Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2014 по делу N А20-2619/2014 по исковому заявлению Территориального управления Росимущества по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик, к открытому акционерному обществу "Племенной совхоз "Кенже", г. Нальчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: общество с ограниченной ответственностью "Грин-Пикъ Кенже", г. Нальчик, Хашкуев Руслан Мухамедович, Прохладненский район КБР, с. Алтуд, о расторжении договора купли-продажи, восстановлении положения, существовавшего до совершения сделки, и перерасчете выкупной стоимости земельного участка (судья Шокумов Ю.Ж.), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Территориальное управление Росимущества по КБР (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к открытому акционерному обществу "Племенной совхоз "Кенже" (далее - общество) о расторжении договора купли-продажи от 05.08.2013 N 6, восстановлении положения, существовавшего до совершения указанной сделки, путем возвращения земельных участков в собственность Российской Федерации и перерасчете выкупной стоимости земельных участков по договору от 11.07.2013 N 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Грин-Пикъ Кенже" и Хашкуев Руслан Мухамедович.
Решением от 02.08.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, при заключении спорных договоров допущены нарушения норм действующего законодательства, а именно продажа земельных участков сельхозназначения по договору купли-продажи от 05.08.2013 N 6 осуществлена Управлением без соответствующего поручения Росимущества. Расчет стоимости земельных участков производился от ставки земельного налога, тогда как по договорам от 05.08.2013 N 6 и от 11.07.2013 N 5 расчет стоимости земельных участков должен был производиться по цене, установленной субъектом Российской Федерации в размере не более 15% кадастровой стоимости земельных участков.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А20-3605/2011 и N А20-3970/2011, на основании государственного акта А-1 N 208732 от 19.10.1989 года совхозу "Кенже" в административных границах города Нальчик выделен земельный участок общей площадью 1 077,82 га на праве бессрочного и бесплатного пользования в границах согласно государственному акту.
На основании решения Нальчикского горисполкома N 848 от 18.06.1991 совхоз "Кенже" переименован в Племенное хозяйство "Кенже".
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 30.06.1998 года N 402 племенное хозяйство "Кенже" приобрело статус федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения и переименовано в "федеральное государственное унитарное предприятие племенной совхоз "Кенже".
Племенное хозяйство "Кенже" перерегистрировано в ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" распоряжением Департамента по управлению городским имуществом администрации г. Нальчика от 09.12.1998 года N 277, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
В соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 20.08.2002 N 1155-р и распоряжением Минимущества РФ от 27.01.2003 N 316-р, Министерством имущественных и земельных отношений КБР (осуществлял функции собственника имущества Российской Федерации на территории КБР) принято распоряжение о приватизации ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" путем преобразования в открытое акционерное общество "Племенной совхоз "Кенже".
Согласно передаточному акту от 05.09.2003 года имущественный комплекс ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" передан в уставной капитал ОАО "Племенной совхоз "Кенже". Земельные участки сельхозназначения, находящиеся в бессрочном пользовании, в перечень имущества подлежащего приватизации, не вошли.
После постановки на государственный кадастровый учет части земельных участков, общество обратилось в управление с заявлением от 17.08.2011 N 1-юр о предоставлении 37 земельных участков общей площадью 14 178 400 кв. м, расположенных в границах согласно государственного акта А-1 N 208732 от 19.10.1989 года, в собственность. К заявлению общество приложило документы согласно Перечню, утвержденному приказом N 370 от 30.10.2007 Министерства экономического развития и торговли.
Письмом от 13.09.2011 N 01-04/2094 Теруправление по КБР ответило отказом.
