Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Апаркина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области - извещен, не явился,
от индивидуального предпринимателя Давлетчиной Дины Зуфяровны - Фролова О.В., доверенность от 06.06.2013 N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 сентября 2013 года
по делу N А72-8179/2013 (судья Тимофеев В.В.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению индивидуального предпринимателя Давлетчиной Дины Зуфяровны (ОГРИП 310732708300010, ИНН 732712429987), г. Ульяновск
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области
о признании недействительным решения от 18.01.2013 N 08302813РК0000025,
установил:
Индивидуальный предприниматель Давлетчина Дина Зуфяровна обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании недействительным решения от 18.01.2013 N 08302813РК0000025 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов.
Решением суда 1 инстанции от 05 сентября 2013 года заявление удовлетворено, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 18.01.2013 N 08302813РК0000025 признано незаконным.
Кроме того, с Управления в пользу предпринимателя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя Давлетчиной Д.З. отказать.
При этом ссылается на то, что аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью (письмо Минтруда от 23.08.2012 N 17-3/240). В связи с этим плательщик имеет право применять пониженный тариф страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении работников, осуществляющих фармацевтическую деятельность, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющих сертификат специалиста. Таким образом, ИП Давлетчиной Д.З. должны применяться пониженные тарифы страховых взносов только в отношении работников, имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно получивших фармацевтическое образование и имеющих сертификат специалиста. К иным работникам, не имеющим такого образования, плательщик страховых взносов обязан применить общеустановленный тариф.
Индивидуальный предприниматель Давлетчина Дина Зуфяровна в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы, изложенные в отзыве.
В судебное заседание представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела Управление извещено надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствии представителя Управления, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя предпринимателя, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Давлетчина Дина Зуфяровна в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, была зарегистрированы Инспекцией Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска 24.03.2010 года (л.д. 49 т. 1).
10.05.2012 года предприниматель Давлетчина Д.З. направила в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года (л.д. 23-26 т. 1).
13.08.2012 года предприниматель направила уточненный расчет за 1 квартал 2012 года с номером корректировки "001" (л.д. 27-31 т. 1).
На основании представленного уточненного расчета Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области была проведена камеральная проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, по результатам которой был составлен акт проверки от 26.11.2012 N 08302830003448 (л.д. 32-35, 68-75 т. 1).
18.01.2013 года на основании акта проверки Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области было принято решение N 08302813РК0000025 о привлечении индивидуального предпринимателя Давлетчиной Дины Зуфяровны к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47, 48 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде взыскания штрафа в размере 22 929,46 руб., в том числе: за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в размере 8 600 руб. (ст. 48 закона), за неуплату или не полную уплату сумм страховых взносов в размере 14 329,46 руб. (п. 1 ст. 47 Закона), а также о взыскании недоимки по уплате страховых взносов в размере 71 647,28 руб. и начислении пеней по состоянию на 13.11.2012 года в размере 5 053,13 руб. (л.д. 13-22, 87-91 т. 1).
В решении отражено, что 13.08.2012 предприниматель Давлетчина Дина Зуфяровна года представила уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года, перераспределив базу для начисления страховых взносов между выплатами работникам, которые осуществляют фармацевтическую деятельность, и выплатами прочим работникам По мнению органа Пенсионного фонда, аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.
Управлением у предпринимателя были истребованы документы (должностные инструкции, дипломы, сертификаты работников, всего 43 документа), необходимые для подтверждения правомерности применения пониженного тарифа в отношении выплат работникам, которые имеют право вести фармацевтическую деятельность.
Данные документы предпринимателем представлены не были.
В связи с непредставлением соответствующих дипломов и сертификатов Давлетчина Д.З. не подтвердила правомерность применения ей пониженного тарифа в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, тем самым нарушила п. 1 ст. 18, п. п. 1, 2 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", что повлекло неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления.
Всего по результатам проверки выявлена недоимка:
- по страховым взносам на обязательное пенсионного страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 20 182,33 руб. за период 01.01.2012 г. по 31.03.2012 г.
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 51 464,95 руб. за период с 01.01.2012 г. по 31.03.2012 г.
Всего сумма неуплаченных страховых взносов в результате неправильного их исчисления составила 71 647,28 руб.
Между тем данные выводы Управления является ошибочными.
Из материалов дела следует, что предприниматель Давлетчина Д.З. является плательщиком ЕНВД и занимается фармацевтической деятельностью на основании бессрочной лицензии, выданной Министерством здравоохранения Волгоградской области на осуществление фармацевтической деятельности в аптечных пунктах N ЛО-34-02-000869 от 11.10.2012 г. (л.д. 54-59 т. 1).
