2014 на 15 час. 30 мин.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2011, 2012 годы, представленных Закрытым акционерным обществом "Дельта".
По результатам проверок составлены акты N 34952 от 25.06.2013, N 34957 от 13.06.2013, на основании которых налоговым органом вынесены решения от 30.07.2013 N 8110, N 8111 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам проверок заявителю доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 369430 руб. 00 коп., за 2012 год в сумме 700255 руб. 00 коп.
Закрытым акционерным обществом "Дельта" указанные решения были обжалованы в Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области, решением Управления ФНС России по Свердловской области N 1195/13 от 16.09.2013 оспариваемые решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области от 30.07.2013 N 8110, N 8111 оставлены без изменений.
Не согласившись с позицией налоговых органов, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из обстоятельств дела, недоимка по земельному налогу за 2011, 2012 годы возникла в результате представления заявителем налоговой декларации по земельному налогу, основанной на рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110018:14.
Суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база согласно ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила оценки), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В силу п. 12 Правил оценки, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, земельное законодательство Российской Федерации допускает возможность определение кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости. Вопрос о пересмотре установленной кадастровой стоимости разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями заинтересованными лицами - в судебном порядке.
Вместе с тем, учет рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости в целях налогообложения имеет ряд особенностей, относящихся, в том числе, и на действие установленной рыночной стоимости земельного участка во времени.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости (земельного участка), внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Дата определения кадастровой стоимости земельных участков определяется в соответствии с п. 2.4, 2.5, 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных участков (приказ Минэкономразвития РФ N 222) с учетом приказа Минэкономразвития РФ от 17.11.2011 N 673.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, кадастровая стоимость объектов оценки (земельных участков) определяется на дату формирования Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке).
Учитывая, что по состоянию на 01.01.2010 был сформирован перечень земельных участков для проведения кадастровой оценки, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, то и установленную рыночную стоимость по решению Арбитражного суда для целей налогообложения следует применять в период действия указанного Постановления N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Соответственно, рыночная стоимость земельного участка, определенная на 01.01.2010 может быть применена только к правоотношениям, на которые распространяет действие Постановление Правительства Свердловской области N 695-ПП, которым определено проведение государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010 и которое действует для целей налогообложения с 01.01.2012.
При расчете земельного налога за 2010 и 2011 годы подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Как следует из материалов дела, в ходе проверок инспекцией установлено, что заявителем земельный налог за 2011 и 2012 года в отношении земельного участка (кадастровый номер 66:41:0110018:14) исчислен исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной, признанной решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2013 по делу N А60-50192/2012. Рыночная стоимость земельного участка по сравнению с ранее установленной кадастровой (743863342 руб. 00 коп. - 2011 год, 603304111 руб. 00 коп. - 2012 год) уменьшилась и составила 74993300 руб. 00 коп.
Кадастровая стоимость участка согласно постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" составляла 743863342 руб. 00 коп. Исходя из данной стоимости инспекцией произведены доначисления по земельному налогу за 2011 год в сумме 369430 руб. 00 коп.
Кадастровая стоимость участка согласно постановлению Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" составляла 603304111 руб. 00 коп. Исходя из данной стоимости инспекцией произведены доначисления по земельному налогу за 2012 год в сумме 700255 руб. 00 коп.
В качестве обоснования своих доводов в заявлении налогоплательщик указал, что согласно отчета об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110018:14 от 22.08.2012 N 044-13/3, подготовленного Экспертно-аналитическим центром ЗАО "Гранд-Оценка" (оценщиком Антипкиным В.А.), а также положительным экспертным заключением N 150-НП/12-1 от 27.11.2012 Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110018:14 по состоянию на 01.01.2010 составляет 74993300 руб. 00 коп.
Представление уточненных деклараций по земельному налогу за 2011, 2012 года связано с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2013 по делу N А60-50192/2012, согласно которому кадастровая стоимость принадлежащего на праве собственности Закрытому акционерному обществу "Дельта" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110018:14 установлена по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости - 74993300 руб. 00 коп.
Между тем, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд полагает, что рыночная стоимость спорного земельного участка не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2011, 2012 годы.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемых решений незаконными у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)