Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Набиуллина Фарида Масабиховича - Набиуллина Ф.М (доверенность от 12.12.2014 N 16 АА 2024429),
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан - Ивановой Т.Д. (доверенность от 14.05.2015 N 2.2-0-26/05115),
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2015 года по делу N А65-30801/2014 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Набиуллина Фарида Масабиховича (ИНН 164500251473, ОГРНИП 304164508600141), п. Карабаш, Бугульминский район, Республика Татарстан,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма, Республика Татарстан,
о признании незаконным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Набиуллин Фарид Масабихович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Набиуллин Ф.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 17 по Республике Татарстан) от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 в части доначисления земельного налога за 2013 год, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа (л.д. 3-4).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 по делу N А65-30801/2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 недействительным в части начисления земельного налога за 2013 год в сумме 37705 руб., а также соответствующие пени и налоговые санкции, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 17 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Набиуллина Фарида Масабиховича (ОГРН 304164508600141, ИНН 164500251473).
В остальной части заявленных требований отказано (л.д. 88-90).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и принять по делу новый судебный акт (л.д. 97-98).
Предприниматель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель предпринимателя отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:51:011801:0058, общей площадью 2174 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. Чайковского, зд. 19А (свидетельство о государственной регистрации от 14.05.2012).
07.05.2014 заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой к уплате в размере 22440 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 по делу N А65-27547/2013 (л.д. 12-17).
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу, что в 2013 году земельный налог следовало исчислить предпринимателю исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 21.08.2014 N 2.7-0-34/805.
Рассмотрев акт проверки и представленные предпринимателем возражения, налоговым органом принято решение от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, которым предпринимателю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 45246 руб. и штраф в сумме 6529,20 руб. (л.д. 18-22).
Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился с жалобой в Управление ФНС России по Республики Татарстан.
Решением Управления ФНС России по Республики Татарстан от 21.11.2014 N 2.14-0-19/02186зГ@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (л.д. 32-34).
Считая, что решение инспекции нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, частично удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Согласно государственной оценки земельных участков, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, принадлежащего ИП Набиуллину Ф.М., на 01.01.2013 составляла 7 239 093,90 руб.
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 по делу N А65-27547/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, общей площадью 2174 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. Чайковского, зд. 19А, равной его рыночной стоимости в размере 2400000 руб. (л.д. 12-17), что явилось основанием для внесения в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-27547/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 внесена в кадастр 06.03.2013 (л.д. 67).
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащего предпринимателю, установленная решением не подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 06.03.2013. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 21.01.2013, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2014, является несостоятельным.
Следовательно, земельный налог к уплате за 2013 год по вышеуказанному земельному участку составляет 29981 руб. (в соответствии с представленным расчетом земельного налога: сумма налога за период с января 2013 года по февраль 2013 года (2 месяца) составит 11281 руб. (7239093,90 * 0,935% / 12 * 2); за период с марта 2013 по декабрь 2013 года (10 месяцев) составит 18700 руб. (2400000 * 0,935% / 12 * 10)).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что с учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанному участку, земельный налог к уплате за 2013 год должен составить 29981 руб., а не 67686 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2013 год в сумме 22440 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 7541 руб., а не в сумме 45246 руб., как указано в оспариваемом решении.
Таким образом, доначисление налога в сумме 37705 руб. необоснованно (45246 руб. - 7541 руб.).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что решение налоговой инспекции от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 в части начисления земельного налога за 2013 год в сумме 37705 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2015 года по делу N А65-30801/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2015 N 11АП-4876/2015 ПО ДЕЛУ N А65-30801/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N А65-30801/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Набиуллина Фарида Масабиховича - Набиуллина Ф.М (доверенность от 12.12.2014 N 16 АА 2024429),
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан - Ивановой Т.Д. (доверенность от 14.05.2015 N 2.2-0-26/05115),
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2015 года по делу N А65-30801/2014 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Набиуллина Фарида Масабиховича (ИНН 164500251473, ОГРНИП 304164508600141), п. Карабаш, Бугульминский район, Республика Татарстан,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма, Республика Татарстан,
о признании незаконным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Набиуллин Фарид Масабихович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Набиуллин Ф.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 17 по Республике Татарстан) от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 в части доначисления земельного налога за 2013 год, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа (л.д. 3-4).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 по делу N А65-30801/2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 недействительным в части начисления земельного налога за 2013 год в сумме 37705 руб., а также соответствующие пени и налоговые санкции, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 17 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Набиуллина Фарида Масабиховича (ОГРН 304164508600141, ИНН 164500251473).
В остальной части заявленных требований отказано (л.д. 88-90).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и принять по делу новый судебный акт (л.д. 97-98).
Предприниматель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель предпринимателя отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:51:011801:0058, общей площадью 2174 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. Чайковского, зд. 19А (свидетельство о государственной регистрации от 14.05.2012).
07.05.2014 заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой к уплате в размере 22440 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 по делу N А65-27547/2013 (л.д. 12-17).
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу, что в 2013 году земельный налог следовало исчислить предпринимателю исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 21.08.2014 N 2.7-0-34/805.
Рассмотрев акт проверки и представленные предпринимателем возражения, налоговым органом принято решение от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, которым предпринимателю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 45246 руб. и штраф в сумме 6529,20 руб. (л.д. 18-22).
Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился с жалобой в Управление ФНС России по Республики Татарстан.
Решением Управления ФНС России по Республики Татарстан от 21.11.2014 N 2.14-0-19/02186зГ@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (л.д. 32-34).
Считая, что решение инспекции нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, частично удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Согласно государственной оценки земельных участков, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, принадлежащего ИП Набиуллину Ф.М., на 01.01.2013 составляла 7 239 093,90 руб.
Судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 по делу N А65-27547/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:51:011801:0058, общей площадью 2174 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Лениногорск, ул. Чайковского, зд. 19А, равной его рыночной стоимости в размере 2400000 руб. (л.д. 12-17), что явилось основанием для внесения в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-27547/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 внесена в кадастр 06.03.2013 (л.д. 67).
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащего предпринимателю, установленная решением не подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 06.03.2013. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 21.01.2013, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2014, является несостоятельным.
Следовательно, земельный налог к уплате за 2013 год по вышеуказанному земельному участку составляет 29981 руб. (в соответствии с представленным расчетом земельного налога: сумма налога за период с января 2013 года по февраль 2013 года (2 месяца) составит 11281 руб. (7239093,90 * 0,935% / 12 * 2); за период с марта 2013 по декабрь 2013 года (10 месяцев) составит 18700 руб. (2400000 * 0,935% / 12 * 10)).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что с учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанному участку, земельный налог к уплате за 2013 год должен составить 29981 руб., а не 67686 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2013 год в сумме 22440 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 7541 руб., а не в сумме 45246 руб., как указано в оспариваемом решении.
Таким образом, доначисление налога в сумме 37705 руб. необоснованно (45246 руб. - 7541 руб.).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что решение налоговой инспекции от 10.10.2014 N 2.7-0-34/833 в части начисления земельного налога за 2013 год в сумме 37705 руб., а также соответствующих пеней и налоговых санкций, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2015 года по делу N А65-30801/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)