Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 февраля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 февраля 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Рогалевой Е.М.
при ведении протокола помощником судьи Драгоценновой И.С.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4 дело по апелляционной жалобе Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 декабря 2006 г., (судья Столяр Е.Л.),
принятое по заявлению ООО "Нимфа-97", г. Пенза
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области, г. Пенза
о признании недействительными требований и решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нимфа-97" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области (далее ответчик), выразившихся в указании в пункте 13 кадастрового плана (выписки из государственного земельного кадастра) N 62/06-6195 от 24 июля 2006 года кадастровой стоимости земли в размере 17 098 603, 95 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05 декабря 2006 г. заявление удовлетворено. Признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области по указанию в пункте 13 кадастрового плана земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) N 62/06-6195 от 24 июля 2006 года кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ООО "Нимфа-97" на праве постоянного бессрочного пользования, в размере 17 098 603, 95 руб.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции отказать в удовлетворении заявления так как ответчик руководствовался при кадастровой оценке земель техническими указаниями, утвержденными руководителем Росземкадастра.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в целях определения налоговой базы по земельному налогу и кадастровой стоимости земли заявитель обратился к ответчику, который 24.07.2006 года выдал заявителю кадастровый план земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра), согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:29:01 007 013:0011, находящегося у заявителя в постоянном бессрочном пользовании, определена в размере 17 098 603, 95 руб.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые в силу пункта 1 определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
В силу пункта 4 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Классификация земель в Российской Федерации по целевому назначению указана в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой земли подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Виды функционального использования земель для целей кадастровой оценки земель поселений сформулированы в Приложении N 1 к Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337, согласно которой к 4 группе земель относятся "земли гаражей и автостоянок", а к 5 группе - "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса".
Как указано в пункте 8 вышеуказанных Правил, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (п. 9 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Как установлено материалами дела, у ООО "Нимфа-97" на праве бессрочного (постоянного) пользования находится земельный участок площадью 5403 кв. м для размещения автостоянки, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Минская, 2 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ПЕ N 99042716 от 13.05.1999 г.
Занимаемый заявителем земельный участок находится в кадастровом квартале 001 007 013 и относится по целевому назначению к землям поселений.
Постановлением Правительства Пензенской области от 04.06.2003 г. N 236-пП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Пензенской области, которое было опубликовано в газете "Пензенские губернские ведомости", N 7, 20.06.2003 г., и в соответствии с которым стоимость 1 кв. м земли в квартале 001 007 013 определена по видам использования в следующих размерах: земли гаражей и автостоянок - 3 150, 25 руб., земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания - 3 164, 65 руб.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что земельный участок заявителя по целевому назначению относится к "землям поселений", а по виду функционального использования - к "землям гаражей и автостоянок", так как предназначен для размещения автостоянки, в связи с чем его кадастровая стоимость должна исчисляться, исходя из стоимости 1 кв. м в размере 3 150, 25 руб., и составлять 17 020 800, 75 руб. (3 150, 25 руб. х 5 403 кв. м).
Ссылка ответчика на Приложение N 2 Типового перечня видов функционального использования земель, установленного для ГКОЗ поселений к Техническим указаниям по государственной кадастровой оценке земель поселений, утвержденных 27.11.2001 г. руководителем Федеральной службы земельного кадастра России, арбитражным судом первой инстанции обоснованно отклонена по следующим основаниям.
Указанным перечнем к 4 группе видов функционального использования земель отнесены "земли гаражей и автостоянок", а именно - земельные участки гаражных кооперативов, земельные участки индивидуальных гаражей, земельные участки других объектов для хранения автомобилей; к 5 группе "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса" - земельные участки магазинов, универмагов, гастрономов, автостоянок и т.д.
Данный Типовой перечень содержит расширительное толкование видов функционального использования земель, изложенный в Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337, и Постановлении Правительства Пензенской области от 04.06.2003 г. N 236-пП.
Технические указания по государственной кадастровой оценке земель поселений по своей правовой природе не являются нормативно-правовым актом, так как не определяют обязательные нормы (правила обязательного поведения) для участников указанных правоотношений, а являются внутренним документом федерального органа исполнительной власти. Вышеуказанные Технические указания не могут содержать норм, конкретизирующих или уточняющих положений Методики государственной кадастровой оценки земель поселений и Постановления Правительства Пензенской области от 04.06.2003 г. N 236-пП, так как приняты ранее самих норм (2001 г.).
Арбитражный суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 декабря 2006 г. по делу N А49-5768/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Н.АПАРКИН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2007 ПО ДЕЛУ N А49-5768/2006
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2007 г. по делу N А49-5768/2006
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 февраля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 февраля 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Рогалевой Е.М.
