Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N А68-5835/2013

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N А68-5835/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2014 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Специализированная регистрационная компания "Регион" (г. Тула, ОГРН 1027100964681, ИНН 7107066293) Рыбакова А.Н. (доверенность от 27.11.2013 N 102, паспорт); Трещевой Т.Ф. (протокол от 03.10.2011 N 6); от Центрального банка Российской Федерации (Банку России) (г. Москва, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) Колосветова А.В. (доверенность от 14.02.2014), Колесник Д.П. (доверенность от 07.03.2014); в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей Ассоциации по защите прав инвесторов (г. Москва), ОАО "Банк ВТБ" (г. Москва), ЗАО КБ "Ситибанк" (г. Москва), ЗАО "Депозитарного-Клиринговая Компания" (г. Москва), ЗАО "ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)" (г. Москва), Тидена Н.К. (Ставропольский край, г. Лермонтов), ООО "Дойче Банк" (г. Москва), НКО ЗАО "Национальный расчетный депозитарий" (г. Москва), ЗАО "Юникредит банк" (г. Москва), Шевелев Александр Юрьевич (г. Челябинск), Елизаровой А.В. (г. Москва), Юферова Ю.В. (Республика Адыгея, Майкопский район, х. Северо-Восточные Сады), Паква Инвестментс Лимитед (г. Москва), ОАО "Седьмой континент" (г. Москва), рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированная регистрационная компания "Регион" на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.12.2013 по делу N А68-5835/2013,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная регистрационная компания "Регион" (далее - ООО СРК "Регион", общество, регистратор) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе (далее - административный орган): от 20.06.2013 N 73-13-340/пн, от 10.06.2013 N 73-13-292/пн, от 10.06.2013 N 73-13-323/пн, от 19.06.2013 N 73-13-314/пн, от 07.06.2013 N 73-13-306/пн, от 19.06.2013 N 73-13-324/пн, от 19.06.2013 N 73-13-322/пн, от 07.06.2013 N 73-13-305/пн, от 19.06.2013 г. N 73-13-327/пн, от 10.06.2013 N 73-13-296/пн, от 20.06.2013 N 73-13-330/пн, от 19.06.2013 N 73-13-325, от 19.06.2013 N 73-13-321, от 19.06.2013 N 73-13-329, от 19.06.2013 N 73-13-326, от 19.06.2013 N 73-13-293, от 19.06.2013 N 73-13-304, от 19.06.2013 N 73-13-333, от 19.06.2013 N 73-13-328, от 19.06.2013 N 73-13-331, от 19.06.2013 N 73-13-290, от 19.06.2013 N 73-13-334, от 19.06.2013 N 73-13-335.
На основании пункта 1 Указа Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" Федерального Закона от 23.07.2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию контролю и надзору в сфере финансовых рынков" в ходе рассмотрения дела Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменено его правопреемником - Центральным банком России (далее - банк).
Решением арбитражного суда от 17.12.2013 заявленные требования частично удовлетворены: признаны незаконными и отменены постановления от 07.06.2013 N 73-13-306/пн, от 10.06.2013 N 73-13-292/пн, от 19.06.2013 N 73-13-314/пн, от 19.06.2013 N 73-13-322/пн, от 19.06.2013 N 73-13-323/пн, от 19.06.2013 N 73-13-324/пн, от 10.06.2013 N 73-13-293/пн, от 19.06.2013 N 73-13-321/пн, от 19.06.2013 N 73-13-325/пн, от 21.06.2013 N 73-13-326/пн, от 21.06.2013 N 73-13-329/пн, от 07.06.2013 N 73-13-305/пн, от 10.06.2013 N 73-13-296/пн, от 19.06.2013 N 73-13-327/пн, от 20.06.2013 N 73-13-330/пн, от 19.06.2013 N 73-13-333, от 19.06.2013 N 73-13-328, от 19.06.2013 N 73-13-331, от 19.06.2013 N 73-13-290, от 19.06.2013 N 73-13-334, от 19.06.2013 N 73-13-335. В удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановлений от 20.06.2013 N 73-13-340/пн, от 07.06.2013 N 73-13-304/пн отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество подало апелляционную жалобу.
Представитель банка возражал против пересмотра решения суда первой инстанции только в указанной части и настаивал на его проверке в полном объеме.
В этой связи апелляционная инстанция проверят законность решения суда от 17.12.2013 в полном объеме.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что в период с 15.04.2013 по 10.05.2013 Федеральной службой по финансовым рынкам России была проведена выездная плановая проверка деятельности ООО СРК "Регион".
