Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец считает, что земельный налог исчислен налоговым органом неверно, так как налог должен исчисляться исходя из нормативной цены, поскольку кадастровая стоимость земельного участка не была определена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Верещак М.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в судебном заседании 21 января 2015 года дело по апелляционной жалобе Г. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 16 октября 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Г. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Г. - Д. и представителя ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска З., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного земельного налога, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения; местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: <...>, приобретенного у Главного управления по земельным ресурсам Омской области по договору купли-продажи от <...>2010.
В 2011 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N <...>, результаты которой были утверждены приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N N <...>. Однако принадлежащий ему земельный участок не вошел в перечень оцененных участков, кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2011 определена не была.
В связи с этим на 01.01.2012 в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере <...> рублей, определенной на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N <...>.
С целью установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости он в августе 2012 года обратился в суд с соответствующим заявлением. Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.02.2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере рыночной стоимости равной <...> рублей.
Письмом от 13.12.2013 в его адрес было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты земельного налога за 2012 год, в соответствии с которым в отношении указанного земельного участка подлежал уплате земельный налог в размере <...> рублей, который уплачен им в полном размере.
Считает, что земельный налог за 2012 года исчислен налоговым органом неверно и уплачен им в завышенном размере, в связи с чем излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату, в связи с чем 27.05.2014 он обратился в ИФНС NN <...> по <...> г. Омска с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Решением ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска от 10.06.2014, оставленным без изменений решением УФНС по Омской области от 22.07.2014, в осуществлении возврата данного налога ему отказано в связи с отсутствием переплаты по налогу за 2012 год.
Считает данное решение незаконным, нарушающим его права, поскольку на него возложена обязанность по уплате необоснованно установленного налога.
В уведомлении о необходимости уплаты земельного налога за 2012 год сумма налога рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере <...> рублей. Данная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N N <...>, которое признано утратившим силу с 01.01.2012 Постановлением Правительства Омской области от 21.12.2011 N N <...>.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка в порядке, установленном земельным законодательством, не была определена, исчислять земельный налог следовало исходя из нормативной стоимости земельного участка.
Просил признать незаконным решение ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска от 10.06.2014, обязать ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в размере <...> рублей.
Г. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Г. - Х. заявленные требования поддержал.
Представитель ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска З. в судебное заседании требования Г. не признала.
Представитель третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, вновь ссылаясь на то, что земельный налог за 2012 год необходимо было исчислять исходя из нормативной стоимости земельного участка, поскольку на 01.01.2012 нормативный акт, устанавливавший его кадастровую стоимость, утратил силу. Ссылки суда на то, что он не обращался по поводу внесения изменений в ГКН в части установления иной кадастровой стоимости, являются необоснованными, поскольку связь между изменением кадастровой стоимости на основании судебного акта от 2013 года и процедурой исчисления налога за 2012 год отсутствует. Исходя из позиции Конституционного суда РФ, лишь наличие кадастровой стоимости, утвержденной в установленном законодательством порядке действующим нормативным актом является основанием для применения данной величины в качестве налоговой базы по земельному налогу в соответствующем налоговом периоде, в случае отсутствия такого акта кадастровая стоимость земельного участка является неопределенной, в связи с чем подлежит применению нормативная цена земли.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании п. 2 ст. 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков регулируется земельным законодательством.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Из пункта 1 указанных Правил следует, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Состав, порядок и основания внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости определены Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и изданными в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
В целях реализации названного Закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 03.02.2014 N 71 утвердило Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, согласно п. 7 которых орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся во вступившем в силу акте об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества утвержден Приказом Росреестра N П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011.
В соответствии с п. 1 Порядка Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации предоставляют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в соответствующие Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.