Данного обстоятельства Управление не оспаривает.
В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего.
В соответствии с п. 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно п. 1 ст. 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу п. 2 ст. 52 Закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Условия осуществления фармацевтической установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081.
Таким образом, выдача компетентным органом организации или индивидуальному предпринимателю лицензии на фармацевтическую деятельность свидетельствует о соответствии указанных лиц требованиям, предъявляемым п. 2 ст. 52 Закона N 61-ФЗ и Положением о лицензировании фармацевтической деятельности.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного предприниматель Давлетчина Д.З. вправе была в 1 квартале 2012 года применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении вознаграждений, выплачиваемых своим работникам, участвующим в деятельности аптечных пунктов.
При этом, вопреки доводам Управления, изложенным в апелляционной жалобе, предприниматель Давлетчина Д.З. как страхователь и в связи с осуществлением ею фармацевтической деятельности имеет право применять пониженный тариф страховых взносов в 2012-2013 годах в отношении всех своих работников, а не только в отношении тех, кто имеет высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов предоставлено именно страхователю (в данном случае предпринимателю Давлетчиной Д.З.) в связи с осуществлением им, страхователем, а не его конкретными работниками, фармацевтической деятельности.
С учетом этого для подтверждения правомерности начисления страховых взносов с применением пониженного тарифа предприниматель не обязана была представлять по требованию Управления дипломы о наличии у работников среднего или высшего фармацевтического образования, а также соответствующие сертификаты специалистов и должностные инструкции, на которые указано в оспариваемом решении Фонда.
В данном случае указанные документы применительно к положениям ст. 48 Закона не относятся к категории документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, поскольку указанное право плательщика страховых взносов на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов ни в какой мере не зависит от наличия либо отсутствия у него таковых документов.
В связи с этим у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решения о привлечении предпринимателя Давлетчиной Д.З. к ответственности по ч. 1 ст. 47, 48 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 22 929,46 руб., в том числе: за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов в размере 8 600 руб., за неуплату или не полную уплату сумм страховых взносов в размере 14 329,46 руб., а также взыскании с предпринимателя доначисленных страховых взносов в сумме 71 647,28 руб. и пеней в сумме 5 053,13 руб.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 сентября 2013 года по делу N А72-8179/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
В.Н.АПАРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2013 ПО ДЕЛУ N А72-8179/2013
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. по делу N А72-8179/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Апаркина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области - извещен, не явился,
от индивидуального предпринимателя Давлетчиной Дины Зуфяровны - Фролова О.В., доверенность от 06.06.2013 N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 сентября 2013 года
по делу N А72-8179/2013 (судья Тимофеев В.В.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению индивидуального предпринимателя Давлетчиной Дины Зуфяровны (ОГРИП 310732708300010, ИНН 732712429987), г. Ульяновск
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области
о признании недействительным решения от 18.01.2013 N 08302813РК0000025,
установил:
Индивидуальный предприниматель Давлетчина Дина Зуфяровна обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании недействительным решения от 18.01.2013 N 08302813РК0000025 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов.
Решением суда 1 инстанции от 05 сентября 2013 года заявление удовлетворено, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 18.01.2013 N 08302813РК0000025 признано незаконным.
Кроме того, с Управления в пользу предпринимателя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя Давлетчиной Д.З. отказать.
При этом ссылается на то, что аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью (письмо Минтруда от 23.08.2012 N 17-3/240). В связи с этим плательщик имеет право применять пониженный тариф страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении работников, осуществляющих фармацевтическую деятельность, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющих сертификат специалиста. Таким образом, ИП Давлетчиной Д.З. должны применяться пониженные тарифы страховых взносов только в отношении работников, имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно получивших фармацевтическое образование и имеющих сертификат специалиста. К иным работникам, не имеющим такого образования, плательщик страховых взносов обязан применить общеустановленный тариф.
Индивидуальный предприниматель Давлетчина Дина Зуфяровна в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы, изложенные в отзыве.
В судебное заседание представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела Управление извещено надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствии представителя Управления, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя предпринимателя, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Давлетчина Дина Зуфяровна в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, была зарегистрированы Инспекцией Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска 24.03.2010 года (л.д. 49 т. 1).
10.05.2012 года предприниматель Давлетчина Д.З. направила в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года (л.д. 23-26 т. 1).
13.08.2012 года предприниматель направила уточненный расчет за 1 квартал 2012 года с номером корректировки "001" (л.д. 27-31 т. 1).
На основании представленного уточненного расчета Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области была проведена камеральная проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, по результатам которой был составлен акт проверки от 26.11.2012 N 08302830003448 (л.д. 32-35, 68-75 т. 1).