Решением Арбитражного суда КБР от 13.12.2011 по делу N А20-3605/2011 отмененным проставлением апелляционной инстанции в части 5 земельных участков, требования общества удовлетворены, признан незаконным отказ управления в предоставлении обществу в собственность земельных участков, датированный 13.09.2011 N 01-04/2094, как противоречащий нормам статьи 36 Земельного кодекса РФ и статей 3, 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ". На управление возложена принять решение о предоставлении обществу и направить в его адрес проект договора купли-продажи следующих земельных участков с кадастровыми номерами: 07:09:0105001:20 площадью 364692 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, территория ОАО "Племенной совхоз "Кенже"; 07:09:0105002:67 площадью 132623 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 2,3 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 26); 07:09:0105002:80 площадью 3855 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, ул. Каменская, б/н; 07:09:0105009:29 площадью 39461 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 4 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 3); 07:09:0105009:30 площадью 56468 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 4,3 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 6); 07:09:0105009:31 площадью 687428 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 3,6 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 2); 07:09:0105009:35 площадью 441116 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 4,6 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 12); 07:09:0105002:76 площадью 45347 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,9 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 27); 07:09:0105002:77 площадью 157193 кв. м,. расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 2,4 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже; 07:09:0105002:69 площадью 6433 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,85 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 29); 07:09:0105002:73 площадью 224020 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 2,8 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 20); 07:09:0105002:57 площадью 145138 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, ул. Каменская, б/н; 07:09:0105009:32 площадью 108354 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 4,7 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 5); 07:09:0105002:71 площадью 121161 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,4 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 16); 07:09:010:5002:75 площадью 2520 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,95 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок 28); 07:09:0105002:74 площадью 152802 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 3,1 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок 24); 07:09:0105002:68 площадью 15372 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 2 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 18); 07:09:0105002:70 площадью 45885 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,8 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 17); 07:09:0101001:12 площадью 1020704 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, территория ОАО "Племенной совхоз "Кенже"; 07:09:0105001:19 площадью 26904 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,9 км на северо-запад от здания администрации пос. Кенже (участок 12 А).
Кроме этого, решением Арбитражного суда КБР от 26.02.2013, оставленным в силе постановлениями апелляционной инстанции от 08.07.2013 и кассационной инстанции от 09.12.201 3 по делу N А20-3970/2011 отказано в удовлетворении исковых требований управления в части требований о признании отсутствующим права бессрочного пользования общества на земельные участки общей площадью 2 043,44 га в границах государственного акта на право пользования землей от 19.10.1989 N А-1 208732.
Указанными судебными актами по делу N А20-3970/2011 установлено, что ОАО ПС "Кенже" является универсальным правопреемником ФГУП ПС "Кенже" в соответствии с законодательством о приватизации. ФГУП ПС "Кенже" является правопреемником коллективного племенного сельхозпредприятия "Кенже", которое, в свою очередь, возникло в результате переименования совхоза "Кенже". К ОАО ПС "Кенже" в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, расположенными в границах земель, указанных в государственном акте А-1 N 208732, и ранее предоставленным ФГУП "Племенной завод "Кенже". Доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Племенной завод "Кенже", а затем и ОАО ПС "Кенже" спорными земельными участками в порядке, предусмотренном статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
На основании указанных выше судебных актов и распоряжений Территориального управления Росимущества по КБР между управлением и обществом заключены договоры купли-продажи земель сельхозназначения N 5 от 11.07.2013 и N 6 от 05.08.2013 по цене, равной 5-кратной ставке земельного налога.
По результатам проверки законности действии управления при реализации земельных участков на основании обращения Министерства внутренних дел по КБР от 22.01.2014 управление обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А20-3605/2011 установлено, что управление наделено полномочиями и обязано рассмотреть заявление общества о приобретении в собственность принадлежащих Российской Федерации земельных участков и принять соответствующее решение, а также совершить иные действия, направленные на реализацию требования заявителя, в связи с чем требования истца о расторжении договора аренды от 05.08.2013 N 6 и возврате земельных участков по указанному основанию удовлетворению не подлежат.
Кроме этого, требование о возврате земельных участков не может быть удовлетворено в силу того, что земельные участки переданы в собственность третьим лицам - ООО "Грин-Пикъ Кенже" и Хашкуеву Р.М., что подтверждается договорами купли-продажи от 09.09.2013 N 1-2013, от 27.09.2013 N 2-2013 с отметками о государственной регистрации перехода права собственности и актами приема-передачи. Соответственно, возврат земельных участков не может быть произведен с применением механизма расторжения договора аренды.
