Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Загорского И.В. директора, Шаврина Е.Б. по доверенности от 01.06.2009,
представителя заинтересованного лица: Маликовой О.Э. по доверенности от 25.03.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.04.2009 по делу N А82-924/2009-20, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Переславский торговый двор"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области
о признании недействительным решения от 30.10.2008 N 1294,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Переславский торговый двор" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области от 30.10.2008 N 1294.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.04.2009, с учетом определения от 22.04.2009 об исправлении опечатки, заявленные требования удовлетворены. Судом взысканы с налогового органа в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель считает, что в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на 01.01.2008 и в отношении земельного участка, принадлежащего Обществу, утвержден удельный показатель кадастровой стоимости, составляющий 5 467 рублей 82 копейки за 1 квадратный метр. Результаты оценки земель по данным, представленным Роснедвижимостью, внесены в Единый государственный реестр земель 22.02.2008, то есть до 01.03.2008, как предусмотрено пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные о результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Переславля и Переславского района были опубликованы в газете "Переславская неделя" 20 и 27.02.2008, 05.03.2008. Таким образом, по мнению заявителя, информация о результатах государственной кадастровой оценки земель доведена до налогоплательщика своевременно в установленные законом сроки. Кроме того, налоговый орган не согласен с решением суда в части отнесения на него судебных расходов со ссылкой на подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Также налоговый орган указывает на неправильное указание в тексте решения суда вывода об исчислении авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, поскольку спорным является 2 квартал 2008 года.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к отзыву не согласно с доводами налогового органа, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании от 04.06.2009 представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 08.06.2009, 11.06.2009.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года и установила, что при наличии утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, подлежащих применению с 01.01.2008 (постановление Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п), Общество использовало данные кадастровой стоимости земельных участков, действующие до 01.01.2008, доведенные до сведения налогоплательщика письмом отдела по г. Переславлю и Переславскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Ярославской области от 05.05.2008 N 07-09/415. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, согласно утвержденным результатам государственной кадастровой оценки земель составляет 5 467 рублей 82 копейки за 1 квадратный метр, а не 5 рублей 46 копеек за 1 квадратный метр, как применил налогоплательщик. Установленное нарушение привело к занижения авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года на 1 030 865 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 17.09.2008 N 1308, на основании которого заместителем руководителя Инспекции принято решение от 30.10.2008 N 1294 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу предложено уплатить 1 030 865 рублей авансовых платежей по земельному налогу.
Решением Управления Федерального налоговой службы по Ярославской области от 11.01.2009 N 5 решение Инспекции утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил государственной кадастровой оценки земель", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", постановлением Администрации Ярославской области от 25.04.2001 N 59-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ярославской области", постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и исходил из того, что налоговая база для исчисления авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года неправомерно определена Инспекцией равной кадастровой стоимости, основанной на результатах кадастровой оценки земель, не утвержденных по состоянию на 01.01.2008 и не доведенной до сведения налогоплательщика в срок не позднее 01.03.2008; изменение кадастровой стоимости земельного участка после начала налогового периода не является основанием для перерасчета налоговой базы текущего налогового периода.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом по договору купли-продажи от 07.12.2007 приобретен в собственность земельный участок, расположенный в г. Переславль-Залесский, ул. Магистральная, д. 39, Ярославской области, кадастровый номер 76:18:011117:0001, площадью 68 651 кв. м, для строительства и дальнейшей эксплуатации торгово-сервисного центра. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано Обществом 24.01.2008 в установленном порядке.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. В пункте 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Данный порядок установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области в виде средних взвешенных по площади значений удельных показателей кадастровой стоимости земель (руб. /кв. м). В данном случае для города Переславль-Залесский по 5 виду разрешенного использования утверждено среднее для населенного пункта значение - 5 581,92 руб. /кв. м.
В соответствии со статьями 50.1, 53.1 Закона Ярославской области от 07.03.2001 N 16-з "О правовых актах Ярославской области" на территории Ярославской области официальному опубликованию подлежат, в частности постановления Правительства Ярославской области; официальным опубликованием постановления Правительства Ярославской области считается первая публикация его полного текста в газете "Губернские вести".
