Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2014 ПО ДЕЛУ N А41-35671/12

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2014 г. по делу N А41-35671/12


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "АрДиАй" - Бурняшова В.Е. (представителя по доверенности от 01.08.2013);
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
- от Министерства экологии и природопользования Московской области - Григорьева Д.В. (представителя по доверенности от 10.01.2014 N 03);
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области - Кузнецова Г.К. (представителя по доверенности от 14.10.2013 N 50/2013-128);
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве - Нерсесяна А.Б. (представителя по доверенности от 10.12.2012 N 77/2012-18);
- от администрации сельского поселения Марушкино Московской области - извещена, представитель не явился;
- от МИФНС России N 51 по г. Москве - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрДиАй" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2013 по делу N А41-35671/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АрДиАй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве (далее - кадастровая палата по городу Москве) со следующими требованиями: признать незаконными действия кадастровой палаты, а также управления по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:170408:294 и 50:26:170408:295 по состоянию на 01.01.2012 на основании распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", не вступившего в законную силу по состоянию на 01.01.2012; признать незаконными действия кадастровой палаты по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:170408:294 и 50:26:170408:295 по состоянию на 01.01.2012, определенной на основании распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области"; обязать кадастровую палату по городу Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:170408:294 и 50:26:170408:295, определенной на основании распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - министерство), Администрация сельского поселения Марушкино (далее - администрация), ИФНС России N 51 по г. Москве (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Московской области от А41-35671/12 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании апелляционного суда представитель общества доводы жалобы поддержал, представил на рассмотрение суду письменное заявление о фальсификации письма ГАУ МО АИС "Подмосковье" от 07.12.2012 N 124-П-12.
Как следует из письменного заявления и пояснений представителя общества, фальсификация относительно указанных доказательств заключается в недостоверности содержащихся в них сведений о дате (времени) направления распоряжения министерства N 236-РМ ГАУ МО АИС "Подмосковье" и размещения на официальном сайте Министерства, а также в недостоверности информации о направленном министерством и принятом ГАУ МО АИС "Подмосковье" файле (его объеме в килобайтах).
В смысле, придаваемом понятию фальсификации доказательств статьей 161 АПК РФ, может быть изготовлен сфальсифицированный документ, подделаны его реквизиты, подписи и пр., а не содержащиеся в нем сведения о тех либо иных обстоятельствах, которые подлежат оценке судом наряду с другими доказательствами в порядке статьи 71 АПК РФ.
В связи с изложенным апелляционный суд считает указанное заявление общества не подлежащим рассмотрению в соответствии со статьей 161 АПК РФ как заявление о фальсификации доказательств. Оно подлежит рассмотрению как довод общества об оценке представленных в дело доказательств.
Представитель министерства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель кадастровой палаты в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель кадастровой палаты по городу Москве в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей управления, администрации, инспекции.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество обратилось к кадастровой палате с заявлением от 07.02.2012 N 2 о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012.
Рассмотрев обращение общества кадастровая палата в письме от 02.04.2012 N исх. 01-39/97 сообщила, что согласно сведениям реестра объектов недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:170408:294 и 50:26:170408:295 рассчитана с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, утвержденных Распоряжением министерства от 25.11.2011 N 236-РМ и по состоянию на 01.01.2012 составляет: 50:26:170408:294 составляет 1 687 708 рублей 32 копейки; 50:26:170408:295 составляет 1 542 929 рублей 42 копейки.
Считая незаконными действия по определению по состоянию на 01.01.2012 и предоставлению для целей исчисления земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков на основании распоряжения министерства от 25.11.2011 N 236-РМ, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В обоснование иска общество ссылается на то, что распоряжение министерства от 25.11.2011 N 236-РМ опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 30.11.2011 N 222 частично, а именно: в официальном источнике опубликования размещен текст распоряжения министерства от 25.11.2011 N 236-РМ без приложений. Вместо официального опубликования на официальном сайте министерства размещены заархивированные файлы в формате Microsoft office Word и Excel с текстом Распоряжения министерства от 25.11.2011 N 236-РМ. При этом пользователь лишен возможности установления конкретной даты, по состоянию на которую заархивированные файлы в формате Microsoft office Word и Excel размещены на сайте министерства. При таких обстоятельствах, Распоряжение министерства не может считаться официально опубликованным. Положение о министерстве, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, а также иные нормативные правовые акты, не предусматривают такого способа официального опубликования нормативно-правовых актов как размещение их на официальном сайте министерства. При этом обществом ссылается на часть 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), и считает, что распоряжение министерства от 25.11.11 N 236-РМ вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 января очередного календарного года, признаваемого налоговым периодом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11).
