Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2014 ПО ДЕЛУ N А65-26982/2013

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2014 г. по делу N А65-26982/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТрансТехСервис-32" - Бабанова Ю.В., доверенность от 01.11.2013 N 2076/13,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2014 года по делу N А65-26982/2013 (судья Воробьев Р.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансТехСервис-32" (ОГРН 1111690021827, ИНН 1658125258), г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735), г. Казань,
о признании незаконными решений от 12.09.2013 N 1792 и N 1793 и обязании возвратить излишне уплаченные налоги на прибыль,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТрансТехСервис-32" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани о признании незаконными решения от 12.09.2013 N 1792 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 559 356 руб., и решения от 12.09.2013 N 1793 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 62 151 руб., а также об обязании Инспекции возвратить излишне уплаченный налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 62 151 руб., и излишне уплаченный налог на прибыль, зачисляемы в бюджеты субъектов РФ, в размере 559 356 руб.
Решением суда 1 инстанции от 10 февраля 2014 года заявление удовлетворено полностью, оспариваемые решения Инспекции признаны незаконными, суд обязал Инспекцию возвратить налогоплательщику излишне уплаченный налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 62 151 руб. и излишне уплаченный налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, в размере 559 356 руб.
Кроме того, с Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда 1 инстанции и принять новый судебный акт.
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансТехСервис-32" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда 1 инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 15.04.2014 представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании 12.05.2014 поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
От Инспекции представитель в судебное заседание 12.05.2014 не явился, извещена надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014 по настоящему делу в связи с нахождением судьи Кузнецова В.В. в отпуске (приказ от 17.04.2014 N 106/к) в составе суда в судебном заседании 12.05.2014 произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Бажана П.В.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела производится с самого начала.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалам дела, по результатам проведенной совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 21.08.2013 у ООО "ТрансТехСервис-32" была выявлена переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 107 550 руб., зачисляемому в бюджет субъектов РФ, в сумме 967 942 руб., что отражено в акте сверки расчетов по налогу на прибыль N 9273 по состоянию на 21.08.2013 (л.д. 15-23).
21.08.2013 Общество обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани с заявлением N 21 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 62 151 руб. и с заявлением N 22 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в сумме 559 356 руб. (л.д. 13-14).
12.09.2013 Инспекция вынесла решения N 1792 и N 1793 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов (л.д. 24-25).
При этом в обоснование отказа Инспекция сослалась то обстоятельство, что данная переплата в карточке РСБ образовалась по причине минусовых перерасчетов налога, по суммам ранее начисленных авансовых платежей по итогам 2012 г., 1 квартал 2013 г. В рамках проведения контрольных мероприятий по налоговой декларации налогоплательщику направлено уведомление о представлении пояснений или уточненных расчетов. Налогоплательщику предложено представить в инспекцию новое заявление о перечислении суммы на расчетный счет.
Между тем в силу очевидной неопределенности своего содержания и отсутствия ссылок на соответствующие положения закона оспариваемые решения налогового органа на правилах, предусмотренных ст. 21, 78 НК РФ, не основаны.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная ст. 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов производится в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
Порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченных сумм налогов регулируется ст. 78 НК РФ.
В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Для реализации налогоплательщиком указанных положений Кодекса и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Кодекса).
Из материалов дела следует, что акт сверки расчетов по налогу на прибыль был составлен за период с 01.01.2013 по 20.08.2013 по состоянию расчетов на 21.08.2013.
В соответствии с актом у налогоплательщика имеется переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 107 550 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в размере 967 942 руб.
Общество выполнило требования названных положений Кодекса - своевременно обратилось с соответствующим заявлением, провело сверку расчетов.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Кодекса и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода.
По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Кодекса).
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Общество представило в материалы дела налоговые декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды 9 месяцев, 4 квартал 2012 года, за 3,6 и 9 месяцев 2013 г., в том числе уточненные, платежные поручения, подтверждающие уплату сумм авансовых платежей по налогу на прибыль за указанные отчетные периоды (л.д. 37-82).
Указанные налоговые декларации и платежные поручения представлены Обществом и в заседании суда апелляционной инстанции для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в порядке п. 2 ст. 268 АПК РФ.
Из содержания указанных документов, письменных пояснений заявителя и Инспекции (л.д. 87, 88, 89-91), а также письменных пояснений Инспекции от 30.04.2014, представленных в суд апелляционной инстанции, отзыва на апелляционную жалобу (л.д. 140-141), объяснений представителя Общества в заседании суда апелляционной инстанции следует, что согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, составила 68 408 руб., в бюджет субъекта РФ - 615 670 руб.
Данные суммы налогов были уплачены обществом 29.10.2012 платежными поручениями N 169 и N 171 (л.д. 80, 82).
