Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Дмитриевой И.А., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: Михайлова Ю.П. по доверенности от 06.04.2015
от заинтересованного лица: Шумейко К.А. по доверенности от 10.12.2014, Ленков А.Л. по доверенности от 10.12.2014
от 3-го лица: Жильцова Е.С. по доверенности от 12.05.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10337/2015) Банка России в лице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном Федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2015 по делу N А56-60160/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ОАО "Газпром"
к Банку России в лице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном Федеральном округе
3-е лицо: ОАО "Роснефтегаз"
о признании недействительными предписаний
установил:
Открытое акционерное общество "Газпром" (адрес: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027700070518) (далее - заявитель, Общество, ОАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Банку России в лице Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе (адрес: 191038, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 68, 70-72-74) (далее - Банк России, Управление, заинтересованное лицо) с требованием о признании недействительными предписаний от 25.07.2014 N N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 13.11.2014 привлечено открытое акционерное общество "Роснефтегаз" (адрес: 117997, г. Москва, Софийская наб., д. 26/1) (далее - ОАО "Роснефтегаз", третье лицо).
Решением от 05.03.2015 суд удовлетворил заявленные Обществом требование, признал недействительными оспариваемые предписания Банка России от 25.07.2014 N N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) суд взыскал с Банка России в лице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе в пользу ОАО "ГАЗПРОМ" 24000 руб. расходов по государственной пошлине.
Суд пришел к выводу о том, что в нарушении части 5 статьи 200 АПК РФ Банком России не представлено доказательств нарушения прав акционеров бездействиями ОАО "Газпром", выразившимися в ненаправлении обязательных предложений о приобретении ценных бумаг эмитентов, на устранение которых направлены оспариваемые предписания Банка России. Так же суд сослался на то, что в связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" из Гражданского кодекса Российской Федерации исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 Кодекса в редакции Закона). Поскольку юридические лица, у которых ОАО "Газпром" были приобретены акции (ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз") не отвечают признакам публичного акционерного общества, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, следовательно, согласно пункту 2 указанной статьи они являются непубличными, а процедура приобретения (выкупа) их ценных бумаг, по мнению суда первой инстанции, не начата, суд пришел к выводу о том, что обязательное предложение не может быть направлено в отношении ценных бумаг указанных акционерных обществ.
В апелляционной жалобе Банк России просит отменить принятое по делу решение и принять новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что невыполнение Обществом требований пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) само по себе нарушает права миноритарных акционеров. Оспариваемые предписания вынесены Банком в соответствии с Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 которого являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации, выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим после вступления в силу Закона N 99-ФЗ (после 01.09.2014), следовательно, не могут применяться в отношении вынесенных 25.07.2014 предписаний.
В дополнении к апелляционной жалобе Банк России ссылается на позицию Верховного Суда Российской Федерации по спорному вопросу, изложенную в Определении от 12.05.2015 N 303-КГ15-4570 по делу N А51-9717/2014.
В судебном заседании представители Банка России доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержали, представитель ОАО "Газпром" возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее. Представитель ОАО "Роснефтегаз" поддержал изложенную в суде первой инстанции позицию об отсутствии аффилированности с заявителем, в части требований апелляционной жалобы оставило решение на усмотрение суда.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения обращений Карягина Л.Г. Банком России (Управлением) на основании имеющихся сведений о непоступлении ни в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, ни в Банк России обязательных предложений Заявителя о приобретении акций ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз" и общедоступной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на страницах, используемых Заявителем и указанными выше эмитентами для раскрытия информации на рынке ценных бумаг, установлен факт неисполнения Заявителем требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах.
Уполномоченным должностным лицом Управления в отношении заявителя составлены протоколы об административных правонарушениях N С59-5/580, N С59-5/581, N С59-5/582, N С59-5/583, N С59-5/584, N С59-5/585. Протоколы направлены на рассмотрение в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. По итогам рассмотрения руководителем Службы приняты постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с выявлением фактов невыполнения заявителем обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 7 статьи 84.2, пунктом 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах, в адрес ОАО "Газпром" были направлены предписания от 25.07.2014 N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875 об устранении нарушений требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах.
