Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Кормилица-КМВ" (ИНН 2632065221, ОГРН 1022601634857) - Горячкина А.В. (доверенность от 15.12.2014), в отсутствие заявителя - Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и направившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кормилица-КМВ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2015 (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-12845/2014, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кормилица-КМВ" (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 09.03.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2015, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа, алкогольная продукция, арестованная согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 02.09.2014 N 11-14/684-3, конфискована и направлена на переработку или уничтожение. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что требование о наличии у покупателей этилового (или коньячного) спирта извещений об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа либо извещения об освобождении данного покупателя от обязанности уплаты авансового платежа акциза является обязательным лишь в отношении реализации спирта организациям, на которых законодательством возложена обязанность уплаты авансового платежа акциза; действие общества по обороту (хранению) алкогольной продукции, произведенной ОАО "Костромахлебпром", ввиду маркировки указанной продукции подлинными федеральными специальными марками (далее - ФСМ) и наличия сведений о данной продукции в ЕГАИС, не образует состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт неуплаты акциза производителем алкогольной продукции стал известен управлению лишь после проведения налоговой проверки налоговым органом. Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) не определено, какие меры должно было принять общество с 28.08.2014 по 02.09.2014, после того, как стало известно о нахождении алкогольной продукции в нелегальном обороте. В период с 28.08.2014 по 02.09.2014 общество не реализовывало спорную продукцию, а при ее приобретении выполнило требования Закона N 171-ФЗ о проверке алкогольной продукции. Суды не учли, что Законом N 171-ФЗ не предусмотрена обязанность покупателя проверять уплату акциза производителем. Факт неуплаты акциза производителем не является основанием для конфискации алкогольной продукции у лица, являющегося добросовестным приобретателем этой продукции.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что судебные акты надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований управлению отказать.
Как видно из материалов дела, 02.09.2014 управление провело внеплановую выездную проверку общества, в ходе которой установило, что в нарушение статьи 26 Закона N 171-ФЗ общество осуществляло оборот (хранение) алкогольной продукции производства ОАО "Костромахлебпром", находящейся в нелегальном обороте (водка "Свойская традиционная", крепостью 40%, емкостью 0,5 литра, дата розлива 14.03.2014, 1202 бутылки), в складском помещении по адресу: 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Беговая, 5, нежилое помещение - склад, литер А, 1 этаж, номер по плану 7А. В соответствии с протоколом ареста товаров и иных вещей от 02.09.2014 N 11-14/684-3 алкогольная продукция арестована управлением.
По данному факту управление составило протокол от 30.10.2014 N 07-14/684-11 и в соответствии со статьями 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды неправомерно удовлетворили заявление управления и привлекли общество к ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается, в том числе закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 33 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, отгрузка, передача этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности, структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную продажу (за исключением этилового спирта), до уплаты в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции или представления банковской гарантии его уплаты в случаях, если уплата такого авансового платежа или представление такой банковской гарантии обязательны в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Суды установили, что на момент приобретения спорной продукции (11.07.2014) и проверки управлением (02.09.2014) общество имело лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции от 28.05.2013 N 26ЗАП0001827. В результате анализа сведений, зафиксированных ОАО "Костромахлебпром" в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), и информации о количестве полученных и использованных ФСМ, управление установило, что ОАО "Костромахлебпром" не уплатило 1,1 млрд рублей акциза. Согласно информации, размещенной 28.08.2014 на официальном сайте Росалкогольрегулирования - www.fsrar.ru, алкогольная продукция, произведенная и поставленная обществу от ОАО "Костромахлебпром" в январе - мае 2014 года, находится в нелегальном обороте.
Суды указали, что информация о том, что спорная алкогольная продукция находится в нелегальном обороте, опубликована на официальном сайте Росалкогольрегулирования (www.fsrar.ru) 28.08.2014, однако до 02.09.2014 общество осуществляло хранение нелегальной продукции.
Между тем, суды не учли, что ФСМ на спорной алкогольной продукции являются подлинными, соответственно, в момент приобретения продукция значилась произведенной легально; у общества объективно отсутствовала объективная возможность и предусмотренная законом обязанность проверить у продавца алкогольной продукции подлинность представляемой производителем банковской гарантии; общество приобрело указанную продукцию 11.07.2014, то есть в тот период, когда на официальном сайте Росалкогольрегулирования отсутствовала информация о нахождении продукции в нелегальном обороте.
