Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2007 ПО ДЕЛУ N А65-18725/2005

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2007 г. по делу N А65-18725/2005


Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2006 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2006 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васиной О.В.,
с участием в судебном заседании:
от заявителя: Шайхутдинов И.А.- генеральный директор, Тимошенко Я.В.- представитель по доверенности
от ответчика: не явился (надлежаще извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2007 г. апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России N 3 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 ноября 2006 г. по делу А65-18725/2006 (судья Логинов О.В.), рассмотренному по заявлению ОАО "Трансэнергострой", Республика Татарстан г. Казань,
к Межрайонной Инспекции ФНС России N 3 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействия

установил:

ОАО "Трансэнергострой" (далее - заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан, с учетом уточнения заявленных требований, с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан (далее ответчик, налоговый орган), выразившееся в несписании задолженности ОАО "Трансэнергострой" по пеням и штрафам в сумме 1337760,00 руб. с момента погашения задолженности по налогам и сборам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 1999 года N 1002.
В части первоначально заявленных требований об обязания налогового органа произвести списание 1345911,77 руб. задолженности по пеням и штрафам заявитель в суде первой инстанции заявил отказ от иска.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2006 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по РТ, выразившееся в несписании задолженности ОАО "Трансэнергострой" в сумме 1337760 руб. с момента погашения задолженности по налогам и сборам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 1999 г. N 1002. На Межрайонную инспекцию ФНС России N 3 по Республике Татарстан возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав ОАО "Трансэнергострой" путем списания задолженности по пеням и штрафам в сумме 1337760 руб. В остальной части заявленных требований производство по делу было прекращено.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.11.2006 года отменить, в удовлетворении исковых требований ОАО Трансэнергострой" отказать.
В судебном заседании представитель ОАО "Трансэнергострой" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 20.11.2006 года отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Трансэнергострой".
Представитель ОАО "Трансэнергострой" в судебном заседании просил решение суда от 20.11.2006 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 20.11.2006 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Заявитель письмом от 21.08.2006 N 289 известил налоговый орган о досрочном погашении 27.10.2005 задолженности по налогам и сборам в размере 1127000 руб. и просил, ссылаясь на Порядок проведения реструктуризации, списать задолженность по пеням и штрафам в размере 1364000 руб. (л.д. 80).
Ответчик письмом от 19.09.2006 N 10-01-25/8072 отказал в списании задолженности по пеням и штрафам, мотивировав отказ тем, что Общество погасило задолженность по налогам в федеральный бюджет только 27.10.2005, решение о реструктуризации принято 25.09.2001, следовательно, платежи по графику в полном объеме произведены по истечении 4 лет с момента реструктуризации, а также по состоянию на 01.10.2005 имелась задолженность по текущим платежам по федеральным налогам (л.д. 35-36).
Не согласившись с бездействием Межрайонной ИФНС России N 3 по РТ, выразившимся в несписании задолженности по пеням и штрафам в сумме 1337760,00 руб. Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, удовлетворившего заявленные требования в указанной части.
Постановлением от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации, из пункта 1 которого следует, что реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на ее реструктуризацию.
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или это задолженность по пеням и штрафам.
Согласно пункту 4 Порядка проведения реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Согласно пункту 5 Порядка рефинансирования задолженности при погашении половины реструктуризируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации налогоплательщик имеет право на списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктуризируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
На основании статьи 138 Федерального закона N 184-ФЗ от 30.12.2001 "О Федеральном бюджете на 2002 г. ", начиная с 2002 г. производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1002, и которые погасили (при соблюдении условии своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктуризированной задолженности в течение 2-х или 4-х лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной правовой нормой Правительством Российской Федерации 24.04.2002 принято постановление N 269, которым установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно 2-х или 4-х лет половину или полную сумму задолженности реструктурированной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002.
Как следует из материалов дела, в том числе из письма налогового органа от 19.09.2006 N 10-01-25/8072, основанием для отказа в списании спорной суммы пени послужили погашение реструктуризированной задолженности по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль, по мнению ответчика, в срок, превышающий 4 года, и наличие по состоянию на 01.10.2005 задолженности по текущим налоговым платежам в федеральный бюджет.
