Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий Дон": Тропин И.Н. по доверенности б/н от 09.01.2014;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области: Панченко З.В. по доверенности N 03-11/00384 от 27.01.2014;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области: Панченко З.В. по доверенности N 05-26/81 от 14.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 по делу N А36-4156/2013 (судья Бессонова Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий Дон" (ОГРН 1024800631866, ИНН 4816010089) о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области (ОГРН 1044800092138, ИНН 4816006614) от 29.03.2013 N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области (ОГРН 1044800220057, ИНН 4826044619) от 23.05.2013 N 41 по апелляционной жалобе,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий Дон" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.03.2013 N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС в сумме 3506 руб. (п. 1 резолютивной части решения), привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 701 руб., по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 415186 руб., п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 5400 руб. и решения Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 23.05.2013 N 41 по апелляционной жалобе в указанной части.
С учетом положений п. 1, 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 11.11.2013 производство по делу в части требования о признании недействительным решения УФНС России по Липецкой области N 41 от 23.05.2013, а также о признании незаконным решения МИФНС России N 3 по Липецкой области в части доначисления НДС в сумме 3506 руб. (п. 1 резолютивной части решения), привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 701 руб. и п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 5400 руб. было прекращено.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 признано незаконным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации) решение МИФНС России N 3 по Липецкой области от 29.03.2013 N 3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 363287 руб. 75 коп. (пункт 2 резолютивной части решения).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Суд обязал МИФНС России N 3 по Липецкой области устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий дон".
С МИФНС России N 3 по Липецкой области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий дон" взыскано 2000 (две тысячи) рублей расходов на оплату государственной пошлины.
Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что суд неправомерно признал незаконным обжалуемое решение, поскольку установил, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту, что противоречит ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Кроме того, по мнению налогового органа, в нарушение ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части судебного акта суд не указал на несоответствие оспоренного решения налогового органа закону или иному нормативному правовому акту.
Как указывает Инспекция, единственным основанием признания обжалуемого решения незаконным явились выводы суда первой инстанции о необходимости снижение суммы штрафа, примененного налоговым органом за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
При этом, как полагает Инспекция суду первой инстанции следовало снизить штрафные санкции, не признавая решение Инспекции незаконным.
Также Инспекция считает необоснованным вывод суда о необходимости проведения анализа финансового положения Общества при вынесении оспариваемого решения, поскольку данный вывод не основан на законе.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 лишь в обжалуемой части, т.е. в части признания незаконным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации) решения от 29.03.2013 N 3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 363287 руб. 75 коп. (пункт 2 резолютивной части решения).
Изучив материалы дела, заслушав представителя налоговых органов и налогоплательщика, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, результаты которой отражены в акте N 2 от 05.036.2013 (т. 1 л.д. 11-28).
По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией было принято решение N 3 от 29.03.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии которым Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налоговым агентом в установленный НК РФ срок сумм удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в сумме 415186 руб. (т. 1.л.д. 42-60).
Как следует из материалов налоговой проверки, основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ послужили выводы Инспекции, что Обществом, в нарушение п. 6 ст. 226 и п. 4 ст. 24 НК РФ за период с 01.07.2011 по 30.11.2012 допускались случаи неполного и несвоевременного перечисления налога, что подтверждается анализом счета 68 "Налог на доходы физических лиц".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области N 41 от 23.05.2013 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Не согласившись с принятым ненормативным актом налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, считая, что оспариваемым решением не были учтены все имеющие обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункта 1 статьи 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ, для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 НК РФ).
Статьей 226 НК РФ предусмотрены особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.
Пунктом 4 статьи 226 НК РФ также установлена обязанность налоговых агентов удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Как следует из пункта 6 статьи 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Статья 123 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ предусматривала ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", вступившим в силу 02.09.2010, статья 123 НК РФ изложена в новой редакции.
