Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N А21-6829/2013

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N А21-6829/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24320/2013) ГУ - Калининградскому отделению Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2013 по делу N А21-6829/2013 (судья Приходько Е.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Алоэ"
к ГУ - Калининградскому отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решения от 24.07.2013 N 882 и требования от 09.08.2013 N 10825

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Алоэ" (адрес: 236011, г. Калининград, ул. Судостроительная, дом 75; ОГРН: 1103925022739; далее - Заявитель, ООО "Алоэ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Калининградского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации (адрес: 236022, г. Калининград, ул. Чайковского, дом 11; ОГРН: 1023900586423; далее - Фонд) от 24.07.2013 N 882 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах и требования от 09.08.2013 N 10825 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 14.01.2013 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. С фонда в пользу ООО "Алоэ" также взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит вынесенное решение отменить.
Ответчик в отзыве просит оставить вынесенное решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Фонд и ООО "Алоэ" представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении Заявителя Фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также правильности произведенных расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период - первый квартал 2013 года, по результатам которой составлен акт от 20.06.2013 N 340944751.
По итогам проверки установлено нарушение заявителем статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в части неправильного применения пониженного тарифа страховых взносов за первый квартал 2013 года в размере 0% к начисленной заработной плате работников ООО "Алоэ", не имеющих соответствующих документов, подтверждающих право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.
23.07.2013 состоялось рассмотрение материалов камеральной проверки.
ООО "Алоэ" представило возражения на акт камеральной проверки.
24.07.2013 Фондом вынесено решение о привлечении Заявителя - плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым ООО "Алоэ" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неправомерное применение пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в размере 14 403 руб. 36 коп. Решением Заявителю также доначислены страховые взносы в размере 72 016 руб. 80 коп. и начислены пени в сумме 393 руб. 90 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов, кроме того Заявителю предписано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
09.08.2013 Фондом вынесено требование N 10825 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на общую сумму 86 814 руб. 06 коп. со сроком исполнения до 29.08.2013.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, отклонил довод Фонда о том, что при отсутствии фармацевтического образования и соответствующих сертификатов специалиста на работников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью, Общество не вправе применять пониженный тариф страховых взносов для таких работников.
В решении суда первой инстанции содержится вывод о том, что Заявитель, будучи аптечной организацией уплачивающей ЕНВД, правомерно применил в первом квартале 2013 года льготный пониженный тариф 0% ко всем выплатам, произведенным всем работникам по трудовым и гражданско-правовым договорам.
В апелляционной жалобе Фонд, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, указывает, что применение пониженных тарифов страховых взносов в 2012-2013 годах возможно только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью. По мнению Фонда, право на занятие фармацевтической деятельностью, следовательно и на применение в отношении них пониженного тарифа страховых взносов, имеют только лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста.
По мнению подателя жалобы, Заявителем нарушено законодательство о страховых взносах, поскольку не представлены доказательства наличия высшего и среднего фармацевтического образования и сертификатов специалиста, подтверждающих право на занятие фармацевтической деятельностью лиц, к выплатам в пользу которых ООО "Алоэ" применен пониженный тариф страховых взносов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество осуществляет фармацевтическую деятельность в качестве аптечной организации, действующей на основании лицензии, следовательно, пунктом 10 статьи 58 Закона N 212-ФЗ именно Обществу предоставлено право применять пониженные тарифы страховых взносов.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании части 1 статьи 18 и пункта 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии со статьей 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В статье 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в 2012 - 2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году: ПФР - 20 процентов; ФСС РФ - 0,0 процента; ФФОМС - 0,0 процента.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Заявитель является действующим юридическим лицом, осуществляет фармацевтическую деятельность Из материалов дела также следует, что ООО "Алоэ" также является плательщиком ЕНВД.
Заявитель при расчете размера страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.03.2013 применил тариф, установленный в вышеуказанной норме Федерального закона N 212-ФЗ с учетом того, что он является фармацевтической организацией и плательщиком ЕНВД.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" N 61-ФЗ (далее - Закон N 61-ФЗ) осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из анализа приведенных положений следует, что понятие, определенное в пункте 2 части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ, "право лица на занятие фармацевтической деятельностью" не является тождественным понятию "осуществление фармацевтической деятельности", предусмотренному в пункте 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. При этом законодателем в данном пункте используется термин "осуществление", а не "занятие" фармацевтической деятельностью, который является шире последнего по своему значению.
Исходя из положений Федерального закона N 61-ФЗ, фармацевтическую деятельность осуществляет организация в целом, а все физические лица, состоящие в трудовых отношениях с осуществляющей фармацевтическую деятельность организацией являются лицами, занятыми в фармацевтической деятельности хозяйствующего субъекта.
Следует также принять во внимание, что, согласно определению понятия "фармацевтической деятельности", указанный вид деятельности включает в себя широкий комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, изготовлению лекарственных препаратов, в котором помимо фармацевтов-провизоров участвуют иные работники организации.
С учетом этого, возможность применения субъектом пониженных тарифов страховых взносов зависит от вида осуществляемой именно организацией деятельности и применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Исходя из изложенного, субъектом применения пониженного тарифа при соблюдении указанных условий будет выступать организация в целом. Кроме того, апелляционный суд применительно к данному выводу учитывает, что пункт 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ содержит отсылочные нормы на положения Федерального закона N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в части признания их аптечными, но не указывает на необходимость соответствия трудоустроенного в них физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения, называемым фондом социального страхования критериям: соответствующее образование, сертификат специалиста. С учетом этого, оснований для толкования понятия "производимых выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в связи с осуществлением фармацевтической деятельности", как только на лиц, имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста, не имеется.
Принимая во внимание, что Заявитель относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, вывод Фонда о том, что при отсутствии соответствующих сертификатов специалиста на работников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью, такие организации не вправе применять пониженный тариф страховых взносов в отношении всех работников, основан на неверном толковании норм права.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Фонда о том, что пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не применяется в отношении работников Общества, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2013 по делу N А21-6829/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья
Е.А.СОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)