Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N А27-9267/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N А27-9267/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБУР ГЕОСИНТ" на решение от 25.09.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Новожилова И.А.) и постановление от 03.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-9267/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИБУР ГЕОСИНТ" (117218, г. Москва, ул. Кржижановского, 16, 1; ОГРН 1116324000352, ИНН 6324015833) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, Кузнецкий пр-кт, 11; ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Бородынкина А.Е.) в заседании участвовал представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Феденев А.Е. по доверенности от 09.07.2013.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СИБУР ГЕОСИНТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция) о признании незаконным решения от 22.02.2013 N 16 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 25.09.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 03.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение. Жалоба мотивирована следующим: - арбитражными судами не учтено, что для исчисления земельного налога в 2009 году постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - Постановление N 520) не применяется, поскольку оно официально опубликовано без приложения в газете "Кузбасс" 04.12.2008; соответственно, согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, Постановление N 520 вступает в силу с 01.01.2010; - вывод арбитражных судов о несостоятельности расчета заявителем налога исходя из нормативной стоимости земли, неправомерен, поскольку единственным нормативным актом, позволяющим исчислить земельный налог в 2009 году, является распоряжение Коллегии администрации N 73-р от 04.02.1999, данный нормативный акт установил размер нормативной цены земли и не был отменен, иного действующего нормативного акта в 2009 году, в том числе установившего кадастровую стоимость земли, не было; - судами в нарушение части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не приняты во внимание судебные акты по делу N А27-10129/2011 с участием заявителя.
Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
По результатам проведения выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт и принято решение от 22.02.2013 N 16 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым Обществу доначислен земельный налог за 2009 год в сумме 18 963 448 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 4 497 514 руб.
Основанием для доначисления земельного налога за 2009 год послужило занижение налогоплательщиком налоговой базы вследствие неправомерного применения нормативной стоимости земельного участка.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, решением которого от 12.04.2013 N 190 решение Инспекции оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителя Инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, Общество 29.01.2010 представило в Инспекцию первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год, согласно которой исчисленная сумма земельного налога составила 19 265 902 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 42:24:0201002:487-19 221 863 руб.
17.09.2010 Обществом представлена уточненная налоговая декларация за 2009 год, согласно которой сумма земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 42:24:0201002:487 составила 137 157 руб.; налоговая база в уточненной декларации была определена в размере 11 429 720 руб. исходя из нормативной цены земли 40 руб. /м2, установленной распоряжением администрации Кемеровской области от 04.02.1999 N 73-р "О нормативной цене земель Кемеровской области".
Основанием для представления уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год по участку с кадастровым номером 42:24:0201002:487 послужило вступившее в законную силу решение от 13.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5752/2010.
Основанием для обращения в суд явилась выписка, полученная из государственного кадастра недвижимости от 26.05.2009 N 4200/001/09-130062, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 составила 1 591 717 094,35 руб.
Обществом был направлен запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление) о предоставлении информации о порядке определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487.
Письмом от 24.03.2009 N 07/12-1803 Управление сообщило, что кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости определены ФГУП "ФКЦ "Земля" в отчете при проведении на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140 работ по актуализации государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области. Актуализированные сведения об экономических характеристиках земельных участков внесены в базу данных автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" путем вливания результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Впоследствии результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и Постановлением N 520.
Согласно отчета оценщика (ООО "НПФ "Инком Прайс") от 15.03.2010 N 03/20-10 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 равна 316 905 000 руб.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышала его рыночную стоимость, Общество, полагая, что кадастровая стоимость установлена на основании недостоверных результатов оценки земель, без учета анализа рыночных цен, оспорило в арбитражном суде кадастровую оценку и действия по ее определению (формированию).