В связи с нахождением спорных земельных участков в собственности третьих лиц требования истца о расторжении договоров аренды не направлены на защиту нарушенного права и удовлетворение такого требования не повлечет восстановление нарушенного права.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены земельных участков, их оплаты в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи (пункт 1 статьи 485 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 424 Гражданского кодекса). В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление Пленума N 11) содержится следующее разъяснение. Определяя цену земельного участка по договору купли -продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка с приложением необходимых для его рассмотрения по существу документов, так как согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса право требовать заключения договора купли-продажи возникает у заявителя именно с момента подачи такой заявки. Уполномоченный орган обязан в месячный срок со дня поступления такого заявления совершить действия необходимые для оформления земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Вводного закона (в редакции, действовавшей на момент подачи Обществом заявлений о выкупе земельных участков находящихся в бессрочном пользовании), до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в указанных в настоящем пункте пределах в зависимости от численности населения в населенных пунктах.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" содержит мораторий на выкуп земель сельхозназначения и соответственно не содержит порядка выкупа и порядка определения цены земельного участка.
К отношениям сторон применяется Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в соответствии с которой приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Таким образом, законодателем установлен предельный размер выкупной стоимости земельного участка.
В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (пункт 9), согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются. Поэтому, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ цена земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 2. Для других собственников порядок определения цены земельных участков установлен пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона.
На земельных участках, являющихся предметом спорных договоров, объекты недвижимости не располагаются.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
С учетом численности населения в городском округе Нальчик (до 500 000 человек) условия договоров купли-продажи от 05.08.2013 N 6 и от 11.07.2013 N 5 об определении выкупной стоимости земельных участков исходя из 5 кратной ставки земельного налога определены сторонами правильно.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2014 по делу N А20-2619/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2014 N 16АП-3420/2014 ПО ДЕЛУ N А20-2619/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N А20-2619/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2014 по делу N А20-2619/2014 по исковому заявлению Территориального управления Росимущества по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик, к открытому акционерному обществу "Племенной совхоз "Кенже", г. Нальчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: общество с ограниченной ответственностью "Грин-Пикъ Кенже", г. Нальчик, Хашкуев Руслан Мухамедович, Прохладненский район КБР, с. Алтуд, о расторжении договора купли-продажи, восстановлении положения, существовавшего до совершения сделки, и перерасчете выкупной стоимости земельного участка (судья Шокумов Ю.Ж.), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Территориальное управление Росимущества по КБР (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к открытому акционерному обществу "Племенной совхоз "Кенже" (далее - общество) о расторжении договора купли-продажи от 05.08.2013 N 6, восстановлении положения, существовавшего до совершения указанной сделки, путем возвращения земельных участков в собственность Российской Федерации и перерасчете выкупной стоимости земельных участков по договору от 11.07.2013 N 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Грин-Пикъ Кенже" и Хашкуев Руслан Мухамедович.
Решением от 02.08.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, при заключении спорных договоров допущены нарушения норм действующего законодательства, а именно продажа земельных участков сельхозназначения по договору купли-продажи от 05.08.2013 N 6 осуществлена Управлением без соответствующего поручения Росимущества. Расчет стоимости земельных участков производился от ставки земельного налога, тогда как по договорам от 05.08.2013 N 6 и от 11.07.2013 N 5 расчет стоимости земельных участков должен был производиться по цене, установленной субъектом Российской Федерации в размере не более 15% кадастровой стоимости земельных участков.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А20-3605/2011 и N А20-3970/2011, на основании государственного акта А-1 N 208732 от 19.10.1989 года совхозу "Кенже" в административных границах города Нальчик выделен земельный участок общей площадью 1 077,82 га на праве бессрочного и бесплатного пользования в границах согласно государственному акту.
На основании решения Нальчикского горисполкома N 848 от 18.06.1991 совхоз "Кенже" переименован в Племенное хозяйство "Кенже".