Не согласившись с предписаниями, Общество, ссылаясь на отсутствие у Банка полномочий на вынесение таких предписаний и нарушение срока вынесения предписаний, отсутствие нарушений прав миноритарных акционеров, а также на внесенные в Гражданский кодекс РФ изменения, в силу которых "акционерные общества, акции которых понуждает выкупить Банк, являются непубличными обществами", оспорило их в судебном порядке.
Выслушав стороны и третье лицо, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции без достаточных оснований удовлетворил заявленные Обществом требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, суд первой инстанции правомерно указал, что основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества (указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.
Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 25,5 процентов обыкновенных акций ОАО "Вологдаоблгаз" (далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 49,501 процента акций эмитента принадлежит ОАО "Газпром газораспределение".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ОАО "Газпром Газораспределение" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 01.10.2004), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 23.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управление пришло к выводу о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Согласно пункту 2 статьи 84.9 Закона N 208-ФЗ обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в Банк России не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18869 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 37-39).
Также Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 25,5 процента обыкновенных акций ОАО "Карелгаз" (далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 51 процент акций эмитента принадлежит ЗАО "Газпром газораспределение - Петрозаводск".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ЗАО "Газпром газораспределение - Петрозаводск" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 01.01.2005), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 23.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18870 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 40-42).
Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 25,5 процентов обыкновенных акций ОАО "Псковоблгаз" (в настоящее время ОАО "Газпром газораспределение Псков", далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 50,82 процента акций эмитента принадлежит ОАО "Газпром газораспределение".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ОАО "Газпром газораспределение" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 01.10.2004), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 23.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18871 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 43-45).
Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 32,3 процентов обыкновенных акций ОАО "Леноблгаз" (в настоящее время ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 50,29 процента акций эмитента принадлежит ОАО "Петербург-Инвест".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ОАО "Петербург-Инвест" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 27.12.2006), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 23.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18872 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 46-48).
Также Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 32,1 процента обыкновенных акций ОАО "Архангельскоблгаз" (далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
С учетом того, что по привилегированным акциям эмитента по итогам 2012 года были выплачены дивиденды, то есть привилегированные акции эмитента не предоставляли право голоса, Общество стало владельцем 32,1 процента общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона N 208-ФЗ.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18873 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пункта 1 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 49-51).
Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 23,5 процента обыкновенных акций ОАО "Гатчинагаз" (далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 25.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 63,28 процента акций эмитента принадлежит ОАО "Газпром газораспределение".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ОАО "Газпром газораспределение" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 01.10.2004), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 25.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 30.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18875 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 52-54).
По мнению апелляционного суда указанные предписания, оспоренные Обществом в судебном порядке, на дату их вынесения являлись законными и обоснованными.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
В соответствии с Положением о Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, утвержденным Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 29.05.2014 N 59-2014, указанная Служба является структурным подразделением центрального аппарата Банка России, созданным в соответствии с решением Совета директоров Банка России.
В соответствии с разделом II указанного Положения в функции Службы входит рассмотрение жалоб и обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка ответов на указанные обращения, запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о получении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о получении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, реализация иных мероприятий по контролю, надзору в сфере финансовых рынков в части компетенции Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, направление предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (включая нормативные и иные акты Банка России) в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов и(или) о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в деятельности, а также иные предписания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18.4 статьи 4 Закона N 86-ФЗ Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках.
Согласно пункту 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 N 929-О-О возложение на такого приобретателя обязанности направить публичную оферту (обязательное предложение) остальным акционерам открытого акционерного общества направлено на защиту прав миноритарных акционеров путем предоставления им возможности возвратить сделанные ими инвестиции (посредством выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене) в условиях, когда в акционерном обществе происходит нарастание возможностей корпоративного контроля со стороны одного из акционеров или группы аффилированных лиц, а также на обеспечение необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц (акционеров, кредиторов, органов управления и др.) в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества и, таким образом, публичного интереса в развитии акционерного общества в целом.
