Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Ф.И. Тимаева, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2013 года по делу N А57-15715/2013,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект", г. Балаково Саратовской области
к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области, г. Саратов, потребительское общество "Областная коллегия оценщиков", г. Саратов, федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва в лице Балаковского отделения Саратовского филиала, г. Балаково Саратовской области
о признании кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости и об обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка,
при участии в заседании:
от комитета по управлению имуществом Саратовской области - Корчагина Инна Александровна, по доверенности от 28.05.2013 года N 2843а,
от ООО "Саратовинвестпроект" - Тихомиров Сергей Олегович, по доверенности от 27.01.2014 года,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Шатунова Ольга Геннадьевна, по доверенности от 28.01.2013 года,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела).
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект", г. Балаково Саратовской области с исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, третьи лица: комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области, г. Саратов, потребительское общество "Областная коллегия оценщиков", г. Саратов, федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва в лице Балаковского отделения Саратовского филиала, г. Балаково Саратовской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, площадью 4680 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 5031000 рублей или 1075 рублей/кв. м и обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, площадью 4680 кв. м, в размере 5031000 рублей или 1075 рублей/кв. м.
Решением от 28 ноября 2013 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-15715/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в своей апелляционной жалобе указывает, что он является не надлежащим ответчиком по делу.
Комитет в своей апелляционной жалобе считает экспертное заключение N 28-06-13-45 от 28.06.2013 года и отчет N 480-К/06 от 20.06.2013 года ненадлежащими доказательствами по делу.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу ООО "Саратовинвестпроект" обратилось с ходатайством об отказе от апелляционной жалобы в связи с утратой интереса.
Часть 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает прекращение производства по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы, и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Отказ общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2013 года по делу N А57-15715/2013 принят арбитражным судом апелляционной инстанции, т.к. в силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В случае прекращения производства по апелляционной жалобе повторное обращение того же лица по тем же основаниям в арбитражный суд с апелляционной жалобой не допускается.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитета по управлению имуществом Саратовской области, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Саратовинвестпроект" является собственником земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, площадью 4680 кв. м, расположенным по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 64-АГ 438379 от 26.01.2012 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" и составила 22.698.046,80 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 4.850,01 руб. /кв. м.
В досудебном порядке по инициативе истца была проведена рыночная оценка указанного земельного участка. Согласно Отчету ПО "Областная коллегия оценщиков" N 480-К/06 от 20.06.2013 года по определению рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, площадью 4680 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, составила 5.031.000 рублей.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость земельного участка, что возлагает на истца обязанность, как собственника земельного участка, уплачивать земельный налог в необоснованно завышенном размере, последний обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу, направленным на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, в соответствии с которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, размер земельного налога зависит от размера налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в размере 22.698.046,80 рублей и рассчитана путем умножения площади земельного участка (4680 кв. м) на удельный показатель кадастровой стоимости (4.850,01 руб. /кв. м).
Как указывает истец, результаты кадастровой оценки, расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, площадью 4680 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4.850,01 руб. нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога.
Согласно Постановлению "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков его внесения" от 27.11.2007 N 412-П годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законом, в соответствии с их видами разрешенного использования, предназначенными для иных целей, установлена в размере 2% от его кадастровой стоимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательныеакты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Спор по существу настоящего дела имеет по своему предмету изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск, в том числе и к органу кадастрового учета. Такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий органа учета.
Следовательно, такое требование, предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцом в материалы дела представлен отчет N 480-К/06 от 20.06.2013 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:50: 01 05 03:02.
Из представленного отчета следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым 64:50: 01 05 03:02 по состоянию на 02.06.2012 года составляет 5.031.000 рублей, что значительно превышает кадастровую стоимость земельного участка, рассчитанную с применением удельного показателя кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011 при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка.
При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
В рамках разрешения судебных споров в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных по договорам на проведение оценки, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, учитывается рыночная стоимость, определенная в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком (оценщиками) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92).
Действующее законодательство предусматривает презумпцию достоверности отчета независимого оценщика.
Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Кроме того, истцом представлено экспертное заключение (нормативно-методическая экспертиза) некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" N 28-06-13-45 от 28.06.2013 года по отчету N 480-К/06 от 20.06.2013 года, согласно которому отчет N 480-К/06 от 20.06.2013 года об оценке рыночной стоимости земельного участка признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие выводы эксперта. Лицами, участвующими в деле, доводы истца и выводы эксперта не оспорены.
На основании представленных доказательств, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, площадью 4680 кв. м, составила 5.031.000 рублей.
Ответчик и третьи лица в ходе судебного разбирательства выводы, указанные в отчете N 480-К/06 от 20.06.2013 года и заключении эксперта N N 28-06-13-45 от 28.06.2013 года не оспаривали, возражений не заявили.
Возражая против достоверности отчета и экспертизы отчета, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Само по себе несогласие заинтересованного лица с отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертизой отчета не свидетельствует об их недостоверности.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с толкованиями, изложенными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Права ООО "Саратовинвестпроект", нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах требование истца об обязании органа кадастрового учета внести кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, площадью 4680 кв. м, в размере 5031000 рублей в Государственный кадастр недвижимости правомерно удовлетворено судом первой инстанции, так как внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 года наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", а доводы последнего, что он не является надлежащим ответчиком, подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" от апелляционной жалобы.
Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2013 года по делу N А57-15715/2013 прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" из федерального бюджета 2.000 руб. госпошлины оплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2013 года по делу N А57-15715/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, ФГБУ "ФКП Росреестра" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
О.И.АНТОНОВА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2014 ПО ДЕЛУ N А57-15715/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. по делу N А57-15715/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Ф.И. Тимаева, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2013 года по делу N А57-15715/2013,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект", г. Балаково Саратовской области
к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области, г. Саратов, потребительское общество "Областная коллегия оценщиков", г. Саратов, федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва в лице Балаковского отделения Саратовского филиала, г. Балаково Саратовской области
о признании кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости и об обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка,
при участии в заседании:
от комитета по управлению имуществом Саратовской области - Корчагина Инна Александровна, по доверенности от 28.05.2013 года N 2843а,
от ООО "Саратовинвестпроект" - Тихомиров Сергей Олегович, по доверенности от 27.01.2014 года,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Шатунова Ольга Геннадьевна, по доверенности от 28.01.2013 года,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела).
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект", г. Балаково Саратовской области с исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, третьи лица: комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области, г. Саратов, потребительское общество "Областная коллегия оценщиков", г. Саратов, федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва в лице Балаковского отделения Саратовского филиала, г. Балаково Саратовской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, площадью 4680 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 5031000 рублей или 1075 рублей/кв. м и обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, площадью 4680 кв. м, в размере 5031000 рублей или 1075 рублей/кв. м.
Решением от 28 ноября 2013 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-15715/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в своей апелляционной жалобе указывает, что он является не надлежащим ответчиком по делу.
Комитет в своей апелляционной жалобе считает экспертное заключение N 28-06-13-45 от 28.06.2013 года и отчет N 480-К/06 от 20.06.2013 года ненадлежащими доказательствами по делу.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу ООО "Саратовинвестпроект" обратилось с ходатайством об отказе от апелляционной жалобы в связи с утратой интереса.
Часть 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает прекращение производства по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы, и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Отказ общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2013 года по делу N А57-15715/2013 принят арбитражным судом апелляционной инстанции, т.к. в силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В случае прекращения производства по апелляционной жалобе повторное обращение того же лица по тем же основаниям в арбитражный суд с апелляционной жалобой не допускается.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитета по управлению имуществом Саратовской области, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Саратовинвестпроект" является собственником земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, площадью 4680 кв. м, расположенным по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 64-АГ 438379 от 26.01.2012 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" и составила 22.698.046,80 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 4.850,01 руб. /кв. м.
В досудебном порядке по инициативе истца была проведена рыночная оценка указанного земельного участка. Согласно Отчету ПО "Областная коллегия оценщиков" N 480-К/06 от 20.06.2013 года по определению рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, площадью 4680 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, составила 5.031.000 рублей.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость земельного участка, что возлагает на истца обязанность, как собственника земельного участка, уплачивать земельный налог в необоснованно завышенном размере, последний обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу, направленным на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, в соответствии с которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, размер земельного налога зависит от размера налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в размере 22.698.046,80 рублей и рассчитана путем умножения площади земельного участка (4680 кв. м) на удельный показатель кадастровой стоимости (4.850,01 руб. /кв. м).
Как указывает истец, результаты кадастровой оценки, расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, площадью 4680 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4.850,01 руб. нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога.
Согласно Постановлению "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков его внесения" от 27.11.2007 N 412-П годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законом, в соответствии с их видами разрешенного использования, предназначенными для иных целей, установлена в размере 2% от его кадастровой стоимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательныеакты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Спор по существу настоящего дела имеет по своему предмету изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск, в том числе и к органу кадастрового учета. Такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий органа учета.
Следовательно, такое требование, предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцом в материалы дела представлен отчет N 480-К/06 от 20.06.2013 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:50: 01 05 03:02.
Из представленного отчета следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым 64:50: 01 05 03:02 по состоянию на 02.06.2012 года составляет 5.031.000 рублей, что значительно превышает кадастровую стоимость земельного участка, рассчитанную с применением удельного показателя кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011 при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка.
При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
В рамках разрешения судебных споров в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных по договорам на проведение оценки, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, учитывается рыночная стоимость, определенная в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком (оценщиками) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92).
Действующее законодательство предусматривает презумпцию достоверности отчета независимого оценщика.
Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Кроме того, истцом представлено экспертное заключение (нормативно-методическая экспертиза) некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" N 28-06-13-45 от 28.06.2013 года по отчету N 480-К/06 от 20.06.2013 года, согласно которому отчет N 480-К/06 от 20.06.2013 года об оценке рыночной стоимости земельного участка признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие выводы эксперта. Лицами, участвующими в деле, доводы истца и выводы эксперта не оспорены.
На основании представленных доказательств, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, площадью 4680 кв. м, составила 5.031.000 рублей.
Ответчик и третьи лица в ходе судебного разбирательства выводы, указанные в отчете N 480-К/06 от 20.06.2013 года и заключении эксперта N N 28-06-13-45 от 28.06.2013 года не оспаривали, возражений не заявили.
Возражая против достоверности отчета и экспертизы отчета, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Само по себе несогласие заинтересованного лица с отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертизой отчета не свидетельствует об их недостоверности.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с толкованиями, изложенными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Права ООО "Саратовинвестпроект", нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах требование истца об обязании органа кадастрового учета внести кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:05:01 05 03:02, расположенного по адресу: Саратовская область, Балаковский район, севернее 7-го микрорайона г. Балаково, площадью 4680 кв. м, в размере 5031000 рублей в Государственный кадастр недвижимости правомерно удовлетворено судом первой инстанции, так как внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 года наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", а доводы последнего, что он не является надлежащим ответчиком, подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" от апелляционной жалобы.
Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2013 года по делу N А57-15715/2013 прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Саратовинвестпроект" из федерального бюджета 2.000 руб. госпошлины оплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2013 года по делу N А57-15715/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, ФГБУ "ФКП Росреестра" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
О.И.АНТОНОВА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)