Из материалов дела видно, что текст постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, содержащий указанные выше утвержденные средние показатели руб. /кв. м для города Переславль-Залесский, опубликован в печатном издании "Губернские вести" 23.01.2008.
Первоначальный текст постановления Администрации Ярославской области, а также текст этого постановления в редакции постановления Правительства Ярославской области от 21.02.2008 N 52-П, опубликованного в печатном издании "Губернские вести" 29.02.2008, не содержал сведений об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на 01.01.2008.
Постановлением Правительства Ярославской области N 177-п от 23.04.2008, то есть после 01.03.2008, постановлено внести изменения в постановление Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области утверждаются по состоянию на 01.01.2008.
Данное постановление не опубликовано.
В ответ на письменное заявление налогоплательщика в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости письмом от 05.05.2008 N 07-09/415 Отдел по г. Переславлю и Переславскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Ярославской области сообщил Обществу, что на 01.01.2008 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:18:011117:01 составляет 5,46 руб. /кв. м.
Указание в данном письме на то, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по утвержденной оценке составляет 5 467,82 руб. /кв. м, не соответствует постановлению Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, поскольку в данном постановлении не содержится сведений об утверждении удельных показателей в указанном размере. Постановление Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а также не содержит данных о том, что сведения о конкретном размере кадастровой стоимости земельного участка (и в данном случае ином, отличном от указанного в постановлении) утверждаются и размещены, в частности в сети Интернет.
В материалах дела отсутствуют и налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие размещение до 01.03.2008 в сети Интернет сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, по состоянию на 01.01.2008, а также на момент представления в налоговый орган расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года.
Письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ярославской области от 30.03.2009 N 06-09/344, представленное налоговым органом, в котором указано, что новые результаты кадастровой оценки были внесены в реестр 22.02.2008, не может свидетельствовать о том, что информация была размещена в сети Интернет, поскольку документально факт размещения информации на указанную в письме дату, а также в установленный законом срок и на момент представления налогоплательщиком налогового расчета за 2 квартал 2008 года, не подтвержден.
В данном случае налоговый орган ссылается на опубликование в печатном издании - газете "Переславская неделя" N 10 от 05.03.2008 сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу. Между тем, из материалов дела видно (в частности справки редакции газеты "Переславская неделя" от 05.02.2009 N 5, письма редакции газеты "Переславская неделя" от 04.05.2009), что размещение сведений произведено после 01.03.2008; в данном случае не производилась публикация постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, а размещалась информация о кадастровой стоимости, данные о которой не были утверждены указанным постановлением либо другим актом органа исполнительной власти Ярославской области. Поэтому из публикации в печатном издании "Переславская неделя" нельзя было сделать вывод о том, что в данном случае опубликованы утвержденные по состоянию на 01.01.2008 результаты государственной кадастровой оценки земель, которые подлежат применению в 2008 году.
Ссылка налогового органа на постановление Мэра города Переславля-Залесского от 28.02.2006 N 177 "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельный участков" не может быть принята во внимание, поскольку данное постановление регулирует порядок размещения сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Ярославской области от 25.04.2005 N 59-а, а не рассматриваемого постановления от 24.12.2007 N 729-а; кроме того, в данном случае, как указано выше, примененный налоговым органом размер удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка не утвержден и не опубликован в смысле опубликования постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а.
Требование Инспекции о представлении пояснений (внесении исправлении в налоговую отчетность) от 21.08.2008 N 12-30/1237 также не извещает налогоплательщика о том, что удельный показатель кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 01.01.2008 равен 5 467,82 руб. /кв. м; в указанном требовании отражено, что согласно письму Управления Роснедвижимости от 05.05.2008 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 5,46 руб. /кв. м.