Предусмотренная данной статьей ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению предусмотрена за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Таким образом, в отличие от прежней редакции ст. 123 НК РФ, которая не устанавливала ответственности за несвоевременное удержание (перечисление) налога налоговыми агентами, новая редакция указанной статьи такую ответственность установила.
Как установлено судом первой инстанции и следует из приложения N 3 к решению, расчет налоговых санкций производился после 29.07.2011.
Таким образом, применительно к нарушениям, совершенным налоговым агентом, подлежит применению ст. 123 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что у Общества имелась задолженность по перечислению в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 123 НК РФ.
Из пояснений Общества, существо вмененного правонарушения им не оспаривается. На что, также указано в возражениях на апелляционную жалобу.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сумма штрафа, примененного налоговым органом за неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежит снижению в 10 раз, в связи с наличием смягчающих обстоятельств, которые не были учтены Инспекцией при принятии решения о привлечении Общества к налоговой ответственности. При этом суд исходил из следующего.
Положениями п. 5 ст. 101 НК РФ на должностное лицо, рассматривающее материалы проверки возлагается обязанность выявлять обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
В силу п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции, установленные и применяемые в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
В силу ч. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 28.10.1999 N 14-П, от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении налоговых споров должны исследоваться все фактические обстоятельства дела, а не только формальные условия применения правовой нормы.
Это означает, что суд при проверке законности и обоснованности решения налогового органа обязан исследовать и оценить обстоятельства совершенного налогоплательщиком правонарушения, степень его вины, а также наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Аналогичные положения закреплены и пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из вышеизложенного, право установления и оценки обстоятельств, смягчающих ответственность, принадлежит суду, который может признать таковым обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 1069-О-О, законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19, часть 1; статья 55, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации).
Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственность лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Кроме того, закон не ограничивает установление наличия смягчающих обстоятельств только моментом совершения правонарушения или моментом принятия решения о привлечении к налоговой ответственности налоговым органом. Данные обстоятельства могут быть установлены и судом на момент рассмотрения дела об оспаривании решения о привлечении к налоговой ответственности, при этом, отсутствие доводов налогоплательщика о наличии тех или иных смягчающих обстоятельств при рассмотрении материалов проверки не лишают его права заявить о таких обстоятельствах в суде при рассмотрении спора.
Суд, при рассмотрении дел, связанных с проверкой законности и обоснованности решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе, дела о признании такого решения недействительным, проверяет соблюдение налоговым органом требований статьи 112 НК РФ при определении размера налоговых санкций, подлежащих применению к налогоплательщику.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции установлено наличие следующих смягчающих обстоятельств, которые объективно существовали на момент вынесения оспариваемого акта.
Согласно оспариваемого решения налогового органа, проверкой установлено, что ООО "Агрофирма "Тихий дон" ранее по ст. 123 НК не привлекалось к ответственности.
Из представленных налогоплательщиком документов усматривается, что Общество является сельскохозяйственным производителем с долей реализации сельхозпродукции 97%, сумма удержанного налога на доходы физических лиц добровольно перечислена Обществом в бюджет, фактически срок выплат был пропущен на непродолжительное время, такое поведение указывает, что налогоплательщиком предприняты меры по устранению негативных последствий допущенного нарушения, за несвоевременное же перечисление налога обществу начислена пеня, правомерность которой не оспаривается.
Таким образом суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сумма начисленных налоговых санкций является для Общества чрезмерной и обременительной, а приведенные обстоятельства подлежат учету в качестве смягчающих ответственность Общества.
При этом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что судом первой инстанции нарушены правила оценки доказательств, установленные ст. 71 АПК РФ.
Доводы Инспекции о том, что суд неправомерно признал незаконным обжалуемое решение, установив при этом, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту, что противоречит ч. 2 ст. 201 АПК РФ, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Само по себе то обстоятельство, что суд первой инстанции признал наличие в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, не свидетельствует о законности решения Инспекции в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности без учета принципов соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности публично-правовой ответственность при определении размера штрафных санкций.