В ходе которой выявлено, что Регистратор 23.07.2012 получил распоряжение ОАО "Седьмой континент" от 23.07.2012 N 1143 о подготовке списка владельцев ценных бумаг, выкупаемых в порядке, предусмотренном статьей 84.8 Закона об акционерных обществах по состоянию на 23.07.2012. Однако в требовании о выкупе, поступившем регистратору от ОАО "Седьмой континент", вх. 470-12-вх/06-1 от 23.07.2012 (далее - требование о выкупе), указана иная дата составления списка, которая не могла наступить позднее 29.06.2012.
Регистратор исполнил распоряжение эмитента, предоставив ему список владельцев выкупаемых ценных бумаг по состоянию на 23.07.2012, исх. N 470-12-СВР/18 от 24.07.2012 (далее - список). Список содержал информацию только о лицах, зарегистрированных в реестре, без раскрытия номинальными держателями сведений о владельцах акций ОАО "Седьмой континент".
Требования номинальным держателям на раскрытие информации о владельцах ценных бумаг ОАО "Седьмой континент" по состоянию на 23.07.2012 направлены регистратором после 15:00 24.07.2012 (оригиналы направлены только 25.07.2012 заказной почтой). Направление номинальным держателям вышеуказанных требований о раскрытии носило формальный характер и осуществлялось не с целью формирования списка владельцев выкупаемых ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства, который был уже выдан ОАО "Седьмой континент" в момент направления соответствующих запросов.
Согласно материалам административного дела и объяснениям регистратора, у него имелись сведения о том, что список владельцев выкупаемых ценных бумаг должен быть составлен на дату, указанную в требовании о выкупе ценных бумаг (29.06.2012), и что за прошедшее с 29.06.2012 время в системе ведения реестра акционеров ОАО "Седьмой континент" проводились операции, непосредственно связанные с движением ценных бумаг по счетам зарегистрированных лиц, в связи с чем составление такого списка по состоянию на 29.06.2012 повлечет нарушение прав владельцев именных ценных бумаг ОАО "Седьмой континент", приобретших акции после указанной даты (29.06.2012).
Административный орган вменил в вину ООО СРК "Регион" то, что регистратор, не имея законных оснований для составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг, в нарушение абзаца 2 пункта 5 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах и пункта 2.3.2 Положения N 06-74/пз-н составил и выдал 24.07.2012 ОАО "Седьмой континент" список, сформированный на дату, не соответствующую требованиям законодательства, и содержащий не всю информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации, то есть регистратор нарушил порядок предоставления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Уполномоченным должностным лицом ФСФР России 22.05.2013 в отношении ООО СРК "Регион" составлен протокол об административном правонарушении N 13-236/пр-ап, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ; протокол направлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22.2, частью 2 статьи 23.47, статьями 28.8, 29.5 КоАП РФ в РО ФСФР России в ЦФО для рассмотрения по подведомственности.
Действия ООО СРК "Регион" квалифицированы по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ, а именно: нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг порядка предоставления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Постановлением РО ФСФР России в ЦФО от 20.06.2013 N 73-13-340/пн ООО СРК "Регион" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках той же выездной плановой проверки деятельности регистратора установлено, что далее ООО СРК "Регион" в день получения требования о выкупе - 23.07.2012 внес записи о блокировании операций по лицевым счетам: Шевелева А.Ю., Ассоциации по защите правы инвесторов, ОАО Банк ВТБ, ЗАО КБ "Ситибанк", ЗАО "ДКК", ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО" (ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО), Тидена Н.К., ООО "Дойче Банк", НКО ЗАО НРД, ЗАО "ЮниКредит банк", Елизарова А.В, Юферова Ю.В.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) с даты, указанной в требовании о выкупе ценных бумаг, производится блокирование всех операций с выкупаемыми ценными бумагами в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также по соответствующим счетам депо.
В поступившем регистратору требовании компании Паква Инвестментс Лимитед о выкупе ценных бумаг ОАО "Седьмой континент" от 23.07.2012 определена дата составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг - как 46-й день с даты направления требования о выкупе в адрес ОАО "Седьмой континент". Согласно отметкам, содержащимся на требовании о выкупе, ОАО "Седьмой континент" получило его 14.05.2012. Следовательно, дата составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг ОАО "Седьмой континент" и, соответственно, дата блокирования всех операций по лицевому счету владельцев ценных бумаг не могла наступить позднее 29.06.2012.
