Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, указав на то, что при его исчислении налогоплательщик применил ненадлежащую кадастровую стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.
при участии представителей:
заявителя - Кабирова Р.З., доверенность от 24.03.2014 N 1,
ответчика - Шигабиева Р.Р., доверенность от 12.01.2015 N 2-2-0-15/00004,
в отсутствие:
третьего лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев вопрос о принятии к производству кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-6517/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОУД", (ИНН 1657030557), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1041632209541, ИНН 1657030758), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, о признании незаконным решения от 22.11.2013 N 1474,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РОУД" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган), о признании незаконным решения от 22.11.2013 года N 1474.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014, заявленные требования общества удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань от 22.11.2013 N 1474, в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 286 050 руб., а также соответствующие суммы пени и штраф.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014 оставлено без изменения.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворенных требований заявителю, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 площадью 2 290 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 16:50:230103:9 площадью 1 520 кв. м, расположенные по адресу: г. Казань по ул. Дементьева, дом 2А.
Заявителем в адрес ответчика представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налога в размере 127 871 руб., исходя из кадастровой стоимости указанных земельных участков, соответствующая рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 по делу N А65-2154/2013; - 16:50:230103:9 площадью 1 520 кв. м - 7 598 878 руб., изъятой муниципальным органом на основании постановления исполкома от 11.12.2008.
Ответчиком по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации составлен акт от 27.09.2013 N 1474 и вынесено решение от 22.11.2013 N 1474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 307 878 руб. земельного налога за 2012 год, а также соответствующие им пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 24 461,38 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 24 044,4 руб.
Основанием доначисления земельного налога за 2012 год в указанной сумме послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 25.12.2013 N 2.14-0-18/028935004@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества в обжалованной части, правомерно указали на следующее.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Положениями статей 390 и 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных земельным законодательством, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 ЗК РФ закреплены два способа исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет осуществляется также на основании сведений о кадастровой стоимости, поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судебными инстанциями с учетом приведенных норм сделан правильный вывод о том, что в случае установления в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как верно указали суды предыдущих инстанций и установлено материалами дела, в силу статьи 23 НК РФ с учетом обязанности по самостоятельному исчислению налога, не могут быть приняты доводы налогоплательщика о необходимости исчисления спорного налога по двум вышеназванным земельным участкам с применением налоговых ставок 0,61%, вместо 0,88%, примененной самим налогоплательщиком, в представленной налоговому органу вышеупомянутой уточненной налоговой декларации за 2012 год.
Согласно Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (ред. от 14.08.2008) "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" состав 9 вида разрешенного использования включает земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в том числе земельные участки баз и складов.
Из сведений государственного кадастра недвижимости следует, что у земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 и 16:50:23 01 03:09 значатся разрешенное использование - "для здания и сооружения комплексной автозаправочной станции" и "административное здание, трансформаторная подстанция и подземный резервуар для ливневых стоков".
Соответственно, налоговым органом при исчислении спорного налога применена ставка указанная самим налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации, с учетом сведений кадастровой службы, подтвержденная письмом финансового управления исполнительного комитета Муниципального образования от 28.08.2014 N 387 на запрос инспекции, из которого следует, возможность отнесения земельных участков, с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 и 16:50:23 01 03:09 к 5 и 7 видам разрешенного использования, по которым в 2012 году решением муниципального органа N 2-3 установлена налоговая ставка 0, 88%.
Налогоплательщиком не представлены доказательства подачи уточненной налоговой декларации с расчетом суммы налога по налоговой ставке 0,61% до принятия инспекцией оспариваемого решения, рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика, либо обжалование ненормативного акта муниципального органа, выраженного в вышеназванном письме от 28.08.2014.
При этом представленная налогоплательщиком в суд уточненная налоговая декларация с расчетом налога по налоговой ставке 0, 61%, поданная в налоговый орган 24.09.2014, то есть в день принятия судебного акта по настоящему делу, в силу вышеназванных обстоятельств не является основанием для признания недействительным решения от 22.11.2013.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет осуществляется также на основании сведений о кадастровой стоимости, поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 2 статьи 391 НК РФ на налогоплательщиков-организации возложена обязанность по самостоятельному определению налоговой базы на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Казанской городской Думы от 24.10.2011 N 12-8 "О внесении изменений в решение представительного органа муниципального образования города Казани "О земельном налоге" от 29.11.2005 N 2-3 на территории муниципального образования г. Казани установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка, согласно приложению к решению от 29.11.2005 N 2-3.
Данным решением установлено 16 видов разрешенного использования, каждому из которых соответствует своя ставка земельного налога. При этом к 5 и 7 виду разрешенного использования отнесены "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религию" и "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения". К 16 виду относятся "прочие земельные участки".
Всесторонне исследовав все доказательства, суды верно указали, что размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 составит сумму в размере 410 504 руб., а с учетом налога уплаченного заявителем в бюджет, что следует из платежного поручения от 04.02.2013 в размере 290 271 руб. (не учтена инспекцией при доначислении налога) и имеющейся переплатой на 01.01.2013 в сумме 98 405 руб. (выписки лицевого счета, представлена инспекцией) составит сумму в размере 21 828 руб., соответственно, начисление инспекцией земельного налога в сумме 286 050 руб., а также соответствующие на данную сумму пени, штрафы по статье 76, 122 НК РФ произведено ответчиком незаконно, требования заявителя правомерно удовлетворены в данной части.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для признания решения налогового органа законным и обоснованным.
Приведенные в жалобе доводы заявителя не опровергают выводов судов и, по существу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по делу N А65-6517/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2015 N Ф06-21558/2013 ПО ДЕЛУ N А65-6517/2014
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, указав на то, что при его исчислении налогоплательщик применил ненадлежащую кадастровую стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. N Ф06-21558/2013
Дело N А65-6517/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.