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 30.06.1998 года N 402 племенное хозяйство "Кенже" приобрело статус федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения и переименовано в "федеральное государственное унитарное предприятие племенной совхоз "Кенже".
Племенное хозяйство "Кенже" перерегистрировано в ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" распоряжением Департамента по управлению городским имуществом администрации г. Нальчика от 09.12.1998 года N 277, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
В соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 20.08.2002 N 1155-р и распоряжением Минимущества РФ от 27.01.2003 N 316-р, Министерством имущественных и земельных отношений КБР (осуществлял функции собственника имущества Российской Федерации на территории КБР) принято распоряжение о приватизации ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" путем преобразования в открытое акционерное общество "Племенной совхоз "Кенже".
Согласно передаточному акту от 05.09.2003 года имущественный комплекс ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" передан в уставной капитал ОАО "Племенной совхоз "Кенже". Земельные участки сельхозназначения, находящиеся в бессрочном пользовании, в перечень имущества подлежащего приватизации, не вошли.
После постановки на государственный кадастровый учет части земельных участков, общество обратилось в управление с заявлением от 17.08.2011 N 1-юр о предоставлении 37 земельных участков общей площадью 14 178 400 кв. м, расположенных в границах согласно государственного акта А-1 N 208732 от 19.10.1989 года, в собственность. К заявлению общество приложило документы согласно Перечню, утвержденному приказом N 370 от 30.10.2007 Министерства экономического развития и торговли.
Письмом от 13.09.2011 N 01-04/2094 Теруправление по КБР ответило отказом.
Решением Арбитражного суда КБР от 13.12.2011 по делу N А20-3605/2011 отмененным проставлением апелляционной инстанции в части 5 земельных участков, требования общества удовлетворены, признан незаконным отказ управления в предоставлении обществу в собственность земельных участков, датированный 13.09.2011 N 01-04/2094, как противоречащий нормам статьи 36 Земельного кодекса РФ и статей 3, 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ". На управление возложена принять решение о предоставлении обществу и направить в его адрес проект договора купли-продажи следующих земельных участков с кадастровыми номерами: 07:09:0105001:20 площадью 364692 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, территория ОАО "Племенной совхоз "Кенже"; 07:09:0105002:67 площадью 132623 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 2,3 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 26); 07:09:0105002:80 площадью 3855 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, ул. Каменская, б/н; 07:09:0105009:29 площадью 39461 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 4 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 3); 07:09:0105009:30 площадью 56468 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 4,3 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 6); 07:09:0105009:31 площадью 687428 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 3,6 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 2); 07:09:0105009:35 площадью 441116 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 4,6 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 12); 07:09:0105002:76 площадью 45347 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,9 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 27); 07:09:0105002:77 площадью 157193 кв. м,. расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 2,4 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже; 07:09:0105002:69 площадью 6433 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,85 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 29); 07:09:0105002:73 площадью 224020 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 2,8 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 20); 07:09:0105002:57 площадью 145138 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, ул. Каменская, б/н; 07:09:0105009:32 площадью 108354 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 4,7 км на юго-запад от здания администрации пос. Кенже (участок N 5); 07:09:0105002:71 площадью 121161 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,4 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 16); 07:09:010:5002:75 площадью 2520 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,95 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок 28); 07:09:0105002:74 площадью 152802 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 3,1 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок 24); 07:09:0105002:68 площадью 15372 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 2 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 18); 07:09:0105002:70 площадью 45885 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,8 км на северо-восток от здания администрации пос. Кенже (участок N 17); 07:09:0101001:12 площадью 1020704 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, территория ОАО "Племенной совхоз "Кенже"; 07:09:0105001:19 площадью 26904 кв. м, расположенный по адресу: г. Нальчик, пос. Кенже, 1,9 км на северо-запад от здания администрации пос. Кенже (участок 12 А).