Управления Росреестра представляют сведения в соответствии с Формой в соответствующие Управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения ГУЗР Омской области N N <...> от 22.07.2010 и договора купли-продажи земельного участка N N <...> от 27.07.2010 Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: <...> (л.д. <...>).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости 30.06.2010 на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного Управлением Росреестра по Омской области, рассчитана с использованием удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N N <...> "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района <...>", и составляла <...> рублей.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N N <...> "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" утверждены: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N <...> на 1 января 2011 года согласно приложению N 1; средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов города Омска по видам разрешенного использования согласно приложению N 2.
При этом, кадастровая стоимость спорного земельного участка указанным документом определена не была.
Постановлением Правительства Омской области от 21.12.2011 N N <...> Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N N <...> признано утратившим силу с 01.01.2012.
В связи с чем Г. обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2012 равной рыночной <...> руб.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.02.2013, вступившим в законную силу 20.03.2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> установлена в размере рыночной стоимости - <...> рублей. При этом, данное решение суда не содержат выводов об установлении вместо недостоверной кадастровой стоимости спорного земельного участка кадастровой стоимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 и внесении указанных изменений в государственный кадастр недвижимости с данной даты. В решении указано, что установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости может иметь место лишь с момента вступления в законную силу решения суда (л.д. <...>).
ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска был исчислен земельный налог Г. за 2012 год из кадастровой стоимости земельного участка в размере <...>. и 13.12.2013 направлено налоговое уведомление N N <...> на уплату земельного налога в сумме <...> рублей, который заявителем был уплачен (л.д. <...>).
27.05.2014 Г. обратился в ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, со ссылкой на то, что сумма налога рассчитана не верно исходя из кадастровой стоимости <...> рублей. Исчисление же земельного налога должно производиться исходя из нормативной цены, так как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 не определена (л.д. <...>).
Решением ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска от 10.06.2014 N N <...>, оставленным без изменений решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 22.07.2014 N N <...>, налоговый орган отказал Г. в осуществлении возврата в связи с отсутствием переплаты по налогу за 2012 год (л.д. <...>).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств с учетом указанных норм права, правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Г. требований.
Ни перечисленными выше нормативными актами, ни нормами налогового законодательства не предусмотрено право налогового органа проверять достоверность передаваемых ему уполномоченными органами сведений об объектах налогообложения, в том числе, сведений о кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом. Налогоплательщик, равно как и налоговый орган, не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости земельного участка.
Факт наличия и предоставления в налоговой орган органом кадастрового учета на момент исчисления земельного налога за 2012 год в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего Г. земельного участка в размере <...> рублей подтверждается представленными в материалы дела документами.
Так, по сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" от 23.05.2014 (на запрос ИФНС N N <...> по <...> г. Омска) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> по состоянию на 01.01.2013 составила <...> рублей. С 11.02.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости <...> рублей (на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 11.02.2013) (л.д. <...>).
Аналогичные сведения были представлены 27.01.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Омску и Омской области в ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска.
Следовательно, при расчете Г. земельного налога за 2012 год налоговым органом обоснованно использована кадастровая стоимость земельного участка на основании сведений, полученных из органа кадастрового учета.
Изменения кадастровой стоимости земельного участка могут быть учтены при исчислении земельного налога только после их внесения в государственный кадастр недвижимости, в связи с этим, право на перерасчет сумм земельного налога возникает только, с даты изменения кадастровой стоимости земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Г. требований.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что земельный налог за 2012 год необходимо было исчислять исходя из нормативной стоимости, однако данные доводы не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения суда.
Вопросы порядка исчисления налога на земельные участки регулируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Одним из критериев определения налоговой базы являются сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, предоставляемые в налоговый орган органом кадастрового учета.
В данном случае размер налога определен исходя из информации о кадастровой стоимости спорного земельного участка, предоставленной в ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Омску и Омской области.
