Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 апреля 2015 года по делу N А47-13377/2014 (судья Третьяков Н.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга - Лосев А.В. (паспорт, доверенность N 03-11/03519 от 13.04.2015).
Индивидуальный предприниматель Тарасов Дмитрий Александрович (далее - заявитель, ИП Тарасов, налогоплательщик, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения N 773 от 09.07.2014 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 591 171 руб., начисления пени по земельному налогу в размере 53 723 руб. 58 коп. (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненных требований - т. 1, л.д. 96).
Решением суда от 29 апреля 2015 года (резолютивная часть объявлена 22 апреля 2015 года) заявленные требования удовлетворены.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
ИФНС указала, что постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области, в том числе в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю.
По мнению инспекции, на Постановление N 1122-п, вне зависимости с иными актами законодательства, нормы ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не распространяются, поскольку данное постановление не является законом или другим нормативно-правовым актом, в связи с принятием его органом исполнительной власти; постановление не порождает обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории субъекта Российской Федерации (не содержит перечня запретов и ограничений), поскольку им утверждены только результаты государственной кадастровой оценки земель.
ИФНС полагает, что примененная в п. 6 Постановления N 1122-п формулировка не позволяет признать это постановление вступившим в силу в день его опубликования. Постановление N 1122-п вступает в силу в общем порядке - по истечении месяца со дня его опубликования. В Постановлении N 1122-п прямо не указано на распространение действия этого постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, а также на обратную силу этого постановления.
Постановление N 1122-п не улучшило положения налогоплательщиков, так как наряду с уменьшением кадастровой стоимости отдельных земельных участков, содержит и сведения об увеличении кадастровой стоимости иных земельных участков. При этом надлежит учитывать принцип всеобщности налогообложения и исключить неопределенность установления налоговой базы для тех налогоплательщиков, чье положение не улучшается.
Также применение налогоплательщиками с 01.01.2013 кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 1122-п, приведет к изменению ранее утвержденных доходов бюджета Оренбургской области на 2013 год.
Постановление N 1122-п в той части, в какой оно порождает правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действует во времени в порядке, определенном п. 1 ст. 5 НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, по мнению налогового органа, в отношении порядка вступления в силу Постановления N 1122-п, причем в части, взаимосвязанной с нормами ст. 390 - 391 НК РФ, следует руководствоваться не только нормой п. 1 ст. 5 НК РФ, но и принять во внимание абз. 2 п. 2 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Следовательно, данное постановление, в описательной части приводящее к изменению доходов бюджета Оренбургской области, принятое 24.12.2014, то есть после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (постановление Правительства Оренбургской области от 27.09.2012 N 842-п), а равно после принятия Закона Оренбургской области от 08.12.2012 N 1314/363-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", не может вступать в силу, в части взаимосвязи с нормами гл. 31 НК РФ, в какой оно порождает правовые последствия для организаций как налогоплательщиков земельного налога, ранее, чем с 01.01.2014, иное противоречит как норме п. 1 ст. 5 НК РФ, так и норме абз. 2 п. 2 ст. 174.1 БК РФ.
До начала судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу заинтересованного лица, в котором предприниматель не согласился с доводами, изложенными в жалобе, просит решение в суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявитель указал, что Постановление N 1122-п вступает в силу с даты официального опубликования, то есть с 28.12.2012, поскольку порождает правовые последствия, улучшающие положения налогоплательщика. Дополнительно заявитель поясняет, что в рассматриваемой ситуации речь не идет о придании нормативно-правовому акту обратной силы, речь идет о том, что при наличии ряда условий, которые соблюдается налогоплательщиком, акт вступает в силу с даты официального опубликования. Таким образом, поскольку Постановление N 1122-п опубликовано 27.12.2012, то применяется налогоплательщиком к отношениям 2013 года. Кроме того, заявитель поясняет, что Постановление N 1122-п в п. 5 (в редакции на момент опубликования) предусматривает вступление в силу со дня официального опубликования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание заявитель не явился.
С учетом мнения представителя заинтересованного лица, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие предпринимателя и его представителя.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован за основным государственным регистрационным номером 311565811500527 (т. 1, л.д. 24-28, 91).
ИФНС проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной налогоплательщиком 30.01.2014.
