Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.07.2015 ПО ДЕЛУ N 4А-512/2015

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. по делу N 4а-512/2015


Заместитель председателя Иркутского областного суда Новокрещенов Н.С., рассмотрев жалобу К. на постановление мирового судьи судебного участка N 34 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 24 декабря 2014 года и на решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 14 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К.,

установил:

старшим государственным налоговым инспектором ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области Б. 13 ноября 2014 года в отношении К., проживающего по адресу <адрес изъят>, составлен протокол Номер изъят по факту неявки К. на заседание межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения по вопросу получения дохода в 2011-2013 годах от продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности менее трех лет, и непредставления декларации по налогу на доходы за 2011-2013 годы в ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области, в результате чего был нарушен подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 34 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области Зайцевой Т.Л. от 24 декабря 2014 года К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области Пермякова Е.В. от 14 апреля 2015 года данное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, К., не соглашаясь с постановлением и решением, просит об отмене данных судебных актов, считая их незаконными. Утверждает, что в протоколе не описано событие правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о месте и времени составления протокола уведомлен не был, прав налогового органа не нарушал.
Проверив с учетом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
При осуществлении такого вида государственного контроля, как налоговый контроль, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются (пункт 4 части 3.1 статьи 1 названного Федерального закона).
Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Статья 23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)" Налогового кодекса Российской Федерации в отношении граждан предусматривает, что налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (часть 1).
Кроме того, налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы (часть 2.1).
Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:
1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;
2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);
3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (часть 3.1).
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5).
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривая право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, не устанавливает обязанность налогоплательщика явиться в налоговый орган для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы" предусматривает, что предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.
Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:
- Налогоплательщики - физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.
Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), находящегося в собственности менее 3-х лет. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.
С целью побуждения налогоплательщика (руководителя, собственника, ИП) к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин убытка, низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса вычетов по НДС, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ, а также в целях исправления ошибок (искажений) налоговой отчетности налогоплательщику направляется информационное письмо по форме, рекомендованной в Приложении N 11 к настоящему письму.
В указанном информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. В информационном письме необходимо предложить налогоплательщику уточнить свои налоговые обязательства в порядке, установленном статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов сотрудниками организации, подлежащих налогообложению, и др.
Информационное письмо следует направлять налогоплательщику заблаговременно - рекомендуется не позднее чем за 1 месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций, погашения задолженности по НДФЛ, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания приглашения на комиссию, устанавливается для налогоплательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.
По истечении установленного срока, в случае непредставления уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства (уменьшающих убыток), непогашения задолженности по НДФЛ, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (в редакции приказа ФНС России от 23.07.2012 N ММВ-7-2/511@).
Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Так, уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) содержит графу "Подпись руководителя организации (филиала, представительства, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, иного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (физического лица) (представителя)".
В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (в редакции приказа ФНС России от 23.07.2012 N ММВ-7-2/511@).
Неявка налогоплательщика фиксируется в протоколе заседания комиссии.
В случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, следует решить вопрос о целесообразности проведения в отношении них следующих мероприятий:
- - повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС России;
- - вызов налогоплательщика на аналогичную комиссию в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации;
- - вызов налогоплательщика на межведомственную комиссию при администрациях субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала Российской Федерации соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований);
- - проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
- - подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы").
Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия (бездействие) граждан и должностных лиц, которые оказали неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
Постановлением мирового судьи К. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неявку на заседание межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения по вопросу получения дохода в 2011-2013 годах от продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности менее трех лет, и непредставления декларации по налогу на доходы за 2011-2013 годы в ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области, в результате чего был нарушен подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
Однако, мировым судьей не установлено и в постановлении не указано, какому именно законному распоряжению какого именно должностного лица какого органа в процессе осуществления этим органом государственного надзора (контроля), муниципального контроля не повиновался К., хотя данные обстоятельства по настоящему делу являются юридически значимыми.
В жалобе в Ангарский городской суд К. утверждал, что не был надлежаще уведомлен о месте и времени проведения заседания межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения. Данный довод жалобы требовал проверки с учетом разъяснения, содержащегося в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы" и приказе ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (в редакции приказа ФНС России от 23.07.2012 N ММВ-7-2/511@) относительно процедуры организации и проведения такого заседания.
Из материалов дела не следует, что К. как налогоплательщику в целях погашения задолженности по НДФЛ было направлено информационное письмо по форме, рекомендованной в Приложении N 11 к Письму ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. Нет доказательств того, что ему было вручено уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (в редакции приказа ФНС России от 23.07.2012 N ММВ-7-2/511@).
Копия письма N 289 от 22.09.2014 "О предоставлении информации" (л.д. 2), направленного К. инспекцией ФНС по г. Ангарску Иркутской области, содержит приглашение К. на заседание Комиссии по легализации объектов налогообложения для дачи объяснений. При этом, К. признан виновным в неявке на заседание межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения, хотя на межведомственную комиссию К. вызван не был.
Исходя из положений статей 2.1, 2.2, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного судопроизводства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.
Субъекты правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу части 1 статьи 1.5, части 1 статьи 2.1 и статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, во всяком случае подлежат ответственности только при наличии вины.
По настоящему делу выводы судебных инстанций о доказанности вины К. в совершении вменяемого ему правонарушения должным образом не мотивированы.
Изложенное свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций основаны на неполно установленных обстоятельствах дела, неправильно оцененных доказательствах, недостаточном анализе нормативных актов, подлежавших применению по данному делу. Таким образом, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей и судьей Ангарского городского суда выполнены не были.
При указанных обстоятельствах на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи судебного участка N 34 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области по данному делу в отношении К. подлежат отмене, а производство по делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Жалобу К. следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 34 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 24 декабря 2014 года и решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 14 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Жалобу К. удовлетворить.

Заместитель председателя
Иркутского областного суда
Н.С.НОВОКРЕЩЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)