В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.09.2011 N ВАС-11523/11 по делу N А40-79121/10-144-441 цель данной нормы (пункт 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах) заключается в предоставлении миноритарным акционерам правовой защиты в связи с передачей другому независимому лицу контроля над принятием решений уполномоченными органами акционерного общества. Защита интересов миноритарных акционеров заключается в правовой неопределенности, которую влечет за собой смена контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества.
В качестве правового последствия неисполнения обязанности направить обязательное предложение в соответствии с положениями статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицом, которое приобрело более 30, 50 и 75 процентов общего количества акций открытого общества, Закон об акционерных обществах предусматривает ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения (пункты 6 и 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах). Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения (статья 15.28 Кодекса).
В обжалуемом судебном акте суд первой инстанции указал, что при вынесении предписания Банк России как административный орган обязан указать конкретные права и законные интересы третьих лиц, которые являются нарушенными и подлежат восстановлению в порядке исполнения такого предписания. Наличие или отсутствие нарушений прав акционеров подлежит установлению при рассмотрении конкретного дела с учетом всех значимых обстоятельств и установленных правил распределения бремени доказывания. В данном случае доказательства нарушения прав акционеров Банком России в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены. Отсутствие указанных доказательств, по мнению суда первой инстанции, является одним из оснований для признания оспариваемых предписаний Управления недействительными.
Апелляционный суд находит данную позицию суда первой инстанции необоснованной.
Невыполнение Обществом требований пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах само по себе нарушает права и законные интересы миноритарных акционеров. Установление Банком России факта невыполнения предусмотренной указанной нормой обязанности одновременно является установлением факта нарушения прав и законных интересов миноритарных акционеров ОАО "Газпром".
Оспариваемые предписания содержат сведения о нормативно-правовых актах, нарушение которых со стороны ОАО "Газпром" явилось основанием для их вынесения (пункты 1, 7 статьи 84.2, пункт 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах) Таким образом, оспариваемые предписания содержат сведения о нарушении прав и законных интересов миноритарных акционеров заявителя по смыслу Определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 N 929-О-О.
Согласно части 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Статьей 84.9 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что государственный контроль за приобретением акций открытого общества возложен на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пунктам 2, 7 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственной функции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 N 373 (далее - Правила N 373) критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку исполнения государственных функций регулируются административными регламентами, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти.
Приказом ФСФР России от 09.08.2012 N 12-71/пз-н утвержден административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ. Пунктом 45 данного регламента предусмотрено, что выявление факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, является основанием для направления такому лицу предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах ссылка суда первой инстанции на положение части 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, является неправомерной. Управление, вынося оспариваемые предписания, действовало в строгом соответствии с действовавшим на дату их вынесения законодательством, в частности в соответствии с Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 указанного Закона предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Довод суда первой инстанции о том, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения (статья 15.28 Кодекса), а иных последствий неисполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, действующим законодательством не предусмотрено, подлежит отклонению, поскольку в силу части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В рассматриваемом случае ОАО "Газпром" не было привлечено к административной ответственности в связи с истечением срока привлечения.
Суд первой инстанции указал, что ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз" не отвечают признакам публичного акционерного общества, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, следовательно, согласно пункту 2 указанной статьи они являются непубличными.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (после 01.09.2014).
Процедура приобретения (выкупа) ценных бумаг эмитентов начата в апреле 2013 года - с даты заключения договора купли-продажи акций от 09.04.2013 N 11/Д-2013 РНГ между ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" и зачисления голосующих акций эмитентов на лицевой счет общества (23.04.2013).