Тот факт, что в период с 28.08.2014 по 02.09.2014 спорная алкогольная продукция размещалась на складе общества, в данном случае, сам по себе не свидетельствует о хранении находящейся в нелегальном обороте алкогольной продукции в предпринимательских целях. Спорная продукция размещена на складе общества до законного распоряжения ею уполномоченным органом. Доказательства обратного управление не представило.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2015 N Ф08-7309/2015 ПО ДЕЛУ N А63-12845/2014
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.Разделы:
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2015 г. по делу N А63-12845/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Кормилица-КМВ" (ИНН 2632065221, ОГРН 1022601634857) - Горячкина А.В. (доверенность от 15.12.2014), в отсутствие заявителя - Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и направившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кормилица-КМВ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2015 (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-12845/2014, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кормилица-КМВ" (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 09.03.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2015, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа, алкогольная продукция, арестованная согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 02.09.2014 N 11-14/684-3, конфискована и направлена на переработку или уничтожение. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что требование о наличии у покупателей этилового (или коньячного) спирта извещений об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа либо извещения об освобождении данного покупателя от обязанности уплаты авансового платежа акциза является обязательным лишь в отношении реализации спирта организациям, на которых законодательством возложена обязанность уплаты авансового платежа акциза; действие общества по обороту (хранению) алкогольной продукции, произведенной ОАО "Костромахлебпром", ввиду маркировки указанной продукции подлинными федеральными специальными марками (далее - ФСМ) и наличия сведений о данной продукции в ЕГАИС, не образует состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт неуплаты акциза производителем алкогольной продукции стал известен управлению лишь после проведения налоговой проверки налоговым органом. Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) не определено, какие меры должно было принять общество с 28.08.2014 по 02.09.2014, после того, как стало известно о нахождении алкогольной продукции в нелегальном обороте. В период с 28.08.2014 по 02.09.2014 общество не реализовывало спорную продукцию, а при ее приобретении выполнило требования Закона N 171-ФЗ о проверке алкогольной продукции. Суды не учли, что Законом N 171-ФЗ не предусмотрена обязанность покупателя проверять уплату акциза производителем. Факт неуплаты акциза производителем не является основанием для конфискации алкогольной продукции у лица, являющегося добросовестным приобретателем этой продукции.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что судебные акты надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований управлению отказать.
Как видно из материалов дела, 02.09.2014 управление провело внеплановую выездную проверку общества, в ходе которой установило, что в нарушение статьи 26 Закона N 171-ФЗ общество осуществляло оборот (хранение) алкогольной продукции производства ОАО "Костромахлебпром", находящейся в нелегальном обороте (водка "Свойская традиционная", крепостью 40%, емкостью 0,5 литра, дата розлива 14.03.2014, 1202 бутылки), в складском помещении по адресу: 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Беговая, 5, нежилое помещение - склад, литер А, 1 этаж, номер по плану 7А. В соответствии с протоколом ареста товаров и иных вещей от 02.09.2014 N 11-14/684-3 алкогольная продукция арестована управлением.
По данному факту управление составило протокол от 30.10.2014 N 07-14/684-11 и в соответствии со статьями 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды неправомерно удовлетворили заявление управления и привлекли общество к ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается, в том числе закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 33 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, отгрузка, передача этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности, структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную продажу (за исключением этилового спирта), до уплаты в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции или представления банковской гарантии его уплаты в случаях, если уплата такого авансового платежа или представление такой банковской гарантии обязательны в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Суды установили, что на момент приобретения спорной продукции (11.07.2014) и проверки управлением (02.09.2014) общество имело лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции от 28.05.2013 N 26ЗАП0001827. В результате анализа сведений, зафиксированных ОАО "Костромахлебпром" в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), и информации о количестве полученных и использованных ФСМ, управление установило, что ОАО "Костромахлебпром" не уплатило 1,1 млрд рублей акциза. Согласно информации, размещенной 28.08.2014 на официальном сайте Росалкогольрегулирования - www.fsrar.ru, алкогольная продукция, произведенная и поставленная обществу от ОАО "Костромахлебпром" в январе - мае 2014 года, находится в нелегальном обороте.
Суды указали, что информация о том, что спорная алкогольная продукция находится в нелегальном обороте, опубликована на официальном сайте Росалкогольрегулирования (www.fsrar.ru) 28.08.2014, однако до 02.09.2014 общество осуществляло хранение нелегальной продукции.
Между тем, суды не учли, что ФСМ на спорной алкогольной продукции являются подлинными, соответственно, в момент приобретения продукция значилась произведенной легально; у общества объективно отсутствовала объективная возможность и предусмотренная законом обязанность проверить у продавца алкогольной продукции подлинность представляемой производителем банковской гарантии; общество приобрело указанную продукцию 11.07.2014, то есть в тот период, когда на официальном сайте Росалкогольрегулирования отсутствовала информация о нахождении продукции в нелегальном обороте.
Тот факт, что в период с 28.08.2014 по 02.09.2014 спорная алкогольная продукция размещалась на складе общества, в данном случае, сам по себе не свидетельствует о хранении находящейся в нелегальном обороте алкогольной продукции в предпринимательских целях. Спорная продукция размещена на складе общества до законного распоряжения ею уполномоченным органом. Доказательства обратного управление не представило.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)