Решением от 13.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области по результатам рассмотрения дела N А27-5752/2010:
- - признан недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 площадью 285 743 кв. м, в размере 1 591 717 094,35 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 461,49 руб. за кв. м, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области;
- - признан недействительным пункт 7 решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 в размере 1 591 717 094,35 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 5 570,45 руб. за кв. м;
- - признаны незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 площадью 285 743 кв. м в сумме 1 591 717 094,35 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 5 570,45 руб. за кв. м;
- - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, обязали исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 1 591 717 094,35 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 570,45 руб. за кв. м земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 площадью 285 743 кв. м.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5752/2010 вступило в законную силу 16.09.2010.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области на запрос о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487 представило выписку из государственного кадастра недвижимости от 06.12.2010 N 4200/001/10-394179 со значениями: удельный показатель кадастровой стоимости - 0 руб., кадастровая стоимость - 0 руб. (л.д. 74-75 том 1).
В связи с изложенным и в силу того, что пользование землей является платным, для расчета налоговой базы для исчисления и уплаты земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 42:24:0201002:487 Обществом была применена в соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" нормативная цена земли.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из неправильного определения налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу на 2009 год посредством применения при расчете нормативной стоимости земли.
При этом суды указали, что земельный налог за 2009 год исчислен Инспекцией на основании предоставленных Управлением Росреестра сведений, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487, установленной Постановлением N 520; следовательно, поскольку на начало налогового периода (01.01.2009) и в течение налогового периода кадастровая стоимость спорного земельного участка значилась в указанном размере, налог должен быть исчислен Обществом из кадастровой стоимости земельного участка 1 580 287 374, 35 руб.
Кассационная инстанция считает ошибочным, не основанным на нормах действующего законодательства и сложившейся судебной практике, указанный вывод судов в силу следующего.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как следует из оспариваемого решения, земельный налог за 2009 год исчислен налоговым органом на основании сведений, предоставленных Управлением Росреестра, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:487-1 591 717 094,35 руб., установленной Постановлением N 520 (л.д. 28 том 2).
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Постановление N 520 официально опубликовано в газете "Кузбасс" 04.12.2008, в связи с чем согласно статье 5 НК РФ, Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П оно (Постановление N 520) в целях налогообложения земельным налогом вступает в силу только с 01.01.2010.
С учетом изложенного, кассационная инстанция соглашается с доводом жалобы, что у налогового органа отсутствовали основания для исчисления земельного налога исходя из данных не вступившего в силу в целях налогообложения нормативного акта.
В то же время кассационная инстанция считает недоказанным довод Общества о возможности расчета земельного налога за 2009 год исходя из нормативной стоимости земли.
Постановлением от 02.07.2013 N 17-П Конституционного Суда Российской Федерации положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Закрепленный в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принцип непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений означает, что содержащиеся в нем сведения, в частности, о кадастровой стоимости должны регулярно обновляться, но при этом до момента внесения новых сведений старые сведения должны признаваться действующими, а после внесения новых сведений - не удаляться, а сохраняться.
Как указывалось выше, Постановление N 520 в целях налогообложения подлежит применению с 01.01.2010 (в том числе, в части пунктов 2 и 6).
Следовательно, учитывая вышеизложенное и положения статей 5, 390, 391 НК РФ, статей 65, 66 ЗК РФ, правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 26.07.2011 N 2647/11, в 2009 году в целях налогообложения подлежала применению кадастровая стоимость, установленная распоряжением Администрации Кемеровской области от 21.03.2003 N 261-р.
Таким образом, обжалуемые судебные акты основаны на неправильном применении норм права, поэтому в силу части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку Общества на судебные акты по делу N А27-10129/2011 Арбитражного суда Кемеровской области, поскольку при рассмотрении указанного дела обстоятельства исчисления земельного налога на основании нормативной цены земли, установленной распоряжением от 04.02.1999 N 73-р, не входили в предмет доказывания, что следует из мотивировочной части постановления апелляционного суда от 31.01.2012.
При новом рассмотрении дела суду надлежит определить сумму земельного налога, подлежащую уплате Обществом в 2009 году с учетом кадастровой стоимости, установленной нормативными актами до вступления в силу в целях налогообложения Постановления N 520; определить сумму необоснованно доначисленного Инспекцией земельного налога (пени).
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.09.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 03.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9267/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.ЧАПАЕВА

Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)