При этом четырехлетний срок налоговый орган исчисляет с 25.09.2001 (дата принятия решения), а в качестве текущей задолженности по налогам в федеральный бюджет по состоянию на 01.10.2005 года считает 2319,86 руб. недоимки по налогу на прибыль (бюджет РФ).
Из документов, представленных сторонами в материалы дела, следует, что налоговым органом совместно с налогоплательщиком 12.09.2001 утверждены график погашения задолженности по налогам и сборам в федеральный бюджет (НДС и налог на прибыль) и график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам (л.д. 10-11).
В соответствии с графиком погашения задолженности по налогам и сборам в федеральный бюджет (НДС и налог на прибыль) 1127000 руб. задолженности по налогам были распределены для поэтапного погашения, начиная с IV квартала 2001 года по III квартал 2007 года включительно. Таким образом, последнюю оплату по графику Заявитель должен был произвести в III квартале 2007 года.
Решением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Авиастроительному району г. Казани (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан) от 25.09.2001 N 8 ОАО "Трансэнергострой" предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление от 03.09.1999 N 1002). В соответствии с этим решением Общество должно погасить 1127000 руб. основной задолженности в течение первых шести лет и 1337760 руб. пеней и штрафов в течение последующих четырех лет при условии своевременной уплаты текущих обязательных платежей (л.д. 9).
Обществом вносились платежи по графику погашения задолженности и текущие платежи в бюджет. Заявитель произвел полную оплату реструктуризированной задолженности по налогам в федеральный бюджет 27.10.2005 досрочно, то есть до истечения срока, предусмотренного графиком (III квартал 2007 года).
Как усматривается из материалов дела, что решением от 29.05.2003 N б/н Ответчик в связи с тем, что Заявитель уплачивает текущие платежи несвоевременно, не в полном объеме и с нарушением графиков вывел Общество из режима реструктуризации (л.д. 38).
Решением от 24.09.2003 г. N б/н право на реструктуризацию задолженности Заявителя было восстановлено, решение от 29.05.2003 N б/н отменено (л.д. 37).
Решением от 30.01.2004 N 12 Ответчик в связи с тем, что Заявитель несвоевременно выполнил условия графика реструктуризации по налогу на прибыль в сумме 1522,77 руб. по сроку 31.12.2003 г., вывел Заявителя из режима реструктуризации (л.д. 40).
Решением от 30.04.2004 N 11 право на реструктуризацию задолженности Заявителя было восстановлено, решение от 30.01.2004 N 12 отменено (л.д. 39).
Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.11.2005 года по ЕСН (в части федерального бюджета) имелось 94360,40 руб. переплаты; по налогу на прибыль (в части федерального бюджета) имелось 16571,94 руб. задолженности, 16571,94 руб. приостановленных к взысканию, 16571,94 руб. переплаты; по налогу на добавленную стоимость имелось 28544,54 руб. задолженности, 28544,54 руб. приостановленных к взысканию, 28544,54 руб. переплаты (л.д. 57-76,95).
На основании вышеизложенного, учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции правомерно пришел к следующим выводам.
1. Восстановление права на реструктуризацию означает в том числе и восстановление права на списание задолженности по пеням и штрафам при досрочном погашении (в течение четырех лет) задолженности по налогам.
2. Налоговый орган необоснованно исчисляет четырехлетний срок от даты принятия решения о реструктуризации, а не от срока, установленного утвержденным графиком, поскольку Порядок проведения реструктуризации такого условия не устанавливает.
3. Выявляя задолженность по текущим налоговым платежам, при разрешении вопроса о возможности списания реструктуризированных пеней и штрафов необходимо учитывать состояние расчетов на дату досрочного погашения задолженности по налогам (в данном случае 01.11.2005, а не 01.10.2005).
4. Из анализа акта сверки по состоянию на 01.11.2005 следует, что по ЕСН (в части федерального бюджета) имелось 94360,40 руб. переплаты; по налогу на прибыль (в части федерального бюджета) имелось 16571,94 руб., приостановленных ко взысканию; по налогу на добавленную стоимость имелось 28544,54 руб., приостановленных ко взысканию, следовательно, задолженности текущих платежей по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет у Налогоплательщика не было.
5. Налоговым органом необоснованно было отказано в списании 1337760 руб. пеней и штрафов, следовательно, требования заявителя (с учетом уточнения) в данной части подлежат удовлетворению.
Отказ Заявителя от иска в части обязания налогового органа произвести списание 1345911,77 руб. задолженности по пеням и штрафам не нарушает права каких-либо третьих лиц, в связи с чем суд первой инстанции правомерно принял такой отказ от иска и в указанной части в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по делу прекратил, указав в решении, что повторное обращение в суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда от 20.11.2006 года законно, в связи с чем, его следует оставить без изменения.
Доводы апелляционной жалобы не соответствуют вышеуказанным нормам и не опровергают установленных судом обстоятельств.
Расходы по госпошлине, согласно ст. 110 АПК РФ, 333.21 НК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2006 года по делу N А65-18725/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)