Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, ссылаясь на то, что общество занизило кадастровую стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (ИНН 2623055555, ОГРН 1042600649992) - Богославской О.Ю. (доверенность от 28.10.2014), в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Монокристалл" (ИНН 2635116509, ОГРН 1082635014263), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 53866 5, 53865 8, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Монокристалл" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2015 (судья Макарова Н.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-12244/2014, установил следующее.
ЗАО "Монокристалл" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 27.06.2014 N 51079 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 08.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.07.2015, решение инспекции от 27.06.2014 N 51079 признано незаконным в части начисления обществу 300 256 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неуплату (неполную уплату) земельного налога. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" без приложений официально опубликован 15.01.2013 в газете "Ставропольская правда" N 9, следовательно, по правилам статей 5 и 391 Кодекса подлежит применению с 01.01.2014 (начало нового налогового периода). Снижая размер штрафа, суд установил наличие смягчающих ответственность общества обстоятельств.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что информация, на основании которой исчислен и уплачен земельный налог за 2013 год, получена официальным путем от уполномоченного органа. В приказе министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" (далее - Приказ N 203) указаны дата оценки и вступления его в силу. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012 подлежат применению с 05.02.2013 (через 10 дней после даты его официального опубликования (16.01.2013)). Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков свидетельствуют об улучшении положения налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя налогового органа, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом 28.01.2014 налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составила акт от 16.05.2014 N 36907 и приняла решение от 27.06.2014 N 51079 о начислении 1 858 102 рублей земельного налога за 2013 год, 61 258 рублей 37 копеек пеней по земельному налогу и 350 256 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату (неполную уплату) земельного налога.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 05.09.2014 N 07-20/014295 решение от 27.06.2014 N 51079 оставлено в силе.
Общество обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения, постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Приказом N 203 утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012.
Общество задекларировало кадастровую стоимость по земельным участкам с кадастровыми номерами 26:12:10402:53, 26:12:10402:54, 26:12:10402:55, 26:12:10402:445, 26:12:10402:444, 26:12:010402:1983, 26:12:010402:1984, 26:12:010402:1985, 26:12:010402:1986 и 26:12:010402:1987 исходя из сведений, указанных в приказе.
Инспекция в ходе камеральной проверки установила, что общество по пяти земельным участкам (кадастровые номера 26:12:010402:0053, 26:12:010402:0054, 26:12:010402:0055, 26:12:010402:445, 26:12:010402:444) занизило кадастровую стоимость, что послужило основанием для начисления 1 858 102 рублей земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной на основании кадастровых справок по состоянию на 01.01.2013, полученных из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю.
Пунктом 1 статьи 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 390 Кодекса кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налоговым периодом признается календарный год (статья 393 Кодекса).
В силу части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абзац 1 пункта 1 статьи 5 Кодекса).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений статей 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Кроме того, правовая позиция о распространении на нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование кадастровой стоимости земельных участков, особого порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, излагалась ранее в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, в котором Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Судебные инстанции установили, что первоначальный текст Приказа N 203 опубликован 15.01.2013 в газете "Ставропольская правда" N 9 (приложения опубликованы позднее в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" 30.04.2013, 20.05.2013, 25.05.2013, 30.05.2013, 15.06.2013, 30.06.2013, 25.09.2013, 10.10.2013, 25.10.2013, 10.11.2013, 30.11.2013).
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 203 он вступает в силу с 01.01.2013, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования, однако он не относится к актам законодательства о налогах и сборах, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 5 Кодекса, которые могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Поскольку указанный приказ порождает правовые последствия для налогоплательщиков и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со статьей 5 Кодекса он вступил в силу с 15.02.2013 и подлежал применению в части определения налоговой базы по земельному налогу на будущий налоговый период - как правильно указали судебные инстанции, с 01.01.2014. Для исчисления земельного налога применяется кадастровая стоимость земельного участка, установленная на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в рассматриваемом случае, - на 01.01.2013).
Суд учел, что Приказ N 203 прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.
Следовательно, судебные инстанции обоснованно согласились с доводом налогового органа о необходимости определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2013. Доказательства образования спорных земельных участков в течение налогового периода с целью определения их кадастровой стоимости на дату их постановки на государственный кадастровый учет в материалы дела не представлены. Из содержания кадастровых справок это также не следует.
Суд исследовал и оценил представленные инспекцией кадастровые справки филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю о кадастровой стоимости земельных участков с номерами 26:12:010402:0053, 26:12:010402:0054, 26:12:010402:0055, 26:12:010402:445 и 26:12:010402:444 с указанием даты, по состоянию на которую предоставляется кадастровая стоимость (на 01.01.2013). Содержащаяся в указанных кадастровых справках кадастровая стоимость земельных участков применена налоговым органом для определения налоговой базы по земельному налогу общества за 2013 год. В связи с этим суд признал обоснованным применение инспекцией кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом - на 01.01.2013.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256).