ООО СРК "Регион" внесло записи о блокировании операций по лицевым счетам перечисленных выше лиц на основании требования о выкупе, в котором иная дата - 23.07.2012. При этом такая запись была осуществлена регистратором в первый день ведения им реестра ОАО "Седьмой континент", но регистратор обладал сведениями о том, что список владельцев выкупаемых ценных бумаг ОАО "Седьмой континент" предыдущим реестродержателем по состоянию на 29.06.2012 составлен не был.
Произвольное осуществление блокирования операций с выкупаемыми ценными бумагами (одним из профессиональных участников рынка ценных бумаг, учитывающих права на такие ценные бумаги) противоречит требованиям абзаца 3 пункта 5 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах.
Административный орган вменил в вину ООО СРК "Регион" то, что регистратор 23.07.2012 в нарушение требований абзаца 3 пункта 5 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах и пункта 2.5 Положения 06-74/пз-н внес записи о блокировании операций по лицевому счету каждого указанного выше юридического и физического лица без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Уполномоченным должностным лицом ФСФР России 22.05.2013 в отношении ООО СРК "Регион" за внесение каждой записи о блокировании операций по лицевому счету каждого указанного выше лица были составлены протоколы об административном правонарушении от 22.06.2013: N 13-255/пр-ап, N 13-256/пр-ап, N 13-240/пр-ап, N 13-251/пр-ап, N 13-249/пр-ап, N 13-246/пр-ап, N 13-266/пр-ап, N 13-247/пр-ап, N 13-245/пр-ап, N 13-265/пр-ап, N 13-257/пр-ап, N 13-252/пр-ап.
Действия ООО СРК "Регион" в отношении каждой записи квалифицированы по части 1 статьи 15.22 КоАП РФ, а именно: внесение записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Административным органом по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ назначены ООО СРК "Регион" наказания в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей за внесение каждой записи о блокировании операций по лицевому счету каждого владельца ценных бумаг:
- постановлением от 07.06.2013 N 73-13-306/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету Ассоциации по защите прав инвесторов);
- постановлением от 10.06.2013 N 73-13-292/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету Шевелева А.Ю.);
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-314/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету ОАО Банк ВТБ);
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-322/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету ЗАО КБ "Ситибанк");
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-323/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО" (ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО));
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-324/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету ЗАО "ДКК");
- постановлением от 10.06.2013 N 73-13-293/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету Тидена Н.К);
- постановлением от 07.06.2013 N 73-13-304/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету ООО "Дойче Банк");
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-321/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету НКО ЗАО НРД);
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-325/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету ЗАО "ЮниКредит банк");
- постановлением от 21.06.2013 N 73-13-326/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету Елизаровой А.В.);
- постановлением от 21.06.2013 N 73-13-329/пн (за внесение записи о блокировании операций по лицевому счету Юферова Ю.В.).
Далее в ходе этой же проверки установлено, что регистратор в нарушение требований пункта 7 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах и пункта 2.6.3 Положения 06-74/пз-н 25.07.2012 списал с лицевых счетов владельцев ценных бумаг (иных зарегистрированных лиц) и внес в реестр акционеров записи о переходе права собственности на акции ОАО "Седьмой континент" в отсутствие списка владельцев выкупаемых ценных бумаг, составленного на надлежащую дату, и в отсутствие копий надлежащих документов, подтверждающих оплату выкупаемых ценных бумаг в порядке, установленном пунктом 7 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах, то есть без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Датой начала ведения реестра ОАО "Седьмой континент" регистратором является 23.07.2012. Список владельцев выкупаемых ценных бумаг в соответствии с поступившим Регистратору требованием компании Паква Инвестментс Лимитед о выкупе ценных бумаг ОАО "Седьмой континент", вх. 470-12-вх/06-1 от 23.07.2012 должен был быть составлен по состоянию на дату, которая не могла наступить позднее 29.06.2012.
Таким образом, до даты начала ведения реестра ОАО "Седьмой континент" (23.07.2012) регистратор не мог составить список владельцев выкупаемых ценных бумаг по состоянию на 29.06.2012.
При этом регистратор письмом от 23.07.2012 N 470-12-СВР/08 в ответ на запрос ОАО "Седьмой континент" от 23.07.2012 (вх. N 470-12-вх/05) о восстановлении данных реестра по состоянию на 29.06.2012 уведомил ОАО "Седьмой континент" фактически о невозможности исполнения данного запроса и составления списка по состоянию на 29.06.2012, указав, что после 29.06.2012 в реестре проводились операции с ценными бумагами и "восстановление данных списка владельцев выкупаемых ценных бумаг ОАО "Седьмой континент" по состоянию на 29.06.2012 повлечет нарушение прав владельцев, которые приобрели акции после вышеуказанной даты".