Кроме этого, решением Арбитражного суда КБР от 26.02.2013, оставленным в силе постановлениями апелляционной инстанции от 08.07.2013 и кассационной инстанции от 09.12.201 3 по делу N А20-3970/2011 отказано в удовлетворении исковых требований управления в части требований о признании отсутствующим права бессрочного пользования общества на земельные участки общей площадью 2 043,44 га в границах государственного акта на право пользования землей от 19.10.1989 N А-1 208732.
Указанными судебными актами по делу N А20-3970/2011 установлено, что ОАО ПС "Кенже" является универсальным правопреемником ФГУП ПС "Кенже" в соответствии с законодательством о приватизации. ФГУП ПС "Кенже" является правопреемником коллективного племенного сельхозпредприятия "Кенже", которое, в свою очередь, возникло в результате переименования совхоза "Кенже". К ОАО ПС "Кенже" в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, расположенными в границах земель, указанных в государственном акте А-1 N 208732, и ранее предоставленным ФГУП "Племенной завод "Кенже". Доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Племенной завод "Кенже", а затем и ОАО ПС "Кенже" спорными земельными участками в порядке, предусмотренном статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
На основании указанных выше судебных актов и распоряжений Территориального управления Росимущества по КБР между управлением и обществом заключены договоры купли-продажи земель сельхозназначения N 5 от 11.07.2013 и N 6 от 05.08.2013 по цене, равной 5-кратной ставке земельного налога.
По результатам проверки законности действии управления при реализации земельных участков на основании обращения Министерства внутренних дел по КБР от 22.01.2014 управление обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А20-3605/2011 установлено, что управление наделено полномочиями и обязано рассмотреть заявление общества о приобретении в собственность принадлежащих Российской Федерации земельных участков и принять соответствующее решение, а также совершить иные действия, направленные на реализацию требования заявителя, в связи с чем требования истца о расторжении договора аренды от 05.08.2013 N 6 и возврате земельных участков по указанному основанию удовлетворению не подлежат.
Кроме этого, требование о возврате земельных участков не может быть удовлетворено в силу того, что земельные участки переданы в собственность третьим лицам - ООО "Грин-Пикъ Кенже" и Хашкуеву Р.М., что подтверждается договорами купли-продажи от 09.09.2013 N 1-2013, от 27.09.2013 N 2-2013 с отметками о государственной регистрации перехода права собственности и актами приема-передачи. Соответственно, возврат земельных участков не может быть произведен с применением механизма расторжения договора аренды.
В связи с нахождением спорных земельных участков в собственности третьих лиц требования истца о расторжении договоров аренды не направлены на защиту нарушенного права и удовлетворение такого требования не повлечет восстановление нарушенного права.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены земельных участков, их оплаты в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи (пункт 1 статьи 485 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 424 Гражданского кодекса). В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление Пленума N 11) содержится следующее разъяснение. Определяя цену земельного участка по договору купли -продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка с приложением необходимых для его рассмотрения по существу документов, так как согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса право требовать заключения договора купли-продажи возникает у заявителя именно с момента подачи такой заявки. Уполномоченный орган обязан в месячный срок со дня поступления такого заявления совершить действия необходимые для оформления земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Вводного закона (в редакции, действовавшей на момент подачи Обществом заявлений о выкупе земельных участков находящихся в бессрочном пользовании), до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в указанных в настоящем пункте пределах в зависимости от численности населения в населенных пунктах.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" содержит мораторий на выкуп земель сельхозназначения и соответственно не содержит порядка выкупа и порядка определения цены земельного участка.
К отношениям сторон применяется Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в соответствии с которой приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Таким образом, законодателем установлен предельный размер выкупной стоимости земельного участка.
В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (пункт 9), согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются. Поэтому, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ цена земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 2. Для других собственников порядок определения цены земельных участков установлен пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона.
На земельных участках, являющихся предметом спорных договоров, объекты недвижимости не располагаются.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
С учетом численности населения в городском округе Нальчик (до 500 000 человек) условия договоров купли-продажи от 05.08.2013 N 6 и от 11.07.2013 N 5 об определении выкупной стоимости земельных участков исходя из 5 кратной ставки земельного налога определены сторонами правильно.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2014 по делу N А20-2619/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)