По итогам проверки составлен акт КНП от 30.05.2014 N 979, вынесено решение N 773 от 09.07.2014 (т. 1, л.д. 10-17, 44-48, 49-56, 77-80).
Основанием для принятия налоговым органом данного решения послужил вывод ИФНС о занижении налогоплательщиком подлежащей уплате суммы земельного налога в связи с неверным исчислением земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 56:44:0454001:4.
Инспекцией установлено, что предприниматель в налоговой декларации исчислил земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением N 1122-п, которое, по мнению ИФНС, не может порождать обязанности налогоплательщика применять утвержденные им показатели кадастровой стоимости земельных участков при исчислении земельного налога за 2013 год, поскольку с учетом положений ст. 5 НК РФ, очередным налоговым периодом по земельному налогу, наступающему после окончания месячного срока со дня официального опубликования постановления, является 2014 год.
Решением инспекции ИП Тарасов привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 109 980 руб. за неполную уплату земельного налога за 2013 год, также налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 591 171 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 53 723 руб. 58 коп.
Не согласившись с вынесенным ИФНС решением, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - УФНС, управление) с апелляционной жалобой.
Решением УФНС от 07.10.2014 N 16-15/12009 решение ИФНС от 09.07.2014 N 773 отменено в части предъявления штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 109 980 руб.; в остальной части решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (т. 1, л.д. 18-23).
Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что доначисление ИФНС предпринимателю земельного налога в размере 591 171 руб. и, как следствие, начисление пеней в размере 53 723 руб. 58 коп. является неправомерным, поскольку на основании п. 4 ст. 5 НК РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, постановлении N 17-П от 02.07.2013, определении от 03.07.2007 N 747-О-О, установленная Постановлением N 1122-п кадастровая стоимость земельного с кадастровым номером 56:44:0454001:4 подлежит применению налогоплательщиком с 01.01.2013.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными и не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно с п. 1 ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 45, 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках, в том числе, внесенных в государственный кадастр недвижимости изменениях.
Земельный налог в соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 2 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода.
На основании ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В ст. 396 НК РФ установлен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами представительных органов муниципальных образований.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ (п. 1 ст. 397 Кодекса).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ (срок для представления налоговой декларации по земельному налогу).
В соответствии с п. 1, 3 ст. 398 НК РФ налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу; налоговые декларации по данному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в ГКН является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в ГКН, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН).
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" источником сведений о кадастровой стоимости земельных участков является ГКН.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" обязанность по предоставлению налогоплательщикам сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения возложена на территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета нести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
В случае, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в ГКН в течение налогового периода на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость вменяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ при определении рыночной стоимости земельного участка допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН. При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости земельного участка, а является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу п. 10 которых утверждение результатов кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области утверждены Постановлением N 1122-п, п. 2 которого эти результаты рекомендованы к применению, в том числе для целей налогообложения.
В силу п. 5 Постановления N 1122-п в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что постановление вступает в силу после его опубликования.
Арбитражным судом установлено, что Постановление N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214).
Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" указано, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 8, 17 (ч. 1), 18, 19, 34, 35, 55 (ч. 3), 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 НК РФ. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Таким образом, руководствуясь положениями ст. 5 НК РФ, устанавливающими правила вступления в силу актов о налогах и сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, и правовыми позициями, изложенными в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, суд апелляционной инстанции считает ошибочными вывод суда первой инстанций в части, касающейся действия Постановления N 1122-п во времени в ином порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные данной статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Оренбургской области Постановление N 1122-п об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2013 год в отношении спорного земельного участка не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением N 1122-п.
То есть, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год положения Постановления N 1122-п применены налогоплательщиком неправомерно, а потому доначисление ИФНС земельного налога, начисление соответствующих сумм пеней следует признать соответствующим закону.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа по делу N А47-8184/2014, в котором указано, что поскольку судами момент вступления в законную силу Постановления N 1122-п, не исследовался, и расчет налоговых обязательств общества не проверялся, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить судебный акт как вынесенный с нарушением норм материального права на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, с принятием нового судебного акта.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 апреля 2015 года по делу N А47-13377/2014 отменить, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Тарасова Дмитрия Александровича отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 18АП-6990/2015 ПО ДЕЛУ N А47-13377/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N 18АП-6990/2015
Дело N А47-13377/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 апреля 2015 года по делу N А47-13377/2014 (судья Третьяков Н.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга - Лосев А.В. (паспорт, доверенность N 03-11/03519 от 13.04.2015).
