Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2014 ПО ДЕЛУ N А27-13761/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2014 г. по делу N А27-13761/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: А.Л. Полосина, С.Н. Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Маликова Е.О. по доверенности от 27.12.2012 г., удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 18 октября 2013 г. по делу N А27-13761/2013 (судья Исаенко Е.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Экомаш" (ОГРН 4220022695, ИНН 4220022695)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка
о признании недействительным решения N 2376 от 08.07.2013 года в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 356 467 руб., соответствующих сумм пени и штрафа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Экомаш" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка (далее по тексту - налоговый орган, Инспекция) N 2376 от 08.07.2013 года "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 753 698, 34 рублей соответствующих сумм пени и штрафа, с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 октября 2013 г. требование ООО "Экомаш" о признании недействительным решения Инспекции N 2376 от 08.07.2013 в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 753 698, 34 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа, удовлетворено.
Суд первой инстанции взыскал с Инспекции в пользу ООО "Экомаш" 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав ООО "Экомаш" в признании решения Инспекции N 2376 от 07.07.2013 года недействительным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.
Общество в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Подробно доводы Общества изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивала на ее удовлетворении с учетом дополнений.
Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представителя не направило, однако в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ до начала судебного заседания обратилось в суд апелляционной инстанции с ходатайством о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие своего представителя.
На основании частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя налогового органа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2012 год Инспекция вынесла решение N 2376 от 08.07.2013 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 30.08.2013 года N 493 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решение Инспекции N 2376 от 08.07.2013 года утверждено.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно материалам дела, основанием доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о занижении Обществом налоговой базы вследствие неправильного применения им при исчислении земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной, установленной решением суда Кемеровской области от 16.07.2012 года по делу N А27-11670/2012.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 года N 3/5 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка" с 1 января 2007 года на территории города Новокузнецка введен земельный налог.
Статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пункт 3 приводимой нормы предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее по тексту - Правила N 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно Правилам N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N 316).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 396 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы (п. 4 ст. 85 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, коллегия Администрации Кемеровской области, во исполнение пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", а также в соответствии с Правилами N 316 приняла постановление N 520, которым утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению, подлежащие применению с 01.01.2009 года.
Указанный нормативный акт опубликован в издании "Кузбасс", N 223, 04.12.2008 года, размещен на ресурсах в сети Интернет, доведен до неопределенного круга лиц. Указанное Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим. Утвержденная указанным постановлением кадастровая стоимость является достоверной и подлежит применению до ее корректировки в установленном порядке.
Согласно Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 года N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Установление рыночной стоимости участка на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Из решения налогового органа следует, что по сведениям ФГБУ "Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0282 на 01.01.2012 год составила 323 013 575, 28 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области 16.07.2012 года по делу N А27-11670/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости - 17 470 000 рублей. Решение суда вступило в законную силу 17.08.2012 года.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Принимая решение о признании недействительным решения Инспекции N 2376 от 08.07.2013 года в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 753 698, 34 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган в связи с изменением в течение налогового периода кадастровой стоимости, должен был исчислить земельный налог в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленного судебным актом, с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, определяемому в соответствии с пунктом 7 статьи 396 НК РФ, так как согласно рассматриваемого решения налогового органа, налогоплательщик исчислил земельный налог за 1 и 2 кварталы 2012 года исходя из налоговой базы в размере кадастровой стоимости, отраженной в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2012 год - 323 013 575 рублей, а за 3 и 4 кварталы 2012 года исходя из налоговой базы в размере кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу судебным актом - 17 470 000 рублей. Итого Обществом определена сумма земельного налога за 2012 год в размере 1 191 693 рубля.
Налоговый орган исчислил земельный налог за весь 2012 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка 323 013 575 рублей в сумме 2 261 095 рублей.
Разница между суммой налога, исчисленной налоговым органом и заявителем, составила сумму доначисления 1 069 402 рубля. На указанную сумму начислены пени, штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области 16.07.2012 года по делу N А27-11670/2012 об установлении новой кадастровой стоимости земельного участка вступило в законную силу 17.08.2012 года, т.е. после 15-го числа соответствующего месяца.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что применительно к пункту 7 статье 396 НК РФ август не считается полным месяцем действия новой кадастровой стоимости. В 2012 году новая кадастровая стоимость действовала в течение 4 полных календарных месяцев с сентября по декабрь включительно, соответственно коэффициент по сроку владения к указанной налоговой базе составляет 4/12.
323 013 575 руб. (налоговая база) * 07% (налоговая ставка) * 4 / 12 (коэффициент по сроку владения) = 753 698, 34 рублей начислено налоговым органом необоснованно.
Между тем, признавая недействительным решение налогового органа N 2376 от 08.07.2013 года в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 753 698, 34 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа, судом признана незаконной сумма доначисления за период с сентября по декабрь за 2012 г. в полном объеме с кадастровой стоимостью земельного участка 323 013 575 руб., соответственно, не принято во внимание то, что за вышеуказанный период кадастровая стоимость земельного участка составила 17 470 000 руб.
Таким образом, суд первой инстанции вынесенным решением ошибочно освободил Общество от уплаты земельного налога за период с сентября по декабрь за 2012 г., вычислив сумму необоснованно начисленного налога без учета суммы налога, подлежащего уплате в связи с измененной кадастровой стоимостью.
Следовательно, из расчета того, что кадастровая стоимость земельного участка с января по август 2012 г. составила 323 013 575 руб., а с сентября по декабрь 2012 г. кадастровая стоимость составила 17 470 000 руб., расчет суммы земельного налога составляет:
323 013 575 руб. (налоговая база) * 0,7% (налоговая ставка) * 4 / 12 (коэффициент по сроку владения) = 753 698,34 руб. необоснованно начисленная сумма земельного налога.
Сумма исчисленного земельного налога составляет:
17 470 000 руб. (налоговая база) * 0,7% (налоговая ставка) * 4 / 12 (коэффициент по сроку владения) = 40 763,30 руб.
323 013 575 руб. (налоговая база) * 0,7% (налоговая ставка) * 8 / 12 (коэффициент по сроку владения) = 1 507 396,70 руб.
40 763,30 руб. + 1 507 396,70 = 1 548 160,00 руб. сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет с учетом позиции суда (Согласно представленной декларации исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет - 1 191 693,00 руб.)
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за период с сентября по декабрь 2012 г. составляет 356 467,00 руб. (1 548 160 руб. - 1 191 693 руб. = 356 467 руб.).
Таким образом, решение Инспекции является недействительным в части 397 231 руб. 34 коп. (753 698,34 руб. - сумма доначисленного Инспекцией налога за 2012 год - 356 467 руб. - сумма налога, подлежащего уплате в бюджет за период с сентября по декабрь 2012 года).
В остальной части требования Общества являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела является основанием для изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.10.2013 года по делу N А27-13761/2013 изменить, изложив абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции: "Требования Общества с ограниченной ответственностью "Экомаш" о признании недействительным решения N 2376 от 08.07.2013 года в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 356 467 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, удовлетворить.
В удовлетворении остальной части заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Экомаш" требований отказать".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА

Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
С.Н.ХАЙКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)