В целом доводы апелляционной жалобы Г. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств и свидетельствую о ином понимании закона, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 16 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-190/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного земельного налога.Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец считает, что земельный налог исчислен налоговым органом неверно, так как налог должен исчисляться исходя из нормативной цены, поскольку кадастровая стоимость земельного участка не была определена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу N 33-190/2015
Председательствующий: Верещак М.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в судебном заседании 21 января 2015 года дело по апелляционной жалобе Г. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 16 октября 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Г. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Г. - Д. и представителя ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска З., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного земельного налога, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения; местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: <...>, приобретенного у Главного управления по земельным ресурсам Омской области по договору купли-продажи от <...>2010.
В 2011 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N <...>, результаты которой были утверждены приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N N <...>. Однако принадлежащий ему земельный участок не вошел в перечень оцененных участков, кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2011 определена не была.
В связи с этим на 01.01.2012 в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере <...> рублей, определенной на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N <...>.
С целью установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости он в августе 2012 года обратился в суд с соответствующим заявлением. Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.02.2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере рыночной стоимости равной <...> рублей.
Письмом от 13.12.2013 в его адрес было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты земельного налога за 2012 год, в соответствии с которым в отношении указанного земельного участка подлежал уплате земельный налог в размере <...> рублей, который уплачен им в полном размере.
Считает, что земельный налог за 2012 года исчислен налоговым органом неверно и уплачен им в завышенном размере, в связи с чем излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату, в связи с чем 27.05.2014 он обратился в ИФНС NN <...> по <...> г. Омска с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Решением ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска от 10.06.2014, оставленным без изменений решением УФНС по Омской области от 22.07.2014, в осуществлении возврата данного налога ему отказано в связи с отсутствием переплаты по налогу за 2012 год.
Считает данное решение незаконным, нарушающим его права, поскольку на него возложена обязанность по уплате необоснованно установленного налога.
В уведомлении о необходимости уплаты земельного налога за 2012 год сумма налога рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере <...> рублей. Данная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N N <...>, которое признано утратившим силу с 01.01.2012 Постановлением Правительства Омской области от 21.12.2011 N N <...>.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка в порядке, установленном земельным законодательством, не была определена, исчислять земельный налог следовало исходя из нормативной стоимости земельного участка.
Просил признать незаконным решение ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска от 10.06.2014, обязать ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в размере <...> рублей.
Г. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Г. - Х. заявленные требования поддержал.
Представитель ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска З. в судебное заседании требования Г. не признала.
Представитель третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, вновь ссылаясь на то, что земельный налог за 2012 год необходимо было исчислять исходя из нормативной стоимости земельного участка, поскольку на 01.01.2012 нормативный акт, устанавливавший его кадастровую стоимость, утратил силу. Ссылки суда на то, что он не обращался по поводу внесения изменений в ГКН в части установления иной кадастровой стоимости, являются необоснованными, поскольку связь между изменением кадастровой стоимости на основании судебного акта от 2013 года и процедурой исчисления налога за 2012 год отсутствует. Исходя из позиции Конституционного суда РФ, лишь наличие кадастровой стоимости, утвержденной в установленном законодательством порядке действующим нормативным актом является основанием для применения данной величины в качестве налоговой базы по земельному налогу в соответствующем налоговом периоде, в случае отсутствия такого акта кадастровая стоимость земельного участка является неопределенной, в связи с чем подлежит применению нормативная цена земли.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России N N <...> по <...> АО г. Омска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании п. 2 ст. 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков регулируется земельным законодательством.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Из пункта 1 указанных Правил следует, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Состав, порядок и основания внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости определены Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и изданными в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
В целях реализации названного Закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 03.02.2014 N 71 утвердило Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, согласно п. 7 которых орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся во вступившем в силу акте об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества утвержден Приказом Росреестра N П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011.
В соответствии с п. 1 Порядка Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации предоставляют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в соответствующие Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.