При этом, установление смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств при применении налоговой ответственности является обязанностью, а не правом налогового органа в силу прямого указания закона. Такая же обязанность лежит на суде, рассматривающем заявление об оспаривании решения налогового органа. Соответственно и право уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств представлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела об оспаривании решения, принятого по результатам рассмотрения вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Суд при рассмотрении дел, связанных с проверкой законности и обоснованности решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе, дела о признании такого решения недействительным, проверяет соблюдение налоговым органом требований ст. 112 НК РФ при определении размера налоговых санкций, подлежащих применению к налогоплательщику.
Часть 1 статьи 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из решения налогового органа от 29.03.2013 N 3 Инспекцией при его вынесении обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность, установлено не было.
Вместе с тем, при рассмотрении дела в суде первой инстанции Общество ссылалось на то, что налоговое правонарушение совершено им впервые, а также на то, что оно является добросовестным налогоплательщиком, у него отсутствуют недоимки по налогам, что также установлено материалами налоговой проверки.
Судом первой инстанции правомерно указано, что обстоятельства, на которые ссылалось Общество в качестве смягчающих вину, подлежали учету при определении размера санкций за вменяемое налоговое правонарушение.
Кроме того, Инспекция не опровергла тот факт, что налогоплательщик в течение предшествующих налоговых периодов не привлекался к налоговой ответственности, а также тот факт, что на момент проведения проверки у него не имелось задолженностей по уплате налогов.
Довод Инспекции о том, что в нарушение ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части судебного акта суд не указал на несоответствие оспоренного решения налогового органа закону или иному нормативному правовому акту, опровергается содержанием резолютивной части решения суда первой инстанции..
Так, согласно решения Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 в резолютивной части указано, что в спорной части решение Инспекции признано незаконным, то есть не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Инспекцией не представлено надлежащих доказательств законности принятого ненормативного акта в соответствующей части.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 по делу N А36-4156/2013 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области без удовлетворения.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 по делу N А36-4156/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
В.А.СКРЫННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2014 ПО ДЕЛУ N А36-4156/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. по делу N А36-4156/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий Дон": Тропин И.Н. по доверенности б/н от 09.01.2014;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области: Панченко З.В. по доверенности N 03-11/00384 от 27.01.2014;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области: Панченко З.В. по доверенности N 05-26/81 от 14.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 по делу N А36-4156/2013 (судья Бессонова Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий Дон" (ОГРН 1024800631866, ИНН 4816010089) о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области (ОГРН 1044800092138, ИНН 4816006614) от 29.03.2013 N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области (ОГРН 1044800220057, ИНН 4826044619) от 23.05.2013 N 41 по апелляционной жалобе,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий Дон" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.03.2013 N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС в сумме 3506 руб. (п. 1 резолютивной части решения), привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 701 руб., по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 415186 руб., п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 5400 руб. и решения Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 23.05.2013 N 41 по апелляционной жалобе в указанной части.
С учетом положений п. 1, 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 11.11.2013 производство по делу в части требования о признании недействительным решения УФНС России по Липецкой области N 41 от 23.05.2013, а также о признании незаконным решения МИФНС России N 3 по Липецкой области в части доначисления НДС в сумме 3506 руб. (п. 1 резолютивной части решения), привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 701 руб. и п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 5400 руб. было прекращено.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 признано незаконным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации) решение МИФНС России N 3 по Липецкой области от 29.03.2013 N 3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 363287 руб. 75 коп. (пункт 2 резолютивной части решения).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Суд обязал МИФНС России N 3 по Липецкой области устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий дон".
С МИФНС России N 3 по Липецкой области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тихий дон" взыскано 2000 (две тысячи) рублей расходов на оплату государственной пошлины.
Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что суд неправомерно признал незаконным обжалуемое решение, поскольку установил, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту, что противоречит ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Кроме того, по мнению налогового органа, в нарушение ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части судебного акта суд не указал на несоответствие оспоренного решения налогового органа закону или иному нормативному правовому акту.