Список владельцев выкупаемых ценных бумаг ОАО "Седьмой континент" (исх. от 24.07.2012 N 470-12-СВР/18), составленный не на дату, определенную Требованием о выкупе, а по состоянию на 23.07.2012, а также не содержащий всю предусмотренную законодательством информацию, не может являться документом-основанием для внесения записи о переходе права собственности на акции ОАО "Седьмой континент".
22.05.2013 уполномоченным должностным лицом ФСФР России в отношении каждой внесенной ООО СРК "Регион" записи о переходе права собственности на акции ОАО "Седьмой континент" в отсутствие списка владельцев выкупаемых ценных бумаг, составленного на надлежащую дату, составлены протоколы об административном правонарушении от 22.06.2013: N 13-243/пр-ап, N 13-244/пр-ап, N 13-248/пр-ап, N 13-250/пр-ап, N 13-253/пр-ап, N 13-254/пр-ап, N 13-258/пр-ап, N 13-259/пр-ап, N 13-264/пр-ап, N 13-267/пр-ап.
Действия ООО СРК "Регион" в отношении каждой записи квалифицированы по части 1 статьи 15.22 КоАП РФ, а именно: внесение записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Материалы направлены в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22.2, части 2 статьи 23.47, статьей 28.8, статьей 29.5 КоАП РФ в ФСФР России в ЦФО для рассмотрения по подведомственности.
ФСФР России в ЦФО по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ назначены ООО СРК "Регион" наказания в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей за внесение каждой записи о переходе права собственности на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету каждого владельца ценных бумаг:
- постановлением от 07.06.2013 N 73-13-305/пн (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету Ассоциации по защите прав инвесторов);
- постановлением от 10.06.2013 N 73-13-296/пн (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету Тидена Н.К.);
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-327/пн (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету ЗАО КБ "Ситибанк");
- постановлением от 20.06.2013 N 73-13-330/пн (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО" (ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО));
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-333 (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету ЗАО "ЮниКредит Банк");
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-328 (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету НКО ЗАО НРД);
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-331 (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания");
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-290 (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету Шевелева Александра Юрьевича);
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-334 (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету Елизаровой Александры Владимировны);
- постановлением от 19.06.2013 N 73-13-335 (за внесение записи о переходе права собственности к компании Паква Инвестментс Лимитед на акции ОАО "Седьмой континент" по лицевому счету Юферова Юрия Викторовича).
Полагая, что данные постановления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, регистратор обратился с настоящим заявление в суд.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации.
Частью 1 статьи 15.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету.
На основании части 1 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев. Указанное лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права.
Требование о выкупе ценных бумаг направляется владельцам выкупаемых ценных бумаг через открытое общество. В требовании о выкупе ценных бумаг должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного статьей 84.9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах полученное требование о выкупе ценных бумаг направляется открытым обществом владельцам выкупаемых ценных бумаг в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 84.3 настоящего Федерального закона.
В случае, если держателем реестра владельцев ценных бумаг является регистратор, указанное требование также направляется обществом регистратору.
В силу абз. 2 п. 5 ст. 84.8 Закона об акционерных обществах, п. п. 2.3 и 2.3.2 Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, утвержденного приказом ФСФР России от 11.07.2006 N 06-74/пз-н, список владельцев выкупаемых ценных бумаг составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг на дату, указанную в требовании о выкупе ценных бумаг. Для составления списка владельцев ценных бумаг номинальный держатель ценных бумаг представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет ценными бумагами.
В рассматриваемом случае регистратор 23.07.2012 получил распоряжение ОАО "Седьмой континент" от 23.07.2012 N 1143 о подготовке списка владельцев ценных бумаг, выкупаемых в порядке, предусмотренном статьей 84.8 Закона об акционерных обществах по состоянию на 23.07.2012. Однако в требовании о выкупе, поступившем 23.07.2012 регистратору от ОАО "Седьмой континент", указана иная дата составления списка, которая не могла наступить позднее 29.06.2012.
Следовательно, у регистратора отсутствовали законные основания для составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг по состоянию на 23.07.2012.