Индивидуальный предприниматель Тарасов Дмитрий Александрович (далее - заявитель, ИП Тарасов, налогоплательщик, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения N 773 от 09.07.2014 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 591 171 руб., начисления пени по земельному налогу в размере 53 723 руб. 58 коп. (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненных требований - т. 1, л.д. 96).
Решением суда от 29 апреля 2015 года (резолютивная часть объявлена 22 апреля 2015 года) заявленные требования удовлетворены.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
ИФНС указала, что постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области, в том числе в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю.
По мнению инспекции, на Постановление N 1122-п, вне зависимости с иными актами законодательства, нормы ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не распространяются, поскольку данное постановление не является законом или другим нормативно-правовым актом, в связи с принятием его органом исполнительной власти; постановление не порождает обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории субъекта Российской Федерации (не содержит перечня запретов и ограничений), поскольку им утверждены только результаты государственной кадастровой оценки земель.
ИФНС полагает, что примененная в п. 6 Постановления N 1122-п формулировка не позволяет признать это постановление вступившим в силу в день его опубликования. Постановление N 1122-п вступает в силу в общем порядке - по истечении месяца со дня его опубликования. В Постановлении N 1122-п прямо не указано на распространение действия этого постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, а также на обратную силу этого постановления.
Постановление N 1122-п не улучшило положения налогоплательщиков, так как наряду с уменьшением кадастровой стоимости отдельных земельных участков, содержит и сведения об увеличении кадастровой стоимости иных земельных участков. При этом надлежит учитывать принцип всеобщности налогообложения и исключить неопределенность установления налоговой базы для тех налогоплательщиков, чье положение не улучшается.
Также применение налогоплательщиками с 01.01.2013 кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 1122-п, приведет к изменению ранее утвержденных доходов бюджета Оренбургской области на 2013 год.
Постановление N 1122-п в той части, в какой оно порождает правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действует во времени в порядке, определенном п. 1 ст. 5 НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, по мнению налогового органа, в отношении порядка вступления в силу Постановления N 1122-п, причем в части, взаимосвязанной с нормами ст. 390 - 391 НК РФ, следует руководствоваться не только нормой п. 1 ст. 5 НК РФ, но и принять во внимание абз. 2 п. 2 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Следовательно, данное постановление, в описательной части приводящее к изменению доходов бюджета Оренбургской области, принятое 24.12.2014, то есть после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (постановление Правительства Оренбургской области от 27.09.2012 N 842-п), а равно после принятия Закона Оренбургской области от 08.12.2012 N 1314/363-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", не может вступать в силу, в части взаимосвязи с нормами гл. 31 НК РФ, в какой оно порождает правовые последствия для организаций как налогоплательщиков земельного налога, ранее, чем с 01.01.2014, иное противоречит как норме п. 1 ст. 5 НК РФ, так и норме абз. 2 п. 2 ст. 174.1 БК РФ.
До начала судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу заинтересованного лица, в котором предприниматель не согласился с доводами, изложенными в жалобе, просит решение в суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявитель указал, что Постановление N 1122-п вступает в силу с даты официального опубликования, то есть с 28.12.2012, поскольку порождает правовые последствия, улучшающие положения налогоплательщика. Дополнительно заявитель поясняет, что в рассматриваемой ситуации речь не идет о придании нормативно-правовому акту обратной силы, речь идет о том, что при наличии ряда условий, которые соблюдается налогоплательщиком, акт вступает в силу с даты официального опубликования. Таким образом, поскольку Постановление N 1122-п опубликовано 27.12.2012, то применяется налогоплательщиком к отношениям 2013 года. Кроме того, заявитель поясняет, что Постановление N 1122-п в п. 5 (в редакции на момент опубликования) предусматривает вступление в силу со дня официального опубликования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание заявитель не явился.
С учетом мнения представителя заинтересованного лица, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие предпринимателя и его представителя.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован за основным государственным регистрационным номером 311565811500527 (т. 1, л.д. 24-28, 91).