Как указывает Инспекция, единственным основанием признания обжалуемого решения незаконным явились выводы суда первой инстанции о необходимости снижение суммы штрафа, примененного налоговым органом за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
При этом, как полагает Инспекция суду первой инстанции следовало снизить штрафные санкции, не признавая решение Инспекции незаконным.
Также Инспекция считает необоснованным вывод суда о необходимости проведения анализа финансового положения Общества при вынесении оспариваемого решения, поскольку данный вывод не основан на законе.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 лишь в обжалуемой части, т.е. в части признания незаконным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации) решения от 29.03.2013 N 3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 363287 руб. 75 коп. (пункт 2 резолютивной части решения).
Изучив материалы дела, заслушав представителя налоговых органов и налогоплательщика, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, результаты которой отражены в акте N 2 от 05.036.2013 (т. 1 л.д. 11-28).
По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией было принято решение N 3 от 29.03.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии которым Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налоговым агентом в установленный НК РФ срок сумм удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в сумме 415186 руб. (т. 1.л.д. 42-60).
Как следует из материалов налоговой проверки, основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ послужили выводы Инспекции, что Обществом, в нарушение п. 6 ст. 226 и п. 4 ст. 24 НК РФ за период с 01.07.2011 по 30.11.2012 допускались случаи неполного и несвоевременного перечисления налога, что подтверждается анализом счета 68 "Налог на доходы физических лиц".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области N 41 от 23.05.2013 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Не согласившись с принятым ненормативным актом налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, считая, что оспариваемым решением не были учтены все имеющие обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункта 1 статьи 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ, для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 НК РФ).
Статьей 226 НК РФ предусмотрены особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.
Пунктом 4 статьи 226 НК РФ также установлена обязанность налоговых агентов удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Как следует из пункта 6 статьи 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Статья 123 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ предусматривала ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", вступившим в силу 02.09.2010, статья 123 НК РФ изложена в новой редакции.
Предусмотренная данной статьей ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению предусмотрена за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Таким образом, в отличие от прежней редакции ст. 123 НК РФ, которая не устанавливала ответственности за несвоевременное удержание (перечисление) налога налоговыми агентами, новая редакция указанной статьи такую ответственность установила.
Как установлено судом первой инстанции и следует из приложения N 3 к решению, расчет налоговых санкций производился после 29.07.2011.
Таким образом, применительно к нарушениям, совершенным налоговым агентом, подлежит применению ст. 123 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что у Общества имелась задолженность по перечислению в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 123 НК РФ.
Из пояснений Общества, существо вмененного правонарушения им не оспаривается. На что, также указано в возражениях на апелляционную жалобу.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сумма штрафа, примененного налоговым органом за неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежит снижению в 10 раз, в связи с наличием смягчающих обстоятельств, которые не были учтены Инспекцией при принятии решения о привлечении Общества к налоговой ответственности. При этом суд исходил из следующего.
Положениями п. 5 ст. 101 НК РФ на должностное лицо, рассматривающее материалы проверки возлагается обязанность выявлять обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
В силу п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции, установленные и применяемые в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
В силу ч. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 28.10.1999 N 14-П, от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении налоговых споров должны исследоваться все фактические обстоятельства дела, а не только формальные условия применения правовой нормы.
Это означает, что суд при проверке законности и обоснованности решения налогового органа обязан исследовать и оценить обстоятельства совершенного налогоплательщиком правонарушения, степень его вины, а также наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Аналогичные положения закреплены и пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из вышеизложенного, право установления и оценки обстоятельств, смягчающих ответственность, принадлежит суду, который может признать таковым обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 1069-О-О, законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19, часть 1; статья 55, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации).
Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственность лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Кроме того, закон не ограничивает установление наличия смягчающих обстоятельств только моментом совершения правонарушения или моментом принятия решения о привлечении к налоговой ответственности налоговым органом. Данные обстоятельства могут быть установлены и судом на момент рассмотрения дела об оспаривании решения о привлечении к налоговой ответственности, при этом, отсутствие доводов налогоплательщика о наличии тех или иных смягчающих обстоятельств при рассмотрении материалов проверки не лишают его права заявить о таких обстоятельствах в суде при рассмотрении спора.