18.01.2013 года на основании акта проверки Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области было принято решение N 08302813РК0000025 о привлечении индивидуального предпринимателя Давлетчиной Дины Зуфяровны к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47, 48 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде взыскания штрафа в размере 22 929,46 руб., в том числе: за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в размере 8 600 руб. (ст. 48 закона), за неуплату или не полную уплату сумм страховых взносов в размере 14 329,46 руб. (п. 1 ст. 47 Закона), а также о взыскании недоимки по уплате страховых взносов в размере 71 647,28 руб. и начислении пеней по состоянию на 13.11.2012 года в размере 5 053,13 руб. (л.д. 13-22, 87-91 т. 1).
В решении отражено, что 13.08.2012 предприниматель Давлетчина Дина Зуфяровна года представила уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 года, перераспределив базу для начисления страховых взносов между выплатами работникам, которые осуществляют фармацевтическую деятельность, и выплатами прочим работникам По мнению органа Пенсионного фонда, аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.
Управлением у предпринимателя были истребованы документы (должностные инструкции, дипломы, сертификаты работников, всего 43 документа), необходимые для подтверждения правомерности применения пониженного тарифа в отношении выплат работникам, которые имеют право вести фармацевтическую деятельность.
Данные документы предпринимателем представлены не были.
В связи с непредставлением соответствующих дипломов и сертификатов Давлетчина Д.З. не подтвердила правомерность применения ей пониженного тарифа в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, тем самым нарушила п. 1 ст. 18, п. п. 1, 2 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", что повлекло неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления.
Всего по результатам проверки выявлена недоимка:
- по страховым взносам на обязательное пенсионного страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 20 182,33 руб. за период 01.01.2012 г. по 31.03.2012 г.
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 51 464,95 руб. за период с 01.01.2012 г. по 31.03.2012 г.
Всего сумма неуплаченных страховых взносов в результате неправильного их исчисления составила 71 647,28 руб.
Между тем данные выводы Управления является ошибочными.
Из материалов дела следует, что предприниматель Давлетчина Д.З. является плательщиком ЕНВД и занимается фармацевтической деятельностью на основании бессрочной лицензии, выданной Министерством здравоохранения Волгоградской области на осуществление фармацевтической деятельности в аптечных пунктах N ЛО-34-02-000869 от 11.10.2012 г. (л.д. 54-59 т. 1).
Данного обстоятельства Управление не оспаривает.
В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего.
В соответствии с п. 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно п. 1 ст. 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу п. 2 ст. 52 Закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Условия осуществления фармацевтической установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081.
Таким образом, выдача компетентным органом организации или индивидуальному предпринимателю лицензии на фармацевтическую деятельность свидетельствует о соответствии указанных лиц требованиям, предъявляемым п. 2 ст. 52 Закона N 61-ФЗ и Положением о лицензировании фармацевтической деятельности.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного предприниматель Давлетчина Д.З. вправе была в 1 квартале 2012 года применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении вознаграждений, выплачиваемых своим работникам, участвующим в деятельности аптечных пунктов.
При этом, вопреки доводам Управления, изложенным в апелляционной жалобе, предприниматель Давлетчина Д.З. как страхователь и в связи с осуществлением ею фармацевтической деятельности имеет право применять пониженный тариф страховых взносов в 2012-2013 годах в отношении всех своих работников, а не только в отношении тех, кто имеет высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов предоставлено именно страхователю (в данном случае предпринимателю Давлетчиной Д.З.) в связи с осуществлением им, страхователем, а не его конкретными работниками, фармацевтической деятельности.
С учетом этого для подтверждения правомерности начисления страховых взносов с применением пониженного тарифа предприниматель не обязана была представлять по требованию Управления дипломы о наличии у работников среднего или высшего фармацевтического образования, а также соответствующие сертификаты специалистов и должностные инструкции, на которые указано в оспариваемом решении Фонда.
В данном случае указанные документы применительно к положениям ст. 48 Закона не относятся к категории документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, поскольку указанное право плательщика страховых взносов на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов ни в какой мере не зависит от наличия либо отсутствия у него таковых документов.
В связи с этим у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решения о привлечении предпринимателя Давлетчиной Д.З. к ответственности по ч. 1 ст. 47, 48 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 22 929,46 руб., в том числе: за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов в размере 8 600 руб., за неуплату или не полную уплату сумм страховых взносов в размере 14 329,46 руб., а также взыскании с предпринимателя доначисленных страховых взносов в сумме 71 647,28 руб. и пеней в сумме 5 053,13 руб.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 сентября 2013 года по делу N А72-8179/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
В.Н.АПАРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)