Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.08.2014 ПО ДЕЛУ N А19-15077/2013

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. по делу N А19-15077/2013


Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Рудых А.И.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ангарску Иркутской области - Зыряновой Евгении Павловны (доверенность от 25.11.2013 N 05-12/022271), открытого акционерного общества "Ангарская нефтехимическая компания" - Лазаревой Марины Владимировны (доверенность от 01.04.2013 N 277/13),
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ангарская нефтехимическая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2014 года по делу N А19-15077/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Гурьянов О.П.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Ангарская нефтехимическая компания" (ОГРН 1023800520600, ИНН 3801009466, далее - ОАО "АНХК", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ангарску Иркутской области (ИНН 3801073983, ОГРН 1043800546437, далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 19.06.2013 N 5558 (в редакции Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской Области от 19.08.2013) о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 21 (пункт 3), 23 (подпункт 6 пункта 1), 31 (подпункт 1 пункта 1), 54, 88 (пункт 6, 9.1), 93 (пункты 3, 4), 112, 114, 374 (пункт 1), 380 (пункт 1) Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 2 и 3 статьи 2 Закона Иркутской области "О налоге на имущество организаций" от 08.10.2007 N 75-оз (далее - Закон Иркутской области N 75-оз), статью 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 21.11.1998 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ), пункты 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 14951/11, статьи 65 (часть 1), 71, 200 (части 4, 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права (статей 31 (подпункты 1 и 2 пункта 1), 88 (пункты 6, 7), 93 (пункт 1), 375 Налогового кодекса Российской Федерации, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о частичном неисполнении требования N 18-29-4921 о предоставлении документов не соответствует действительности, сделан при неправильном толковании пункта 1 статьи 93, пункта 6 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации и неприменении подлежащего применению пункта 7 статьи 88 указанного Кодекса.
По мнению общества, обязанность представлять истребуемые налоговым органом акты формы ОС-3 и инвентарные карточки по форме ОС-6, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.
Инспекция в отзыве против доводов кассационной жалобы возразила, ссылаясь на их несостоятельность и законность судебных актов.
Присутствующие в судебном заседании представители общества и инспекции подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно нее, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с проведением камеральной налоговой проверки по налогу на имущество за 2012 год налоговым органом обществу выставлены требования от 16.04.2013 N 18-29-5157, от 27.03.2013 N 18-29-4921 о представлении документов (информации), в том числе, актов по форме ОС-3 и инвентарных карточек по форме ОС-6, подтверждающих обоснованность применения налоговой льготы.
По результатам камеральной проверки налоговым органом составлен акт от 22.05.2013 N 1774 и принято решение от 19.06.2013 N 5558 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление документов в виде штрафа (в редакции решения от 19.08.2013 N 26-12/013068@) в размере 95 987 рублей.
Полагая, что решение инспекции незаконно в связи с отсутствием у ОАО "АНХК" обязанности представлять истребуемые документы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из наличия у налогового органа права истребовать первичные документы, подтверждающие правомерность примененной льготы по налогу на имущество, а у налогоплательщика - соответствующей обязанности, а также из недоказанности обществом факта представления всех истребуемых документов и отсутствия оснований для признания решения инспекции незаконным.
Данные выводы судов являются правильными в силу следующего.
Как установлено судами, налогоплательщиком представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2012 год, в соответствии с которой обществом была применена льгота в виде пониженной налоговой ставки.
Согласно пункту 3 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Иркутской области N 75-оз установлены налоговые льготы по налогу на имущество организаций в виде пониженных налоговых ставок для организаций, осуществляющих определенные виды экономической деятельности на территории области.
Согласно пункту 6 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Налоговый орган в случае недостаточности представленных документов в порядке статей 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации направляет налогоплательщику требование о предоставлении необходимых документов.
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности, методические указания по вопросам бухгалтерского учета обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.
В силу требований Закона N 129-ФЗ (действовавшем в рассматриваемый период) и Методических указаний первичным документом, подтверждающим принятие покупателем основных средств на учет являются инвентарные карточки учета объекта основных средств формы ОС-6.
Таким образом, из смысла и содержания указанных норм права следует, что истребование инспекцией у налогоплательщика, использующего льготу по налогу на имущество первичных документов (в настоящем деле - инвентарных карточек учета объекта основных средств формы ОС-6), подтверждающих его право на использование льготы, правомерно.
Как следует из материалов дела, ОАО "АНХК" выставленное в его адрес требование о представлении документов от 27.03.2013 N 18-29-4921 о предоставлении копий документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой льготы, исполнено частично; инвентарные карточки учета основных средств формы ОС-6, акты формы ОС-3 не представлены. В сопроводительном письме от 12.04.2013 N 216-4-20460 налогоплательщик указал, что данные документы представлялись им ранее письмом N 216-4-30787 от 28.06.2012 на требование N 18-29-1394/1 от 12.05.2012, письмом N 216-4-40087 от 13.08.2012 на требование N 18-29-2219 от 24.07.2012.
Налоговым органом обществу выставлено требование от 16.04.2013 N 18-29-5157 о представлении инвентарных карточек учета объектов основных средств (ОС-6), паспортов основных средств, технической документации, актов о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ОС-3), иных документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой льготы по налогу на имущество в виде пониженной ставки, которое налогоплательщиком не исполнено. Письмом от 25.04.2013 N 2116-4-22867 общество указало, что все необходимые для подтверждения налоговой льготы документы представлены налогоплательщиком во исполнение требования N 18-29-4921.
По результатам оценки указанных документов судами установлено, что ранее обществом представлялся перечень имущества (реестр инвентарных карточек), в отношении которого применена льгота.
Вместе с тем, иных доказательств, подтверждающих представление инспекции инвентарных карточек учета формы ОС-6 и актов формы ОС-3 в отношении основных средств, по которым применена льгота, заявителем суду не представлено.
Данные обстоятельства обществом не отрицаются и не опровергнуты.
Таким образом, является обоснованным вывод судов о недоказанности исполнения обществом обязанности по представлению в установленный срок истребуемых инспекцией требованием от 16.04.2013 N 18-29-5157 документов, подтверждающих право общества на применение налоговой льготы.
Поскольку факт непредставления документов подтвержден материалами дела, вывод судов об обоснованном привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, также является правильным.
Доводы общества о необходимости применения к правоотношениям пункта 7 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, неверном толковании пункта 1 статьи 93 указанного Кодекса являются несостоятельными, поскольку к налогоплательщикам, использующим налоговые льготы, подлежит применению пункт 6 статьи 88 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение судами норм материального и процессуального права, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, судами не допущено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2014 года по делу N А19-15077/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи
А.И.РУДЫХ
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
Н.Н.ПАРСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)