Таким образом, Обществом расчет земельного налога произведен на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, ранее определенной в установленном порядке и доведенной до сведения налогоплательщика, указанной в кадастровом плане земельного участка в размере 374 834 рублей 46 копеек (удельный показатель 5,46 руб. /кв. м) С учетом изложенного, исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в совокупности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Инспекцией неправомерно при отсутствии законных оснований определена налоговая база для исчисления авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года равной кадастровой стоимости, не утвержденной по состоянию на 01.01.2008 и не доведенной до сведения налогоплательщика в срок не позднее 01.03.2008. Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество не имело возможности самостоятельно определить налоговую базу и уплатить земельный налог в виде авансового платежа за 2 квартал 2008 года в отношении принадлежащего ему земельного участка из расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка равной 5 467,82 руб. /кв. м, поскольку указанный размер удельного показателя налогоплательщик не получил ни из текста постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, ни из письма территориального органа Роснедвижимости, не имел возможности получить его из публикации в газете "Губернские вести" при прочтении утверждаемых результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, не подтверждается размещение данных сведений на момент представления расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сети Интернет. Само по себе размещение информации в газете "Переславская неделя" об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка при наличии иного размера удельного показателя кадастровой стоимости в письме территориального органа Роснедвижимости и в тексте постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а и при отсутствии документального подтверждения того, что в газете "Переславская неделя" публикуются утвержденные по состоянию на 01.01.2008 и подлежащие применению с 01.01.2008 сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не может служить основанием для того, чтобы признать Общество обладающим всей необходимой информацией для исполнения установленной законом обязанности по исчислению и уплате земельного налога в виде авансового платежа за 2 квартал 2008 года в указанном налоговым органом размере. В связи с не опубликованием постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п налогоплательщику также не было известно, что утверждаемые постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области утверждаются по состоянию на 01.01.2008, то есть подлежат применению в 2008 году.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правильно признал недействительным оспариваемое решение Инспекции.
Судом апелляционной инстанции не принимается ссылка заявителя апелляционной жалобы об изменении судом первой инстанции отчетного периода по земельному налогу, поскольку судом сделаны выводы относительно правомерности принятого Инспекцией решения от 30.10.2008 N 1294, то есть в отношении отчетного периода - 2 квартал 2008 года. Кроме того, определением суда от 22.04.2009 исправлена допущенная опечатка.
Не могут быть приняты доводы Инспекции о том, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку по решению суда с Инспекции взысканы расходы по уплате государственной пошлины, освобождение от уплаты которых указанной нормой, а также положениями главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит и оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины с апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.04.2009 по делу N А82-924/2009-20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2009 ПО ДЕЛУ N 1А82-924/2009-20
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2009 г. по делу N 1А82-924/2009-20
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Загорского И.В. директора, Шаврина Е.Б. по доверенности от 01.06.2009,
представителя заинтересованного лица: Маликовой О.Э. по доверенности от 25.03.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.04.2009 по делу N А82-924/2009-20, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Переславский торговый двор"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области
о признании недействительным решения от 30.10.2008 N 1294,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Переславский торговый двор" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области от 30.10.2008 N 1294.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.04.2009, с учетом определения от 22.04.2009 об исправлении опечатки, заявленные требования удовлетворены. Судом взысканы с налогового органа в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель считает, что в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на 01.01.2008 и в отношении земельного участка, принадлежащего Обществу, утвержден удельный показатель кадастровой стоимости, составляющий 5 467 рублей 82 копейки за 1 квадратный метр. Результаты оценки земель по данным, представленным Роснедвижимостью, внесены в Единый государственный реестр земель 22.02.2008, то есть до 01.03.2008, как предусмотрено пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные о результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Переславля и Переславского района были опубликованы в газете "Переславская неделя" 20 и 27.02.2008, 05.03.2008. Таким образом, по мнению заявителя, информация о результатах государственной кадастровой оценки земель доведена до налогоплательщика своевременно в установленные законом сроки. Кроме того, налоговый орган не согласен с решением суда в части отнесения на него судебных расходов со ссылкой на подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Также налоговый орган указывает на неправильное указание в тексте решения суда вывода об исчислении авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, поскольку спорным является 2 квартал 2008 года.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к отзыву не согласно с доводами налогового органа, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании от 04.06.2009 представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 08.06.2009, 11.06.2009.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года и установила, что при наличии утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, подлежащих применению с 01.01.2008 (постановление Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п), Общество использовало данные кадастровой стоимости земельных участков, действующие до 01.01.2008, доведенные до сведения налогоплательщика письмом отдела по г. Переславлю и Переславскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Ярославской области от 05.05.2008 N 07-09/415. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, согласно утвержденным результатам государственной кадастровой оценки земель составляет 5 467 рублей 82 копейки за 1 квадратный метр, а не 5 рублей 46 копеек за 1 квадратный метр, как применил налогоплательщик. Установленное нарушение привело к занижения авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года на 1 030 865 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 17.09.2008 N 1308, на основании которого заместителем руководителя Инспекции принято решение от 30.10.2008 N 1294 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу предложено уплатить 1 030 865 рублей авансовых платежей по земельному налогу.
