Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2014 ПО ДЕЛУ N А27-13167/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу N А27-13167/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Файзулина З.Р. по доверенности от 28.11.2012 г. (на три года) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 28 ноября 2013 года по делу N А27-13167/2013 (судья Потапов А.Л.)
по заявлению открытого акционерного общества "Новокузнецкое ГАТП"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области
о признании недействительным решения N 1270 от 09.07.2013 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Новокузнецкое ГАТП" (далее - ОАО "Новокузнецкое ГАТП", заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 1270 от 09.07.2013 г. в виде доначисления суммы неуплаченных налогов - 738 960,71 руб., соответствующей суммы пени и штрафа полностью (требования уточнены заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.11.2013 г. заявленные требования удовлетворены, признано недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение N 1270 от 09.07.2013 г. "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое межрайонной ИФНС России N 4 по Кемеровской области в части доначисления обществу недоимки по земельному налогу в размере 738 960,71 руб., начисления соответствующих сумм пени, привлечения общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 139 527, 80 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд жалобе, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права, действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено применение налогоплательщиком новой кадастровой стоимости земельного участка при исчислении налоговой базы, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Новокузнецкое ГАТП".
ОАО "Новокузнецкое ГАТП" в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции без удовлетворения.
Судебное заседание, назначенное на 05.02.2014 г. откладывалось разбирательством на 11.03.2014 г.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Инспекцией камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, вынесено решение N 1270 от 09.07.2013 г., которым Обществу доначислен земельный налог в сумме 848 639 руб., пени - 57 243, 66 руб., начислен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 139 527, 80 руб., оставленное без изменения решением N 467 от 23.08.2013 г. УФНС России по Кемеровской области.
Оспаривая решение Инспекции, Общество, ссылается на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2012 г. по делу А27-15907/2011, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0210071:190, площадью 14 164 кв. м, в размере его рыночной стоимости - 9 815 000 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0210071:659, площадью 42 809 кв. м, в размере его рыночной стоимости - 21 694 000 руб.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Новокузнецкое ГАТП" требования, суд первой инстанции, исходил из положений главы 31 НК РФ, не содержащей нормы, препятствующей налогоплательщику исчислять налог с учетом измененной кадастровой стоимости, при улучшении его положения, рассчитанной за соответствующий период исходя из его рыночной стоимости, установленной по решению суда, признав обоснованным расчет земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 519, N 520 от 27.11.2008 г. по периоду до вступления решения суда от 20.01.2012 г. по делу А27-15907/2011 в законную силу и последующее исчисление от кадастровой стоимости, установленной по указанному решению за 2012 г., в части штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ учтена имеющаяся у Общества переплаты по земельному налогу.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2012 г. по делу N А27-15907/2011 установлена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих ОАО "Новокузнецкое ГАТП" с кадастровыми номерами 42:30:0210071:190, площадью 14 164 кв. м, в размере его рыночной стоимости - 9 815 000 руб.; 42:30:0210071:659, площадью 42 809 кв. м, в размере его рыночной стоимости - 21 694 000 руб.; решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 21.02.2012 г.
Суд первой инстанции, учитывая общеобязательный характер и исполнение решения арбитражного суда (статья 7 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", статья 16 АПК РФ), положения главы 31 НК РФ, не содержащей нормы, препятствующей налогоплательщику исчислять налог с учетом измененной кадастровой стоимости, при улучшении его положения, рассчитанной за соответствующий период исходя из его рыночной стоимости, установленной по решению суда, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 г., N 7701/12 от 06.11.2012 г., правомерно признал обоснованным расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 519, N 520 от 27.11.2008 г. по периоду до вступления решения суда от 20.01.2012 г. по делу А27-15907/2011 в законную силу и последующее исчисление от кадастровой стоимости, установленной по судебному решению.
В связи с чем, за 2012 г. Общество должно было исчислить и уплатить земельный налог в размере 216 781,29 руб. (исходя из общего размера земельного налога подлежащего уплате за 2012 г. - 955 742 руб., по декларации исчислено 107 103 руб., а по итогам камеральной проверки Инспекцией доначислено 849 639 руб.).
Доводам Инспекции со ссылкой на положения статей 391, 393, 396 НК РФ, согласно которых, налогоплательщики при исчислении земельного налога должны использовать сведения о кадастровой стоимости земельных участков, зафиксированной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; а равно, что действующим налоговым законодательством не предусмотрено применение налогоплательщиком новой кадастровой стоимости земельного участка при исчислении налоговой базы по земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, приводимым в суде первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка, основанная на нормах главы 31 НК РФ и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 28.06.2011 г. N 931/11 (установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу) и от 25.06.2013 г. N 10761/11 (то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости). При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то данная кадастровая стоимость применяется в налоговом периоде, на начало которого установлена изменяемая кадастровая стоимость.
Ссылка Инспекции на невозможность применения к настоящему предмету спора правовой позиции Президиума ВАС РФ в Постановлении N 7701/12, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в данном Постановлении сформулирован общий подход к определению налогооблагаемой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения (пункт 1 статьи 52, пункт 1 статьи 53 Кодекса), а равно главы 31 Кодекса, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Данная норма применима в отношении всего судебного акта, а не только в отношении резолютивной части решения.
На основании изложенного, решение суда по делу N А27-15907/2011 обязательно для налоговой инспекции в отношении размера кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, соответственно, с учетом внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу пункта 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.
Решение суда не относится к актам законодательства о налогах и сборах, однако им установлен один из объектов налогообложения - налоговая база (установленная кадастровая стоимость), поэтому оно имеет обратную силу, как установившее дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика.
Учитывая изложенное, в обязанность Общества в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ не входит уплата земельного налога за 2012 год, исходя из определенной ранее кадастровой стоимости земельных участков, поэтому Общество правомерно исчислило земельный налог в отношении спорных земельных участков, исходя из кадастровой стоимости, установленной вышеназванным решением суда.
В части налоговых санкций, суд исходил из назначения Инспекцией штрафа при наличии у Общества переплаты по земельному налогу, указав, кроме того, что при рассматривании данной категории дел суд не наделен правом на привлечение к налоговой ответственности, на переквалификацию состава правонарушения, изменения порядка привлечения к налоговой ответственности, данные выводы суда не оспариваются Инспекцией (апелляционная жалоба не содержит доводов в указанной части).
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 ноября 2013 года по делу N А27-13167/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.А.УСАНИНА

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
В.А.ЖУРАВЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)