Таким образом, вывод суда о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная указанным приказом, является основанным на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Сходный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации по делам N А60-28009/2014 и А46-12281/2014.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А63-12244/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2015 N Ф08-7554/2015 ПО ДЕЛУ N А63-12244/2014
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, ссылаясь на то, что общество занизило кадастровую стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2015 г. по делу N А63-12244/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (ИНН 2623055555, ОГРН 1042600649992) - Богославской О.Ю. (доверенность от 28.10.2014), в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Монокристалл" (ИНН 2635116509, ОГРН 1082635014263), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 53866 5, 53865 8, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Монокристалл" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2015 (судья Макарова Н.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-12244/2014, установил следующее.
ЗАО "Монокристалл" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 27.06.2014 N 51079 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 08.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.07.2015, решение инспекции от 27.06.2014 N 51079 признано незаконным в части начисления обществу 300 256 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неуплату (неполную уплату) земельного налога. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" без приложений официально опубликован 15.01.2013 в газете "Ставропольская правда" N 9, следовательно, по правилам статей 5 и 391 Кодекса подлежит применению с 01.01.2014 (начало нового налогового периода). Снижая размер штрафа, суд установил наличие смягчающих ответственность общества обстоятельств.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что информация, на основании которой исчислен и уплачен земельный налог за 2013 год, получена официальным путем от уполномоченного органа. В приказе министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" (далее - Приказ N 203) указаны дата оценки и вступления его в силу. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012 подлежат применению с 05.02.2013 (через 10 дней после даты его официального опубликования (16.01.2013)). Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков свидетельствуют об улучшении положения налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя налогового органа, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом 28.01.2014 налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составила акт от 16.05.2014 N 36907 и приняла решение от 27.06.2014 N 51079 о начислении 1 858 102 рублей земельного налога за 2013 год, 61 258 рублей 37 копеек пеней по земельному налогу и 350 256 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату (неполную уплату) земельного налога.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 05.09.2014 N 07-20/014295 решение от 27.06.2014 N 51079 оставлено в силе.
Общество обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения, постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Приказом N 203 утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012.
Общество задекларировало кадастровую стоимость по земельным участкам с кадастровыми номерами 26:12:10402:53, 26:12:10402:54, 26:12:10402:55, 26:12:10402:445, 26:12:10402:444, 26:12:010402:1983, 26:12:010402:1984, 26:12:010402:1985, 26:12:010402:1986 и 26:12:010402:1987 исходя из сведений, указанных в приказе.
Инспекция в ходе камеральной проверки установила, что общество по пяти земельным участкам (кадастровые номера 26:12:010402:0053, 26:12:010402:0054, 26:12:010402:0055, 26:12:010402:445, 26:12:010402:444) занизило кадастровую стоимость, что послужило основанием для начисления 1 858 102 рублей земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной на основании кадастровых справок по состоянию на 01.01.2013, полученных из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю.
Пунктом 1 статьи 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 390 Кодекса кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налоговым периодом признается календарный год (статья 393 Кодекса).
В силу части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абзац 1 пункта 1 статьи 5 Кодекса).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений статей 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Кроме того, правовая позиция о распространении на нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование кадастровой стоимости земельных участков, особого порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, излагалась ранее в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, в котором Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Судебные инстанции установили, что первоначальный текст Приказа N 203 опубликован 15.01.2013 в газете "Ставропольская правда" N 9 (приложения опубликованы позднее в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" 30.04.2013, 20.05.2013, 25.05.2013, 30.05.2013, 15.06.2013, 30.06.2013, 25.09.2013, 10.10.2013, 25.10.2013, 10.11.2013, 30.11.2013).
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 203 он вступает в силу с 01.01.2013, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования, однако он не относится к актам законодательства о налогах и сборах, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 5 Кодекса, которые могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Поскольку указанный приказ порождает правовые последствия для налогоплательщиков и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со статьей 5 Кодекса он вступил в силу с 15.02.2013 и подлежал применению в части определения налоговой базы по земельному налогу на будущий налоговый период - как правильно указали судебные инстанции, с 01.01.2014. Для исчисления земельного налога применяется кадастровая стоимость земельного участка, установленная на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в рассматриваемом случае, - на 01.01.2013).
Суд учел, что Приказ N 203 прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.
Следовательно, судебные инстанции обоснованно согласились с доводом налогового органа о необходимости определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2013. Доказательства образования спорных земельных участков в течение налогового периода с целью определения их кадастровой стоимости на дату их постановки на государственный кадастровый учет в материалы дела не представлены. Из содержания кадастровых справок это также не следует.
Суд исследовал и оценил представленные инспекцией кадастровые справки филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю о кадастровой стоимости земельных участков с номерами 26:12:010402:0053, 26:12:010402:0054, 26:12:010402:0055, 26:12:010402:445 и 26:12:010402:444 с указанием даты, по состоянию на которую предоставляется кадастровая стоимость (на 01.01.2013). Содержащаяся в указанных кадастровых справках кадастровая стоимость земельных участков применена налоговым органом для определения налоговой базы по земельному налогу общества за 2013 год. В связи с этим суд признал обоснованным применение инспекцией кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом - на 01.01.2013.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256).
Таким образом, вывод суда о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная указанным приказом, является основанным на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Сходный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации по делам N А60-28009/2014 и А46-12281/2014.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А63-12244/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)