Управления Росреестра представляют сведения в соответствии с Формой в соответствующие Управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения ГУЗР Омской области N N <...> от 22.07.2010 и договора купли-продажи земельного участка N N <...> от 27.07.2010 Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, местоположение которого установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: <...> (л.д. <...>).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости 30.06.2010 на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного Управлением Росреестра по Омской области, рассчитана с использованием удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N N <...> "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района <...>", и составляла <...> рублей.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N N <...> "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" утверждены: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N <...> на 1 января 2011 года согласно приложению N 1; средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов города Омска по видам разрешенного использования согласно приложению N 2.
При этом, кадастровая стоимость спорного земельного участка указанным документом определена не была.
Постановлением Правительства Омской области от 21.12.2011 N N <...> Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N N <...> признано утратившим силу с 01.01.2012.
В связи с чем Г. обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2012 равной рыночной <...> руб.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.02.2013, вступившим в законную силу 20.03.2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> установлена в размере рыночной стоимости - <...> рублей. При этом, данное решение суда не содержат выводов об установлении вместо недостоверной кадастровой стоимости спорного земельного участка кадастровой стоимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 и внесении указанных изменений в государственный кадастр недвижимости с данной даты. В решении указано, что установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости может иметь место лишь с момента вступления в законную силу решения суда (л.д. <...>).
ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска был исчислен земельный налог Г. за 2012 год из кадастровой стоимости земельного участка в размере <...>. и 13.12.2013 направлено налоговое уведомление N N <...> на уплату земельного налога в сумме <...> рублей, который заявителем был уплачен (л.д. <...>).
27.05.2014 Г. обратился в ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, со ссылкой на то, что сумма налога рассчитана не верно исходя из кадастровой стоимости <...> рублей. Исчисление же земельного налога должно производиться исходя из нормативной цены, так как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 не определена (л.д. <...>).
Решением ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска от 10.06.2014 N N <...>, оставленным без изменений решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 22.07.2014 N N <...>, налоговый орган отказал Г. в осуществлении возврата в связи с отсутствием переплаты по налогу за 2012 год (л.д. <...>).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств с учетом указанных норм права, правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Г. требований.
Ни перечисленными выше нормативными актами, ни нормами налогового законодательства не предусмотрено право налогового органа проверять достоверность передаваемых ему уполномоченными органами сведений об объектах налогообложения, в том числе, сведений о кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом. Налогоплательщик, равно как и налоговый орган, не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости земельного участка.
Факт наличия и предоставления в налоговой орган органом кадастрового учета на момент исчисления земельного налога за 2012 год в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего Г. земельного участка в размере <...> рублей подтверждается представленными в материалы дела документами.
Так, по сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" от 23.05.2014 (на запрос ИФНС N N <...> по <...> г. Омска) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> по состоянию на 01.01.2013 составила <...> рублей. С 11.02.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости <...> рублей (на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 11.02.2013) (л.д. <...>).
Аналогичные сведения были представлены 27.01.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Омску и Омской области в ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска.
Следовательно, при расчете Г. земельного налога за 2012 год налоговым органом обоснованно использована кадастровая стоимость земельного участка на основании сведений, полученных из органа кадастрового учета.
Изменения кадастровой стоимости земельного участка могут быть учтены при исчислении земельного налога только после их внесения в государственный кадастр недвижимости, в связи с этим, право на перерасчет сумм земельного налога возникает только, с даты изменения кадастровой стоимости земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Г. требований.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что земельный налог за 2012 год необходимо было исчислять исходя из нормативной стоимости, однако данные доводы не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения суда.
Вопросы порядка исчисления налога на земельные участки регулируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Одним из критериев определения налоговой базы являются сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, предоставляемые в налоговый орган органом кадастрового учета.
В данном случае размер налога определен исходя из информации о кадастровой стоимости спорного земельного участка, предоставленной в ИФНС N N <...> по <...> АО г. Омска Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Омску и Омской области.
В целом доводы апелляционной жалобы Г. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств и свидетельствую о ином понимании закона, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 16 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)