при участии представителей:
заявителя - Кабирова Р.З., доверенность от 24.03.2014 N 1,
ответчика - Шигабиева Р.Р., доверенность от 12.01.2015 N 2-2-0-15/00004,
в отсутствие:
третьего лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев вопрос о принятии к производству кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-6517/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОУД", (ИНН 1657030557), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1041632209541, ИНН 1657030758), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, о признании незаконным решения от 22.11.2013 N 1474,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РОУД" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган), о признании незаконным решения от 22.11.2013 года N 1474.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014, заявленные требования общества удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань от 22.11.2013 N 1474, в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 286 050 руб., а также соответствующие суммы пени и штраф.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014 оставлено без изменения.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворенных требований заявителю, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 площадью 2 290 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 16:50:230103:9 площадью 1 520 кв. м, расположенные по адресу: г. Казань по ул. Дементьева, дом 2А.
Заявителем в адрес ответчика представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налога в размере 127 871 руб., исходя из кадастровой стоимости указанных земельных участков, соответствующая рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 по делу N А65-2154/2013; - 16:50:230103:9 площадью 1 520 кв. м - 7 598 878 руб., изъятой муниципальным органом на основании постановления исполкома от 11.12.2008.
Ответчиком по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации составлен акт от 27.09.2013 N 1474 и вынесено решение от 22.11.2013 N 1474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 307 878 руб. земельного налога за 2012 год, а также соответствующие им пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 24 461,38 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 24 044,4 руб.
Основанием доначисления земельного налога за 2012 год в указанной сумме послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 25.12.2013 N 2.14-0-18/028935004@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества в обжалованной части, правомерно указали на следующее.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Положениями статей 390 и 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных земельным законодательством, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 ЗК РФ закреплены два способа исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет осуществляется также на основании сведений о кадастровой стоимости, поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судебными инстанциями с учетом приведенных норм сделан правильный вывод о том, что в случае установления в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как верно указали суды предыдущих инстанций и установлено материалами дела, в силу статьи 23 НК РФ с учетом обязанности по самостоятельному исчислению налога, не могут быть приняты доводы налогоплательщика о необходимости исчисления спорного налога по двум вышеназванным земельным участкам с применением налоговых ставок 0,61%, вместо 0,88%, примененной самим налогоплательщиком, в представленной налоговому органу вышеупомянутой уточненной налоговой декларации за 2012 год.
Согласно Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (ред. от 14.08.2008) "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" состав 9 вида разрешенного использования включает земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в том числе земельные участки баз и складов.
Из сведений государственного кадастра недвижимости следует, что у земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 и 16:50:23 01 03:09 значатся разрешенное использование - "для здания и сооружения комплексной автозаправочной станции" и "административное здание, трансформаторная подстанция и подземный резервуар для ливневых стоков".
Соответственно, налоговым органом при исчислении спорного налога применена ставка указанная самим налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации, с учетом сведений кадастровой службы, подтвержденная письмом финансового управления исполнительного комитета Муниципального образования от 28.08.2014 N 387 на запрос инспекции, из которого следует, возможность отнесения земельных участков, с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 и 16:50:23 01 03:09 к 5 и 7 видам разрешенного использования, по которым в 2012 году решением муниципального органа N 2-3 установлена налоговая ставка 0, 88%.
Налогоплательщиком не представлены доказательства подачи уточненной налоговой декларации с расчетом суммы налога по налоговой ставке 0,61% до принятия инспекцией оспариваемого решения, рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика, либо обжалование ненормативного акта муниципального органа, выраженного в вышеназванном письме от 28.08.2014.
При этом представленная налогоплательщиком в суд уточненная налоговая декларация с расчетом налога по налоговой ставке 0, 61%, поданная в налоговый орган 24.09.2014, то есть в день принятия судебного акта по настоящему делу, в силу вышеназванных обстоятельств не является основанием для признания недействительным решения от 22.11.2013.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет осуществляется также на основании сведений о кадастровой стоимости, поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 2 статьи 391 НК РФ на налогоплательщиков-организации возложена обязанность по самостоятельному определению налоговой базы на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Казанской городской Думы от 24.10.2011 N 12-8 "О внесении изменений в решение представительного органа муниципального образования города Казани "О земельном налоге" от 29.11.2005 N 2-3 на территории муниципального образования г. Казани установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка, согласно приложению к решению от 29.11.2005 N 2-3.
Данным решением установлено 16 видов разрешенного использования, каждому из которых соответствует своя ставка земельного налога. При этом к 5 и 7 виду разрешенного использования отнесены "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религию" и "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения". К 16 виду относятся "прочие земельные участки".
Всесторонне исследовав все доказательства, суды верно указали, что размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 составит сумму в размере 410 504 руб., а с учетом налога уплаченного заявителем в бюджет, что следует из платежного поручения от 04.02.2013 в размере 290 271 руб. (не учтена инспекцией при доначислении налога) и имеющейся переплатой на 01.01.2013 в сумме 98 405 руб. (выписки лицевого счета, представлена инспекцией) составит сумму в размере 21 828 руб., соответственно, начисление инспекцией земельного налога в сумме 286 050 руб., а также соответствующие на данную сумму пени, штрафы по статье 76, 122 НК РФ произведено ответчиком незаконно, требования заявителя правомерно удовлетворены в данной части.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для признания решения налогового органа законным и обоснованным.
Приведенные в жалобе доводы заявителя не опровергают выводов судов и, по существу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по делу N А65-6517/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)