Обязанность Общества направить обязательные предложения, предусмотренные статьей 84.2 Закона об акционерных обществах, и право миноритарных акционеров ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз" продать свои акции Обществу по справедливой цене, определяемой по правилам пункта 4 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, возникли в апреле - мае 2013 года, до вступления в законную силу Закона N 99-ФЗ (так же до внесения изменений в ГК РФ вынесены оспариваемые предписания Банка), в связи с чем применение к рассматриваемым правоотношениям положений ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ о публичных (непубличных) акционерных обществах противоречит положению статьи 4 ГК РФ, а также пункту 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о неприменении правил об обязательном предложении не может являться основанием для признания предписаний Банка незаконными.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 12.05.2015 N 303-КГ15-4570 по делу N А51-9717/2014.
Предписания Банка на дату их вынесения в полной мере соответствовали законодательству, регулировавшему спорные правоотношения, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания данных предписаний недействительными. Изменение законодательства относительно организационно-правовой структуры ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз" может повлиять на фактическую исполнимость указанных предписаний, но не на их законность.
Принятое по делу решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Заявление ОАО "Газпром" о признании недействительными предписаний, вынесенных Банком России в лице Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе от 25.07.2014 N N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875 подлежит отклонению. Государственная пошлина, оплаченная Обществом при обращении в суд первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагается на него.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 марта 2015 года по делу N А56-60160/2014 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Газпром" о признании недействительными предписаний Банка России в лице Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе от 25.07.2014 N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2015 N 13АП-10337/2015 ПО ДЕЛУ N А56-60160/2014
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу N А56-60160/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Дмитриевой И.А., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: Михайлова Ю.П. по доверенности от 06.04.2015
от заинтересованного лица: Шумейко К.А. по доверенности от 10.12.2014, Ленков А.Л. по доверенности от 10.12.2014
от 3-го лица: Жильцова Е.С. по доверенности от 12.05.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10337/2015) Банка России в лице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном Федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2015 по делу N А56-60160/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ОАО "Газпром"
к Банку России в лице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном Федеральном округе
3-е лицо: ОАО "Роснефтегаз"
о признании недействительными предписаний
установил:
Открытое акционерное общество "Газпром" (адрес: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027700070518) (далее - заявитель, Общество, ОАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Банку России в лице Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе (адрес: 191038, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 68, 70-72-74) (далее - Банк России, Управление, заинтересованное лицо) с требованием о признании недействительными предписаний от 25.07.2014 N N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 13.11.2014 привлечено открытое акционерное общество "Роснефтегаз" (адрес: 117997, г. Москва, Софийская наб., д. 26/1) (далее - ОАО "Роснефтегаз", третье лицо).
Решением от 05.03.2015 суд удовлетворил заявленные Обществом требование, признал недействительными оспариваемые предписания Банка России от 25.07.2014 N N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) суд взыскал с Банка России в лице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе в пользу ОАО "ГАЗПРОМ" 24000 руб. расходов по государственной пошлине.
Суд пришел к выводу о том, что в нарушении части 5 статьи 200 АПК РФ Банком России не представлено доказательств нарушения прав акционеров бездействиями ОАО "Газпром", выразившимися в ненаправлении обязательных предложений о приобретении ценных бумаг эмитентов, на устранение которых направлены оспариваемые предписания Банка России. Так же суд сослался на то, что в связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" из Гражданского кодекса Российской Федерации исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 Кодекса в редакции Закона). Поскольку юридические лица, у которых ОАО "Газпром" были приобретены акции (ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз") не отвечают признакам публичного акционерного общества, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, следовательно, согласно пункту 2 указанной статьи они являются непубличными, а процедура приобретения (выкупа) их ценных бумаг, по мнению суда первой инстанции, не начата, суд пришел к выводу о том, что обязательное предложение не может быть направлено в отношении ценных бумаг указанных акционерных обществ.
В апелляционной жалобе Банк России просит отменить принятое по делу решение и принять новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что невыполнение Обществом требований пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) само по себе нарушает права миноритарных акционеров. Оспариваемые предписания вынесены Банком в соответствии с Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 которого являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации, выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим после вступления в силу Закона N 99-ФЗ (после 01.09.2014), следовательно, не могут применяться в отношении вынесенных 25.07.2014 предписаний.