Суд, при рассмотрении дел, связанных с проверкой законности и обоснованности решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе, дела о признании такого решения недействительным, проверяет соблюдение налоговым органом требований статьи 112 НК РФ при определении размера налоговых санкций, подлежащих применению к налогоплательщику.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции установлено наличие следующих смягчающих обстоятельств, которые объективно существовали на момент вынесения оспариваемого акта.
Согласно оспариваемого решения налогового органа, проверкой установлено, что ООО "Агрофирма "Тихий дон" ранее по ст. 123 НК не привлекалось к ответственности.
Из представленных налогоплательщиком документов усматривается, что Общество является сельскохозяйственным производителем с долей реализации сельхозпродукции 97%, сумма удержанного налога на доходы физических лиц добровольно перечислена Обществом в бюджет, фактически срок выплат был пропущен на непродолжительное время, такое поведение указывает, что налогоплательщиком предприняты меры по устранению негативных последствий допущенного нарушения, за несвоевременное же перечисление налога обществу начислена пеня, правомерность которой не оспаривается.
Таким образом суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сумма начисленных налоговых санкций является для Общества чрезмерной и обременительной, а приведенные обстоятельства подлежат учету в качестве смягчающих ответственность Общества.
При этом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что судом первой инстанции нарушены правила оценки доказательств, установленные ст. 71 АПК РФ.
Доводы Инспекции о том, что суд неправомерно признал незаконным обжалуемое решение, установив при этом, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту, что противоречит ч. 2 ст. 201 АПК РФ, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Само по себе то обстоятельство, что суд первой инстанции признал наличие в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, не свидетельствует о законности решения Инспекции в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности без учета принципов соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности публично-правовой ответственность при определении размера штрафных санкций.
При этом, установление смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств при применении налоговой ответственности является обязанностью, а не правом налогового органа в силу прямого указания закона. Такая же обязанность лежит на суде, рассматривающем заявление об оспаривании решения налогового органа. Соответственно и право уменьшить размер штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств представлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела об оспаривании решения, принятого по результатам рассмотрения вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Суд при рассмотрении дел, связанных с проверкой законности и обоснованности решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе, дела о признании такого решения недействительным, проверяет соблюдение налоговым органом требований ст. 112 НК РФ при определении размера налоговых санкций, подлежащих применению к налогоплательщику.
Часть 1 статьи 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из решения налогового органа от 29.03.2013 N 3 Инспекцией при его вынесении обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность, установлено не было.
Вместе с тем, при рассмотрении дела в суде первой инстанции Общество ссылалось на то, что налоговое правонарушение совершено им впервые, а также на то, что оно является добросовестным налогоплательщиком, у него отсутствуют недоимки по налогам, что также установлено материалами налоговой проверки.
Судом первой инстанции правомерно указано, что обстоятельства, на которые ссылалось Общество в качестве смягчающих вину, подлежали учету при определении размера санкций за вменяемое налоговое правонарушение.
Кроме того, Инспекция не опровергла тот факт, что налогоплательщик в течение предшествующих налоговых периодов не привлекался к налоговой ответственности, а также тот факт, что на момент проведения проверки у него не имелось задолженностей по уплате налогов.
Довод Инспекции о том, что в нарушение ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части судебного акта суд не указал на несоответствие оспоренного решения налогового органа закону или иному нормативному правовому акту, опровергается содержанием резолютивной части решения суда первой инстанции..
Так, согласно решения Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 в резолютивной части указано, что в спорной части решение Инспекции признано незаконным, то есть не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Инспекцией не представлено надлежащих доказательств законности принятого ненормативного акта в соответствующей части.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 по делу N А36-4156/2013 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области без удовлетворения.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2013 по делу N А36-4156/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
В.А.СКРЫННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)