Вместе с тем, как следует из журнала учета входящих документов, регистратор исполнил распоряжение эмитента, предоставив ему "список владельцев выкупаемых ценных бумаг" по состоянию на 23.07.2012. При этом список содержал информацию только о лицах, зарегистрированных в реестре, без раскрытия номинальными держателями сведений о владельцах акций ОАО "Седьмой континент".
В то же время Положением N 06-74/пз-н предусмотрено право регистратора включить номинального держателя в список владельцев ценных бумаг, выкупаемых в порядке, предусмотренном статьей 84.8 Закона об акционерных обществах, только в случае, если номинальный держатель не предоставил указанный список регистратору в установленный срок.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8.3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) список всех владельцев ценных бумаг и иных лиц, которые в соответствии с федеральными законами осуществляют права по ценным бумагам, представляется держателю реестра в течение пяти рабочих дней после дня направления соответствующего требования держателем реестра.
Таким образом, до истечении пяти рабочих дней после дня направления требований номинальным держателям регистратор не имел оснований для выдачи списка владельцев выкупаемых ценных бумаг, содержащего сведения о номинальных держателях.
При этом требования номинальным держателям на раскрытие информации о владельцах ценных бумаг в реестре ОАО "Седьмой континент" по состоянию на 23.07.2012, направлены регистратором после 15-00 24.07.2012 (оригиналы направлены только 25.07.2012 заказной почтой). Согласно пояснениям регистратора он выдал Список представителю ОАО "Седьмой континент" в 13:40 24.07.2012, поспешные действия были им предприняты в связи с ограниченным сроком выкупа ценных бумаг.
Таким образом, не имея законных оснований для составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг, регистратор в нарушение абзаца 2 пункта 5 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах и пункта 2.3.2 Положения 06-74/пз-н составил и выдал 24.07.2012 ОАО "Седьмой континент" список, сформированный на дату, не соответствующую требованиям законодательства, и содержащий не всю информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что принятие к исполнению распоряжения эмитента на формирование списка владельцев выкупаемых ценных бумаг, основанного на договоре, не дает регистратору оснований нарушать требования Закона об акционерных обществах и Положения N 06-74/пз-н и не снимает с него ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации.
Список владельцев выкупаемых ценных бумаг, представленный заявителем эмитенту, не является информацией, предоставляемой регистратором эмитенту в обыкновенном режиме по его (эмитента) волеизъявлению в рамках договорных отношений. Данный документ составляется и предоставляется эмитенту в рамках процедуры принудительного отчуждения акций.
Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определениях от 03.07.2007 N 681-О-П, N 713-0-П, N 714-О-П, следует, что принудительный выкуп акций у миноритарных акционеров, регулируемый положениями статьи 84.8 Закона об акционерных обществах, в силу конституционных принципов правового государства и неприкосновенности частной собственности должен происходить в надлежащей юридической процедуре, предполагающей соблюдение требований закона на каждом из необходимых ее этапов и осуществляемой в разумные сроки - в целях защиты прав миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях.
Таким образом, данный список может быть составлен и предоставлен исключительно при наличии определенного комплекта документов и при строгом соблюдении установленной законодательством процедуры его составления и предоставления эмитенту. Любые произвольные действия участвующих лиц в рамках данной процедуры являются недопустимыми.
Согласно пункту 5 статьи 84.8 Закона "Об акционерных обществах" с даты, указанной в требовании о выкупе ценных бумаг, производится блокирование всех операций с выкупаемыми ценными бумагами в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также по соответствующим счетам депо.
Блокирование операций по лицевому счету зарегистрированного лица - операция, предназначенная для предотвращения внесения в реестр записей по лицевому счету.
Согласно пункту 5 статьи 84.8 Закона "Об акционерных обществах" с даты, указанной в требовании о выкупе ценных бумаг, производится блокирование всех операций с выкупаемыми ценными бумагами в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также по соответствующим счетам депо.
При этом предполагается, что список должен быть составлен на дату, соответствующую требованиям закона, а этой датой в рассматриваемом случае является 29.06.2012.
Судом установлено, что регистратор 23.07.2012 на основании списка, составленного им на иную дату - 23.07.2012 внес записи о блокировании операций по лицевым счетам перечисленных выше юридических и физических лиц на основании требования о выкупе, в котором была указана дата - 29.06.2012.