В дополнении к апелляционной жалобе Банк России ссылается на позицию Верховного Суда Российской Федерации по спорному вопросу, изложенную в Определении от 12.05.2015 N 303-КГ15-4570 по делу N А51-9717/2014.
В судебном заседании представители Банка России доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержали, представитель ОАО "Газпром" возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее. Представитель ОАО "Роснефтегаз" поддержал изложенную в суде первой инстанции позицию об отсутствии аффилированности с заявителем, в части требований апелляционной жалобы оставило решение на усмотрение суда.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения обращений Карягина Л.Г. Банком России (Управлением) на основании имеющихся сведений о непоступлении ни в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, ни в Банк России обязательных предложений Заявителя о приобретении акций ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз" и общедоступной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на страницах, используемых Заявителем и указанными выше эмитентами для раскрытия информации на рынке ценных бумаг, установлен факт неисполнения Заявителем требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах.
Уполномоченным должностным лицом Управления в отношении заявителя составлены протоколы об административных правонарушениях N С59-5/580, N С59-5/581, N С59-5/582, N С59-5/583, N С59-5/584, N С59-5/585. Протоколы направлены на рассмотрение в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. По итогам рассмотрения руководителем Службы приняты постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с выявлением фактов невыполнения заявителем обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 7 статьи 84.2, пунктом 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах, в адрес ОАО "Газпром" были направлены предписания от 25.07.2014 N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875 об устранении нарушений требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах.
Не согласившись с предписаниями, Общество, ссылаясь на отсутствие у Банка полномочий на вынесение таких предписаний и нарушение срока вынесения предписаний, отсутствие нарушений прав миноритарных акционеров, а также на внесенные в Гражданский кодекс РФ изменения, в силу которых "акционерные общества, акции которых понуждает выкупить Банк, являются непубличными обществами", оспорило их в судебном порядке.
Выслушав стороны и третье лицо, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции без достаточных оснований удовлетворил заявленные Обществом требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, суд первой инстанции правомерно указал, что основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества (указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.
Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 25,5 процентов обыкновенных акций ОАО "Вологдаоблгаз" (далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 49,501 процента акций эмитента принадлежит ОАО "Газпром газораспределение".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ОАО "Газпром Газораспределение" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 01.10.2004), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 23.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управление пришло к выводу о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Согласно пункту 2 статьи 84.9 Закона N 208-ФЗ обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в Банк России не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18869 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 37-39).
Также Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 25,5 процента обыкновенных акций ОАО "Карелгаз" (далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 51 процент акций эмитента принадлежит ЗАО "Газпром газораспределение - Петрозаводск".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ЗАО "Газпром газораспределение - Петрозаводск" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 01.01.2005), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 23.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18870 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 40-42).
Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 25,5 процентов обыкновенных акций ОАО "Псковоблгаз" (в настоящее время ОАО "Газпром газораспределение Псков", далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 50,82 процента акций эмитента принадлежит ОАО "Газпром газораспределение".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ОАО "Газпром газораспределение" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 01.10.2004), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 23.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18871 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 43-45).
Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 32,3 процентов обыкновенных акций ОАО "Леноблгаз" (в настоящее время ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 50,29 процента акций эмитента принадлежит ОАО "Петербург-Инвест".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ОАО "Петербург-Инвест" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 27.12.2006), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 23.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18872 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 46-48).
Также Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 32,1 процента обыкновенных акций ОАО "Архангельскоблгаз" (далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 23.04.2013.
С учетом того, что по привилегированным акциям эмитента по итогам 2012 года были выплачены дивиденды, то есть привилегированные акции эмитента не предоставляли право голоса, Общество стало владельцем 32,1 процента общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона N 208-ФЗ.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 28.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18873 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пункта 1 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 49-51).
