Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2015 N Ф06-9/2015 ПО ДЕЛУ N А65-28704/2014

Требование: О признании незаконным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф и пени, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. N Ф06-9/2015

Дело N А65-28704/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителя:
ответчика - Латыпова Д.Д., доверенность от 13.04.2015,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2015 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-28704/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Альфа" (ОГРН 1021602027490, ИНН 1650079641) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным решения, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания Альфа" (далее - заявитель, ООО "Компания Альфа", общество) обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган, ИФНС по г. Набережные Челны Республики Татарстан) о признании незаконным решения от 02.09.2014 N 531 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2015 заявление удовлетворено, решение Инспекции от 02.09.2014 N 531 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекции вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Компания Альфа".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2015 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и третье лицо в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия общества и третьего лица.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 05.02.2014 заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой к уплате в размере 3 764 367 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 16:52:090106:268 и 16:52:0790206:276, в размере рыночной, установленной вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2013 по делу N А65-1063/2013 и от 14.06.2013 по делу N А65-1062/2013.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2013 году земельный налог следовало исчислить, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102), а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году и сведений, внесенных на его основании в кадастр в 2013 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 13.05.2014 N 258.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение о привлечении к налоговой ответственности от 02.09.2014 N 531, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 1 336 721 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N 2.14-0-18/026094@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения и утверждено.
Считая, что решение Инспекции нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2013 по делу N А65-1063/2013 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:52:090106:268, общей площадью 134 970 кв. м, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, Промзона, между проездом N 4 и проездом N 2, указав ее равной рыночной стоимости в размере 67 034 200 руб., что явилось основанием для внесения в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2013 по делу N А65-1062/2013 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:52:090106:273, общей площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, Промзона, между проездом N 4 и проездом N 2, указав ее равной рыночной стоимости в размере 21 552 800 руб., что явилось основанием для внесения в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решения суда по делам N А65-1062/2013 и N А65-1063/2013 исполнены, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2013 внесена в кадастр 01.08.2013.
Суды пришли к правильному выводу о том, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.08.2013.
Как правомерно указали суды, до указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением N 1102.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что земельный налог к уплате за 2013 год: по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090106:268 составляет 2 457 442 руб. (в соответствии с представленным расчетом земельного налога: сумма налога за период с января 2013 года по июль 2013 года (7 месяцев) составит 2 038 445 руб. (232 978 466 * 1,5% * 0,5833); за период с августа по декабрь 2013 года (5 месяцев) составит 418 997 руб. (67 034 200 * 1,5% * 0,4167)); по земельному участку с кадастровым номером 16:52:090106:273 составляет 742 516 руб. (в соответствии с представленным расчетом земельного налога: сумма налога за период с января 2013 года по июль 2013 года (7 месяцев) составит 607800 руб. (69466800 * 1,5% * 0,5833); за период с августа по декабрь 2013 года (5 месяцев) составит 134 716 руб. (21 552 800 * 1,5% * 0,4167)).
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2013 год должен составить 3 764 367 руб., а не 5 101 088 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, выводы судов о том, что с учетом исчисления и уплаты на основании декларации заявителем земельного налога за 2013 год в сумме 3 764 367 руб., земельный налог доначислению не подлежит, являются обоснованными.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А65-28704/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Ф.Г.ГАРИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)