ИФНС проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной налогоплательщиком 30.01.2014.
По итогам проверки составлен акт КНП от 30.05.2014 N 979, вынесено решение N 773 от 09.07.2014 (т. 1, л.д. 10-17, 44-48, 49-56, 77-80).
Основанием для принятия налоговым органом данного решения послужил вывод ИФНС о занижении налогоплательщиком подлежащей уплате суммы земельного налога в связи с неверным исчислением земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 56:44:0454001:4.
Инспекцией установлено, что предприниматель в налоговой декларации исчислил земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением N 1122-п, которое, по мнению ИФНС, не может порождать обязанности налогоплательщика применять утвержденные им показатели кадастровой стоимости земельных участков при исчислении земельного налога за 2013 год, поскольку с учетом положений ст. 5 НК РФ, очередным налоговым периодом по земельному налогу, наступающему после окончания месячного срока со дня официального опубликования постановления, является 2014 год.
Решением инспекции ИП Тарасов привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 109 980 руб. за неполную уплату земельного налога за 2013 год, также налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 591 171 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 53 723 руб. 58 коп.
Не согласившись с вынесенным ИФНС решением, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - УФНС, управление) с апелляционной жалобой.
Решением УФНС от 07.10.2014 N 16-15/12009 решение ИФНС от 09.07.2014 N 773 отменено в части предъявления штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 109 980 руб.; в остальной части решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (т. 1, л.д. 18-23).
Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что доначисление ИФНС предпринимателю земельного налога в размере 591 171 руб. и, как следствие, начисление пеней в размере 53 723 руб. 58 коп. является неправомерным, поскольку на основании п. 4 ст. 5 НК РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, постановлении N 17-П от 02.07.2013, определении от 03.07.2007 N 747-О-О, установленная Постановлением N 1122-п кадастровая стоимость земельного с кадастровым номером 56:44:0454001:4 подлежит применению налогоплательщиком с 01.01.2013.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными и не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно с п. 1 ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 45, 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках, в том числе, внесенных в государственный кадастр недвижимости изменениях.
Земельный налог в соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 2 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода.
На основании ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В ст. 396 НК РФ установлен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами представительных органов муниципальных образований.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ (п. 1 ст. 397 Кодекса).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ (срок для представления налоговой декларации по земельному налогу).
В соответствии с п. 1, 3 ст. 398 НК РФ налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу; налоговые декларации по данному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в ГКН является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в ГКН, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН).
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" источником сведений о кадастровой стоимости земельных участков является ГКН.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" обязанность по предоставлению налогоплательщикам сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения возложена на территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета нести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
В случае, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в ГКН в течение налогового периода на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость вменяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ при определении рыночной стоимости земельного участка допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН. При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости земельного участка, а является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу п. 10 которых утверждение результатов кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области утверждены Постановлением N 1122-п, п. 2 которого эти результаты рекомендованы к применению, в том числе для целей налогообложения.
В силу п. 5 Постановления N 1122-п в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что постановление вступает в силу после его опубликования.
Арбитражным судом установлено, что Постановление N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214).
Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" указано, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 8, 17 (ч. 1), 18, 19, 34, 35, 55 (ч. 3), 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 НК РФ. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Таким образом, руководствуясь положениями ст. 5 НК РФ, устанавливающими правила вступления в силу актов о налогах и сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, и правовыми позициями, изложенными в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, суд апелляционной инстанции считает ошибочными вывод суда первой инстанций в части, касающейся действия Постановления N 1122-п во времени в ином порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные данной статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Оренбургской области Постановление N 1122-п об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2013 год в отношении спорного земельного участка не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением N 1122-п.
То есть, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год положения Постановления N 1122-п применены налогоплательщиком неправомерно, а потому доначисление ИФНС земельного налога, начисление соответствующих сумм пеней следует признать соответствующим закону.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа по делу N А47-8184/2014, в котором указано, что поскольку судами момент вступления в законную силу Постановления N 1122-п, не исследовался, и расчет налоговых обязательств общества не проверялся, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить судебный акт как вынесенный с нарушением норм материального права на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, с принятием нового судебного акта.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 апреля 2015 года по делу N А47-13377/2014 отменить, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Тарасова Дмитрия Александровича отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)