Управлением установлено, что на странице в сети "Интернет", используемой Обществом для раскрытия информации, опубликованы сведения о приобретении ОАО "Газпром" 23,5 процента обыкновенных акций ОАО "Гатчинагаз" (далее - эмитент). Дата зачисления голосующих акций эмитента на лицевой счет Общества в реестре владельцев именных ценных бумаг - 25.04.2013.
Согласно списку аффилированных лиц эмитента, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, 63,28 процента акций эмитента принадлежит ОАО "Газпром газораспределение".
Согласно списку аффилированных лиц Общества, составленному по итогам 1 квартала 2013 года, ОАО "Газпром газораспределение" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" по основаниям "Принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром" (дата наступления основания - 01.10.2004), следовательно, Общество со своим аффилированным лицом с 25.04.2013 стало владеть более 75 процентами общего количества акций эмитента.
Управлением сделан вывод о том, что Общество не позднее 30.05.2013 обязано было направить акционерам - владельцам остальных акций эмитента обязательное предложение.
Так как акции эмитента на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг не обращаются, а обязательное предложение Общества о приобретении ценных бумаг эмитента ни в Федеральную службу по финансовым рынкам, ни в Банк не поступало, Банком России в лице Управления было выдано предписание от 25.07.2014 N С59-5/18875 об устранении ОАО "Газпром" нарушения требований пунктов 1, 7 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах (т. 1 л.д. 52-54).
По мнению апелляционного суда указанные предписания, оспоренные Обществом в судебном порядке, на дату их вынесения являлись законными и обоснованными.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
В соответствии с Положением о Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, утвержденным Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 29.05.2014 N 59-2014, указанная Служба является структурным подразделением центрального аппарата Банка России, созданным в соответствии с решением Совета директоров Банка России.
В соответствии с разделом II указанного Положения в функции Службы входит рассмотрение жалоб и обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка ответов на указанные обращения, запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о получении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о получении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, реализация иных мероприятий по контролю, надзору в сфере финансовых рынков в части компетенции Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, направление предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (включая нормативные и иные акты Банка России) в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов и(или) о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в деятельности, а также иные предписания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18.4 статьи 4 Закона N 86-ФЗ Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках.
Согласно пункту 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 N 929-О-О возложение на такого приобретателя обязанности направить публичную оферту (обязательное предложение) остальным акционерам открытого акционерного общества направлено на защиту прав миноритарных акционеров путем предоставления им возможности возвратить сделанные ими инвестиции (посредством выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене) в условиях, когда в акционерном обществе происходит нарастание возможностей корпоративного контроля со стороны одного из акционеров или группы аффилированных лиц, а также на обеспечение необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц (акционеров, кредиторов, органов управления и др.) в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества и, таким образом, публичного интереса в развитии акционерного общества в целом.
В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.09.2011 N ВАС-11523/11 по делу N А40-79121/10-144-441 цель данной нормы (пункт 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах) заключается в предоставлении миноритарным акционерам правовой защиты в связи с передачей другому независимому лицу контроля над принятием решений уполномоченными органами акционерного общества. Защита интересов миноритарных акционеров заключается в правовой неопределенности, которую влечет за собой смена контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества.
В качестве правового последствия неисполнения обязанности направить обязательное предложение в соответствии с положениями статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицом, которое приобрело более 30, 50 и 75 процентов общего количества акций открытого общества, Закон об акционерных обществах предусматривает ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения (пункты 6 и 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах). Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения (статья 15.28 Кодекса).
В обжалуемом судебном акте суд первой инстанции указал, что при вынесении предписания Банк России как административный орган обязан указать конкретные права и законные интересы третьих лиц, которые являются нарушенными и подлежат восстановлению в порядке исполнения такого предписания. Наличие или отсутствие нарушений прав акционеров подлежит установлению при рассмотрении конкретного дела с учетом всех значимых обстоятельств и установленных правил распределения бремени доказывания. В данном случае доказательства нарушения прав акционеров Банком России в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены. Отсутствие указанных доказательств, по мнению суда первой инстанции, является одним из оснований для признания оспариваемых предписаний Управления недействительными.