Авансы предстоящих платежей в федеральный бюджет в 4 квартале 2012 года начислены в размере 68 408 руб. (строка 300 декларации), в бюджет субъекта РФ - 615 670 руб. (строка 310 декларации). Уплата авансовых платежей за 4 квартал 2012 года осуществлена обществом платежными поручениями:
1. N 172 от 29.10.2012 на сумму 205 223 руб.
2. N 170 от 29.10.2012 па сумму 22 803 руб.
3. N 245 от 27.11.2012 на сумму 22 803 руб.
4. N 246 от 27.11.2012 на сумму 205 223 руб.
5. N 322 от 27.12.2012 на сумму 22 802 руб.
6. N 323 от 27.12.2012 на сумму 205 224 руб.
Согласно уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2012 года убыток составил 871 979 руб. Сумма налога к уменьшению по итогам 2012 года составила 136 816 руб. в федеральный бюджет, 1 231 340 руб. - в бюджет субъекта РФ.
Данный убыток образовался по причине понесения расходов на формирование производственной и технической базы согласно требованиям дилерского договора.
По состоянию на 01.01.2013 переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 136 816 руб., в бюджет субъекта РФ - 1 231 340 руб.
В налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года в строке 330 указаны суммы ежемесячных налоговых платежей, подлежащих уплате в 1 квартале 2013 года в размере 68 408 руб. в бюджет РФ, 615 670 руб. - в бюджет субъекта РФ (строка 340).
Уплата авансовых платежей за 1 квартал 2013 года осуществлена обществом платежными поручениями:
1. N 36 от 28.01.2013 на сумму 205 223 руб.
2. N 37 от 29.01.2013 на сумму 22 803 руб.
3. N 108 от 28.02.2013 на сумму 22 803 руб.
4. N 109 от 28.02.2013 на сумму 205 223 руб.
5. N 218 от 28.03.2013 на сумму 22 802 руб.
6. N 219 от 28.03.2013 на сумму 205 224 руб.
Согласно уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 3 месяца 2013 года исчислен налог в размере 68 773 руб., из которых 6 877 руб. в федеральный бюджет, 61 896 руб. в бюджет субъекта РФ.
По состоянию на 01.04.2013 переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 198 347 руб., в бюджет субъекта РФ - 1 785 114 руб.
В уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 3 месяца 2013 года в строке 300 указаны суммы ежемесячных налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет РФ во 2 квартале 2013 года в размере 6 877 руб., в бюджет субъекта РФ - 61 896 руб.
Данные авансовые платежи оплачены не были.
Согласно уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2013 года сумма, подлежащая доплате в федеральный бюджет, составила 61 221 руб., в бюджет субъекта РФ - 550 983 руб.
В силу ст. 287 ПК РФ имевшаяся переплата была зачтена при уплате авансовых платежей но итогам полугодия 2013 года.
Таким образом, по состоянию на 01.07.2013 переплата но налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 130 249 руб., в бюджет субъекта РФ -1 172 235 руб.
В уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2013 года в строке 300 указаны суммы ежемесячных налоговых платежей, подлежащих уплате в 3 квартале 2013 года в размере 68 098 руб. в бюджет РФ и 612 879 руб. в бюджет РТ со следующими сроками уплаты:
1. 29.07.2013-22 699 руб. и 204 293 руб.
2. 28.08.2013-22 699 руб. и 204 293 руб.
3. 30.09.2013-22 700 руб. и 204 293 руб.
Таким образом, на момент составления акта совместной сверки расчетов по налогам N 9273 от 21.08.2013 после осуществления зачета авансовых платежей по сроку уплаты 29.07.2013 переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 107 550 руб., в бюджет субъекта РФ - 967 942 руб.
Данных обстоятельств налоговый орган не оспаривает.
Согласно ч. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
В соответствии с положениями ст. 287 Кодекса ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Таким образом, в 3 квартале 2013 года общество обязано было уплатить авансовые платежи 28.08.2013 и 28.09.2013.
Из материалов дела и объяснений представителя Общества, данным в судебном заседании, следует, что сумма авансового платежа по налогу на прибыль согласно расчету налога на прибыль за 6 месяцев 2013 г. составляет 680 977 руб., из них в федеральный бюджет - 68 098 руб., в бюджеты субъекта РФ - 612 879 руб.
Авансовые платежи, подлежащие уплате по срокам 28.08. и 28.09.2013, составляют 45 399 руб. в федеральный бюджет (680 986 руб. / 3 * 2) и 408 586 - в бюджет субъекта РФ (612 879 руб. / 3 * 2).
Данные платежи Обществом произведены не были, в связи с чем применительно к указанному акту сверки расчетов подл ежащие возврату суммы налога составляют 62 151 руб. (107 550-45 399) - федеральный бюджет, 559 356 руб. (967 942-408 586) - бюджет субъекта РФ.
Данные суммы подтверждаются также сведениями о расчетах Общества с бюджетом по состоянию на 30.09.2013, отраженными в представленных Обществом выписках операций по расчету с бюджетом по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, по состоянию на 25.03.2014.
Доказательств наличия у Общества недоимки по налогу на прибыль или иным налогам, сборам, пеням, штрафам Инспекций не представлено.
Таким образом, у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в возврате спорных сумм налога.
С учетом изложенного доводы Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно удовлетворил заявление налогоплательщика, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2014 года по делу N А65-26982/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Н.АПАРКИН

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)