Решением Управления Федерального налоговой службы по Ярославской области от 11.01.2009 N 5 решение Инспекции утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил государственной кадастровой оценки земель", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", постановлением Администрации Ярославской области от 25.04.2001 N 59-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ярославской области", постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а в редакции постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и исходил из того, что налоговая база для исчисления авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года неправомерно определена Инспекцией равной кадастровой стоимости, основанной на результатах кадастровой оценки земель, не утвержденных по состоянию на 01.01.2008 и не доведенной до сведения налогоплательщика в срок не позднее 01.03.2008; изменение кадастровой стоимости земельного участка после начала налогового периода не является основанием для перерасчета налоговой базы текущего налогового периода.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом по договору купли-продажи от 07.12.2007 приобретен в собственность земельный участок, расположенный в г. Переславль-Залесский, ул. Магистральная, д. 39, Ярославской области, кадастровый номер 76:18:011117:0001, площадью 68 651 кв. м, для строительства и дальнейшей эксплуатации торгово-сервисного центра. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано Обществом 24.01.2008 в установленном порядке.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. В пункте 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Данный порядок установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области в виде средних взвешенных по площади значений удельных показателей кадастровой стоимости земель (руб. /кв. м). В данном случае для города Переславль-Залесский по 5 виду разрешенного использования утверждено среднее для населенного пункта значение - 5 581,92 руб. /кв. м.
В соответствии со статьями 50.1, 53.1 Закона Ярославской области от 07.03.2001 N 16-з "О правовых актах Ярославской области" на территории Ярославской области официальному опубликованию подлежат, в частности постановления Правительства Ярославской области; официальным опубликованием постановления Правительства Ярославской области считается первая публикация его полного текста в газете "Губернские вести".
Из материалов дела видно, что текст постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, содержащий указанные выше утвержденные средние показатели руб. /кв. м для города Переславль-Залесский, опубликован в печатном издании "Губернские вести" 23.01.2008.
Первоначальный текст постановления Администрации Ярославской области, а также текст этого постановления в редакции постановления Правительства Ярославской области от 21.02.2008 N 52-П, опубликованного в печатном издании "Губернские вести" 29.02.2008, не содержал сведений об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на 01.01.2008.
Постановлением Правительства Ярославской области N 177-п от 23.04.2008, то есть после 01.03.2008, постановлено внести изменения в постановление Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области утверждаются по состоянию на 01.01.2008.
Данное постановление не опубликовано.
В ответ на письменное заявление налогоплательщика в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости письмом от 05.05.2008 N 07-09/415 Отдел по г. Переславлю и Переславскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Ярославской области сообщил Обществу, что на 01.01.2008 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:18:011117:01 составляет 5,46 руб. /кв. м.
Указание в данном письме на то, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по утвержденной оценке составляет 5 467,82 руб. /кв. м, не соответствует постановлению Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, поскольку в данном постановлении не содержится сведений об утверждении удельных показателей в указанном размере. Постановление Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а также не содержит данных о том, что сведения о конкретном размере кадастровой стоимости земельного участка (и в данном случае ином, отличном от указанного в постановлении) утверждаются и размещены, в частности в сети Интернет.
В материалах дела отсутствуют и налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие размещение до 01.03.2008 в сети Интернет сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, по состоянию на 01.01.2008, а также на момент представления в налоговый орган расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года.
Письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ярославской области от 30.03.2009 N 06-09/344, представленное налоговым органом, в котором указано, что новые результаты кадастровой оценки были внесены в реестр 22.02.2008, не может свидетельствовать о том, что информация была размещена в сети Интернет, поскольку документально факт размещения информации на указанную в письме дату, а также в установленный законом срок и на момент представления налогоплательщиком налогового расчета за 2 квартал 2008 года, не подтвержден.