Апелляционный суд находит данную позицию суда первой инстанции необоснованной.
Невыполнение Обществом требований пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах само по себе нарушает права и законные интересы миноритарных акционеров. Установление Банком России факта невыполнения предусмотренной указанной нормой обязанности одновременно является установлением факта нарушения прав и законных интересов миноритарных акционеров ОАО "Газпром".
Оспариваемые предписания содержат сведения о нормативно-правовых актах, нарушение которых со стороны ОАО "Газпром" явилось основанием для их вынесения (пункты 1, 7 статьи 84.2, пункт 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах) Таким образом, оспариваемые предписания содержат сведения о нарушении прав и законных интересов миноритарных акционеров заявителя по смыслу Определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 N 929-О-О.
Согласно части 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Статьей 84.9 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что государственный контроль за приобретением акций открытого общества возложен на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пунктам 2, 7 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственной функции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 N 373 (далее - Правила N 373) критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку исполнения государственных функций регулируются административными регламентами, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти.
Приказом ФСФР России от 09.08.2012 N 12-71/пз-н утвержден административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ. Пунктом 45 данного регламента предусмотрено, что выявление факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, является основанием для направления такому лицу предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах ссылка суда первой инстанции на положение части 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, является неправомерной. Управление, вынося оспариваемые предписания, действовало в строгом соответствии с действовавшим на дату их вынесения законодательством, в частности в соответствии с Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 указанного Закона предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Довод суда первой инстанции о том, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения (статья 15.28 Кодекса), а иных последствий неисполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, действующим законодательством не предусмотрено, подлежит отклонению, поскольку в силу части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В рассматриваемом случае ОАО "Газпром" не было привлечено к административной ответственности в связи с истечением срока привлечения.
Суд первой инстанции указал, что ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз" не отвечают признакам публичного акционерного общества, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, следовательно, согласно пункту 2 указанной статьи они являются непубличными.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (после 01.09.2014).
Процедура приобретения (выкупа) ценных бумаг эмитентов начата в апреле 2013 года - с даты заключения договора купли-продажи акций от 09.04.2013 N 11/Д-2013 РНГ между ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" и зачисления голосующих акций эмитентов на лицевой счет общества (23.04.2013).
Обязанность Общества направить обязательные предложения, предусмотренные статьей 84.2 Закона об акционерных обществах, и право миноритарных акционеров ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз" продать свои акции Обществу по справедливой цене, определяемой по правилам пункта 4 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, возникли в апреле - мае 2013 года, до вступления в законную силу Закона N 99-ФЗ (так же до внесения изменений в ГК РФ вынесены оспариваемые предписания Банка), в связи с чем применение к рассматриваемым правоотношениям положений ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ о публичных (непубличных) акционерных обществах противоречит положению статьи 4 ГК РФ, а также пункту 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о неприменении правил об обязательном предложении не может являться основанием для признания предписаний Банка незаконными.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 12.05.2015 N 303-КГ15-4570 по делу N А51-9717/2014.
Предписания Банка на дату их вынесения в полной мере соответствовали законодательству, регулировавшему спорные правоотношения, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания данных предписаний недействительными. Изменение законодательства относительно организационно-правовой структуры ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ОАО "Гатчинагаз" может повлиять на фактическую исполнимость указанных предписаний, но не на их законность.
Принятое по делу решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Заявление ОАО "Газпром" о признании недействительными предписаний, вынесенных Банком России в лице Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе от 25.07.2014 N N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875 подлежит отклонению. Государственная пошлина, оплаченная Обществом при обращении в суд первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагается на него.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 марта 2015 года по делу N А56-60160/2014 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Газпром" о признании недействительными предписаний Банка России в лице Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе от 25.07.2014 N С59-5/18869, С59-5/18870, С59-5/18871, С59-5/18872, С59-5/18873, С59-5/18875 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)