В рассматриваемом случае общество обратилось именно в порядке главы 24 АПК РФ об оспаривании действий заинтересованных лиц об определении кадастровой стоимости на определенную дату на основании нормативного акта, по мнению общества, не подлежащего применению. Вопрос об определении кадастровой стоимости в порядке гражданского судопроизводства обществом не поставлен.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса установлено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса).
Согласно статье 390 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 391 Налогового кодекса предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи Земельного кодекса. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям соответствует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса, которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, как следует из действующего законодательства и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе.
Согласно статье 1 Налогового кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налогового кодекса.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (статья 4 Налогового кодекса).
Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты законодательства о налогах - это акты, издаваемые органами в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с налогообложением. Нормативные правовые акты издаются в соответствии и в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Земельный налог является местным налогом.
Согласно части 2 статьи 387 Налогового кодекса, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса (земельный налог), порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 391 Налогового кодекса и с учетом Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О налоговая база по земельному налогу определяется не нормативными правовыми актами по налогообложению, а земельным законодательством, которое принимает силу нормативных правовых актов налогового законодательства, в том числе в установлении порядка вступления их законную силу.
Статьей 66 Земельного кодекса установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 12.25 постановления Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства экологии и природопользования Московской области", к полномочиям министерства относится утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области.
Согласно пункту 12.88 данного постановления Правительства Московской области по вопросам, относящимся к сфере деятельности министерства, оно принимает правовые акты нормативного характера - распоряжения, которые действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Материалами дела подтверждено, что в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" за N 222 от 30.11.2011 опубликовано распоряжение министерства от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Публикация в газете имеет следующее содержание:
"В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 24.10.2011 N РС-1/01-07-1689/11-1:
1. Утвердить:
1.1. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1).
1.2. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2).
1.3. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 3).
2. Установить перечень распоряжений Министерства экологии и природопользования Московской области, применяющихся в части, не противоречащей настоящему распоряжению (приложение N 4).
3. Номера видов разрешенного использования земельных участков, указанные в приложениях N 1 - 3 к настоящему распоряжению, соответствуют номерам подпунктов 1.2.1 - 1.2.15 пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (в редакции по состоянию на 01.01.2010)". В этой газетной публикации содержится указание на то, что Приложения N 1 - 4 к распоряжению министерства от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" размещены на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://mep.mosreg.ru).
Из изложенного следует, что распоряжение министерства N 236-РМ является нормативным правовым актом в области налоговых правоотношений, поскольку им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области.
Требования налогового законодательства об обязательной публикации в официальном печатном издании указанного нормативного правового акта министерством выполнены надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией газеты "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 30.11.2011 за N 222.
Таким образом, доводы общества о том, что распоряжение министерства N 236-РМ не вступило в законную силу, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), для целей Закона об оценочной деятельности под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Факт размещения приложений к распоряжению министерства N 236-РМ - результатов оценки кадастровой стоимости земель и величины удельного показателя - в сети Интернет на сайте Минэкологии http.mep.mosreg.ru, подтвержден материалами дела
Наличие такого размещения и доступность информации непосредственно исследовались судом первой инстанции в судебном заседании.
Доводы общества о недоступности информации, размещенной на сайте заархивированным методом, также не принимаются судом апелляционной инстанции.
Необходимость наличия на электронном устройстве установленной программы для разархивации файлов, как и программ, необходимых для открытия файлов документов (в формате Microsoft Word, Adobe Reader и др.), не может свидетельствовать о недоступности размещенной информации, поскольку такие программы являются общедоступными.
Требования к наличию необходимого программного обеспечения не нарушили прав общества, поскольку с текстами приложений к распоряжению министерства N 236-РМ общество ознакомилось на указанном сайте.