Такие записи были осуществлены регистратором в первый день ведения им реестра ОАО "Седьмой континент", хотя регистратор обладал сведениями о том, что список владельцев выкупаемых ценных бумаг ОАО "Седьмой континент" предыдущим реестродержателем по состоянию на 29.06.2012 составлен не был (известно из переписки с эмитентом), а также сведениями об отсутствии проведенной в надлежащем порядке блокировки в реестре по счету зарегистрированного лица (такие сведения передаются предыдущим реестродержателем).
В соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 5 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах блокирование всех операций с выкупаемыми ценными бумагами обязательно должно осуществляться в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг и по соответствующим счетам депо с одной и той же установленной законодательством даты - даты, указанной в требовании о выкупе ценных бумаг. Информация о такой дате раскрывается эмитентом ценных бумаг и является общеизвестной участникам финансового рынка, в том числе номинальным держателям. Произвольное осуществление блокирования операций с выкупаемыми ценными бумагами (одним из профессиональных участников рынка ценных бумаг, учитывающих права на такие ценные бумаги) противоречит названым требованиям Закона об акционерных обществах.
Список владельцев выкупаемых ценных бумаг ОАО "Седьмой континент", составленный не на дату, определенную требованием о выкупе, а по состоянию на 23.07.2012, а также не содержащий всю предусмотренную законодательством информацию, не может являться документом-основанием для внесения записи о переходе права собственности на акции ОАО "Седьмой континент".
В отсутствие списка владельцев выкупаемых ценных бумаг, составленного на дату, указанную в требовании о выкупе ценных бумаг, регистратор не может осуществить проверку надлежащей оплаты ценных бумаг их владельцам, следовательно, список владельцев выкупаемых ценных бумаг, составленный на дату, указанную в требовании о выкупе ценных бумаг, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации является, обязательным документом-основанием при проведении операции по переходу права собственности на ценные бумаги при их выкупе в порядке статьи 84.8 Закона об акционерных обществах.
Следовательно, в нарушение требований абзаца 3 пункта 5 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах и пункта 2.5 Положения 06-74/пз-н регистратор 23.07.2012 внес в реестр владельцев ценных бумаг записи о блокировании операций по лицевым счетам указанных выше лиц без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, регистратор имел представление о том, что принятые им решения в данном случае будут не соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, ООО СРК "Регион" совершены разные действия: составление списка на дату иную, чем указана в требовании о выкупе ценных бумаг, и до истечения срока, установленного для формирования списка владельцев выкупаемых ценных бумаг номинальными держателями без раскрытия всей необходимой информации; внесение записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Данные деяния образуют состав двух административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 15.22 КоАП РФ и ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции правомерно установил, что факт внесения в течение одного дня в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг нескольких записей о блокировании операций по каждому из лицевых счетов указанных выше акционеров, а равно внесение записей о переходе права собственности на ценные бумаги без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, образует одно событие правонарушения. Тот факт, что потерпевшими в отношении внесения каждой из записей признаны разные лица (акционеры), и в связи с этим составлены отдельные протоколы дела в отношении указанных выше правонарушений, протоколы рассмотрены в разное время, не дает оснований рассматривать совершенные операции по внесению записей в реестр в качестве каждого отдельного нарушения с применением за каждое санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.22 КоАП РФ.
В обоснование своей позиции общество ссылается на то, что цепочка операций, осуществляемых регистратором в рамках процедуры выкупа ценных бумаг: составление списка владельцев выкупаемых ценных бумаг, блокирование операций с выкупаемыми ценными бумагами, разблокирование операций, списание выкупаемых ценных бумаг на лицевой счет мажоритарного акционера, направление бывшим владельцам ценных бумаг уведомлений о списании с их счетов выкупленных ценных бумаг, - это одно единое длящееся действие по реализации процедуры выкупа ценных бумаг, каждый этап (операция) которого неизбежно требует перехода к следующему установленному законом этапу (операции или набору операций регистратора), а каждый последующий этап невозможен без исполнения регистратором предыдущего, при этом в рамках реализации выкупа ценных бумаг невозможно выполнение операций по счету одного или группы зарегистрированных лиц, а только в целом по всем лицевым счетам.
Апелляционная инстанция полагает, что данный довод не имеет правового значения для настоящего спора.
Действительно, единая процедура выкупа акций опосредована несколькими взаимосвязанными последовательными операциями.
В то же время, как отмечено выше, в них содержатся составы административных правонарушений по ч. 1 ст. 15.22 КоАП РФ и ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ. Таким образом, совершенное регистратором одно деяние образовало состав двух административных правонарушений.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 17.12.2013 по делу N А68-5835/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
К.А.ФЕДИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)