при ведении протокола помощником судьи Драгоценновой И.С.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4 дело по апелляционной жалобе Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 декабря 2006 г., (судья Столяр Е.Л.),
принятое по заявлению ООО "Нимфа-97", г. Пенза
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области, г. Пенза
о признании недействительными требований и решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нимфа-97" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области (далее ответчик), выразившихся в указании в пункте 13 кадастрового плана (выписки из государственного земельного кадастра) N 62/06-6195 от 24 июля 2006 года кадастровой стоимости земли в размере 17 098 603, 95 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05 декабря 2006 г. заявление удовлетворено. Признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области по указанию в пункте 13 кадастрового плана земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) N 62/06-6195 от 24 июля 2006 года кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ООО "Нимфа-97" на праве постоянного бессрочного пользования, в размере 17 098 603, 95 руб.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции отказать в удовлетворении заявления так как ответчик руководствовался при кадастровой оценке земель техническими указаниями, утвержденными руководителем Росземкадастра.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в целях определения налоговой базы по земельному налогу и кадастровой стоимости земли заявитель обратился к ответчику, который 24.07.2006 года выдал заявителю кадастровый план земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра), согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 58:29:01 007 013:0011, находящегося у заявителя в постоянном бессрочном пользовании, определена в размере 17 098 603, 95 руб.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые в силу пункта 1 определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
В силу пункта 4 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Классификация земель в Российской Федерации по целевому назначению указана в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой земли подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Виды функционального использования земель для целей кадастровой оценки земель поселений сформулированы в Приложении N 1 к Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337, согласно которой к 4 группе земель относятся "земли гаражей и автостоянок", а к 5 группе - "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса".
Как указано в пункте 8 вышеуказанных Правил, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (п. 9 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Как установлено материалами дела, у ООО "Нимфа-97" на праве бессрочного (постоянного) пользования находится земельный участок площадью 5403 кв. м для размещения автостоянки, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Минская, 2 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ПЕ N 99042716 от 13.05.1999 г.
Занимаемый заявителем земельный участок находится в кадастровом квартале 001 007 013 и относится по целевому назначению к землям поселений.
Постановлением Правительства Пензенской области от 04.06.2003 г. N 236-пП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Пензенской области, которое было опубликовано в газете "Пензенские губернские ведомости", N 7, 20.06.2003 г., и в соответствии с которым стоимость 1 кв. м земли в квартале 001 007 013 определена по видам использования в следующих размерах: земли гаражей и автостоянок - 3 150, 25 руб., земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания - 3 164, 65 руб.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что земельный участок заявителя по целевому назначению относится к "землям поселений", а по виду функционального использования - к "землям гаражей и автостоянок", так как предназначен для размещения автостоянки, в связи с чем его кадастровая стоимость должна исчисляться, исходя из стоимости 1 кв. м в размере 3 150, 25 руб., и составлять 17 020 800, 75 руб. (3 150, 25 руб. х 5 403 кв. м).
Ссылка ответчика на Приложение N 2 Типового перечня видов функционального использования земель, установленного для ГКОЗ поселений к Техническим указаниям по государственной кадастровой оценке земель поселений, утвержденных 27.11.2001 г. руководителем Федеральной службы земельного кадастра России, арбитражным судом первой инстанции обоснованно отклонена по следующим основаниям.
Указанным перечнем к 4 группе видов функционального использования земель отнесены "земли гаражей и автостоянок", а именно - земельные участки гаражных кооперативов, земельные участки индивидуальных гаражей, земельные участки других объектов для хранения автомобилей; к 5 группе "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса" - земельные участки магазинов, универмагов, гастрономов, автостоянок и т.д.
Данный Типовой перечень содержит расширительное толкование видов функционального использования земель, изложенный в Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337, и Постановлении Правительства Пензенской области от 04.06.2003 г. N 236-пП.
Технические указания по государственной кадастровой оценке земель поселений по своей правовой природе не являются нормативно-правовым актом, так как не определяют обязательные нормы (правила обязательного поведения) для участников указанных правоотношений, а являются внутренним документом федерального органа исполнительной власти. Вышеуказанные Технические указания не могут содержать норм, конкретизирующих или уточняющих положений Методики государственной кадастровой оценки земель поселений и Постановления Правительства Пензенской области от 04.06.2003 г. N 236-пП, так как приняты ранее самих норм (2001 г.).
Арбитражный суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 декабря 2006 г. по делу N А49-5768/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Н.АПАРКИН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)