Таким образом, министерством в установленные законодательством сроки были опубликованы и размещены распоряжение N 236-РМ об утверждении результатов кадастровой оценки, и сами результаты кадастровой оценки.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Частью 3 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменения в кадастровый учет спорных земельных участков об их кадастровой стоимости были внесены кадастровой палатой на основании поступившей из министерства информации об утверждении кадастровой оценки данных участков.
Таким образом, кадастровая палата при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012 действовала правомерно на основании представленного ей нормативного правового акта в полном объеме, сведения о публикации которого в установленном порядке у органа кадастрового учета и управления имелись как общедоступные.
При этом обществом оспаривается законность действий кадастровой палаты и управления по определению кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012, а не сама легитимность нормативного правового акта.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что оснований для оценки легитимности опубликованного нормативного правового акта у кадастровой палаты и управления при определении кадастровой стоимости не имелось.
Вместе с тем доводы общества сводятся не к оценке действий заинтересованных лиц, а к законности распоряжения Минэкологии.
Принимая во внимание правовую позицию, отраженную в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд первой инстанции обоснованно указал на то, что как обществу, так и иным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с распоряжением министерства N 236-РМ, при указанных обстоятельствах порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотивам доведения его до сведения населения в порядке отличном от установленного, а именно размещения приложений 1 - 4 на общедоступном сайте в сети Интернет с указанием в газетной публикации его адреса.
В установленном законом порядке было опубликовано само обжалуемое распоряжение министерства N 236-РМ и неопределенный круг лиц был осведомлен о его принятии министерством. Темы, в отношении которых издано распоряжение - утверждение результатов государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в Московской области - в опубликованном распоряжении министерства отражены. О том, где будут размещаться приложения с указанной кадастровой стоимости по каждому земельному участку, в печатном издании было также указано.
Приложения касаются указания кадастровой стоимости и ее удельного показателя (результатов кадастровой оценки) в отношении каждого земельного участка.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что опубликование распоряжения без приложений в данном конкретном случае не привело к невозможности заявителя узнать об изменении кадастровой стоимости спорных участков, либо на сайте министерства в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета, является правильным.
Общество обжалует действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости, в связи с несогласием с повышенным по сравнению с предыдущим периодом размером кадастровой стоимости участков.
Между тем действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости в связи с принятым утверждением результатов кадастровой оценки являются правомерными и соответствуют статьям 7, 16 Закона о кадастре.
Принимая во внимание, что рассматриваемое распоряжение было известно как обществу, так и иному неограниченному кругу заинтересованных лиц, является и рассматривается в настоящее время как нормативный акт, принятый компетентным органом и введенный в действие надлежащим образом с соблюдением необходимых процедур, породило соответствующие правовые последствия по определению кадастровой стоимости земельных массивов Московской области, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13.09.2011 N 6254/11, апелляционный суд считает необходимым указать на возможность в таком случае рассмотрения заявления о признании нормативного правового акта недействующим в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре. Указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Закона о кадастре. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о кадастре общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
То обстоятельство, что акты определения кадастровой стоимости земельных участков датированы позднее 01.01.2012, не свидетельствует о незаконности определения данной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в соответствии с требованиями налогового законодательства - по истечении месяца с даты публикации распоряжения.
Доводов о том, что размер кадастровой стоимости определен неверно на основании распоряжения 236-РМ, не заявлялся, доводы заявления и жалобы сводятся к невозможности руководствоваться названным нормативным актом, в связи с чем учитывая отсутствие возражений по правильности расчета кадастровой стоимости по распоряжению, апелляционный суд считает, что в данном конкретном случае отсутствие актов определения кадастровой стоимости относительно двух земельных участков в кадастровых делах, само по себе не нарушает прав заявителя.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
При принятии решения по делу апелляционным судом также учитывались требования к обеспечению единообразия применения арбитражными судами законодательства (судебные акты по делам N А41-39334/12, А41-39335/12, А41-41828/11, А41-37286/12, А41-39331/12, А41-34624/12, А41-38598/2012, в том числе постановления Федерального арбитражного суда Московского округа).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2013 по делу N А41-35671/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)