В данном случае налоговый орган ссылается на опубликование в печатном издании - газете "Переславская неделя" N 10 от 05.03.2008 сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу. Между тем, из материалов дела видно (в частности справки редакции газеты "Переславская неделя" от 05.02.2009 N 5, письма редакции газеты "Переславская неделя" от 04.05.2009), что размещение сведений произведено после 01.03.2008; в данном случае не производилась публикация постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, а размещалась информация о кадастровой стоимости, данные о которой не были утверждены указанным постановлением либо другим актом органа исполнительной власти Ярославской области. Поэтому из публикации в печатном издании "Переславская неделя" нельзя было сделать вывод о том, что в данном случае опубликованы утвержденные по состоянию на 01.01.2008 результаты государственной кадастровой оценки земель, которые подлежат применению в 2008 году.
Ссылка налогового органа на постановление Мэра города Переславля-Залесского от 28.02.2006 N 177 "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельный участков" не может быть принята во внимание, поскольку данное постановление регулирует порядок размещения сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Ярославской области от 25.04.2005 N 59-а, а не рассматриваемого постановления от 24.12.2007 N 729-а; кроме того, в данном случае, как указано выше, примененный налоговым органом размер удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка не утвержден и не опубликован в смысле опубликования постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а.
Требование Инспекции о представлении пояснений (внесении исправлении в налоговую отчетность) от 21.08.2008 N 12-30/1237 также не извещает налогоплательщика о том, что удельный показатель кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 01.01.2008 равен 5 467,82 руб. /кв. м; в указанном требовании отражено, что согласно письму Управления Роснедвижимости от 05.05.2008 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 5,46 руб. /кв. м.
Таким образом, Обществом расчет земельного налога произведен на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, ранее определенной в установленном порядке и доведенной до сведения налогоплательщика, указанной в кадастровом плане земельного участка в размере 374 834 рублей 46 копеек (удельный показатель 5,46 руб. /кв. м) С учетом изложенного, исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в совокупности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Инспекцией неправомерно при отсутствии законных оснований определена налоговая база для исчисления авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года равной кадастровой стоимости, не утвержденной по состоянию на 01.01.2008 и не доведенной до сведения налогоплательщика в срок не позднее 01.03.2008. Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество не имело возможности самостоятельно определить налоговую базу и уплатить земельный налог в виде авансового платежа за 2 квартал 2008 года в отношении принадлежащего ему земельного участка из расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка равной 5 467,82 руб. /кв. м, поскольку указанный размер удельного показателя налогоплательщик не получил ни из текста постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а, ни из письма территориального органа Роснедвижимости, не имел возможности получить его из публикации в газете "Губернские вести" при прочтении утверждаемых результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, не подтверждается размещение данных сведений на момент представления расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сети Интернет. Само по себе размещение информации в газете "Переславская неделя" об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка при наличии иного размера удельного показателя кадастровой стоимости в письме территориального органа Роснедвижимости и в тексте постановления Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а и при отсутствии документального подтверждения того, что в газете "Переславская неделя" публикуются утвержденные по состоянию на 01.01.2008 и подлежащие применению с 01.01.2008 сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не может служить основанием для того, чтобы признать Общество обладающим всей необходимой информацией для исполнения установленной законом обязанности по исчислению и уплате земельного налога в виде авансового платежа за 2 квартал 2008 года в указанном налоговым органом размере. В связи с не опубликованием постановления Правительства Ярославской области от 23.04.2008 N 177-п налогоплательщику также не было известно, что утверждаемые постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 N 729-а результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области утверждаются по состоянию на 01.01.2008, то есть подлежат применению в 2008 году.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правильно признал недействительным оспариваемое решение Инспекции.
Судом апелляционной инстанции не принимается ссылка заявителя апелляционной жалобы об изменении судом первой инстанции отчетного периода по земельному налогу, поскольку судом сделаны выводы относительно правомерности принятого Инспекцией решения от 30.10.2008 N 1294, то есть в отношении отчетного периода - 2 квартал 2008 года. Кроме того, определением суда от 22.04.2009 исправлена допущенная опечатка.
Не могут быть приняты доводы Инспекции о том, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку по решению суда с Инспекции взысканы расходы по уплате государственной пошлины, освобождение от уплаты которых указанной нормой, а также положениями главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит и оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины с апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.04.2009 по делу N А82-924/2009-20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)