Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.А. Журавлевой
судей: Л.Е. Ходыревой, С.Н. Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.
при участии: согласно протоколу
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2012 по делу N А27-10424/2011 (судья П.Л. Кузнецов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" (ОГРН 1024200698653, ИНН 4205007950) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 10.06.2011 года N 34774 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 34 533 783 рублей, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 1 859 903,60 рублей, предложения уплатить пени в сумме 1 859 903,37 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2012 г. требования заявителя удовлетворены.
Решение инспекции признано недействительным в части предложения уплатить недоимку по налогу на землю в сумме 30 665 755,90 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 5 119 698,20 руб., а также уплатить пени в сумме 1734472,74 руб. (с учетом переплаты).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального законодательства.
В обоснование жалобы приводит доводы об определении налоговой базы по налогу на землю на основании данных государственного кадастра недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, что соответствует требованиям закона; решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2012 года по делу N А27-13668/2012 не устанавливает иную кадастровую стоимость в спорный налоговый период; зачет переплаты не мог быть произведен на стадии принятия решения налогового органа.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители налогового органа доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представители Общества высказали возражения против доводов апелляционной жалобы, указав на обоснованность судебного акта.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2012 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
ООО ПО "Химпром" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровым номером 42:24:0101018:165, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные объекты (промплощадка), общей площадью 307272 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, д. 40 (право собственности с 24.03.2010 года); с кадастровым номером 42:24:0101018:295, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием насосной станции, шламонакопителями, общей площадью 138211 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35/4 (право собственности с 25.01.2010 года), а также на праве общей долевой собственности (9969/10000) земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленным предприятием по производству жидкого хлора, окисей и их соединений, минеральных солей, тепловой энергии (котельная на природном и коксовом газе), общей площадью 470675 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, д. 35 (право собственности с 22.01.2010 года).
11.04.2011 г. ООО ПО "Химпром" представил в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, где отразило к уплате в бюджет земельный налог в сумме 1 356 600, 00 руб., исчисленный из налогооблагаемой базы - кадастровой стоимости земельных участков в сумме 5 528 440 руб., 18 827 000 руб., 12 290 889 руб.
Однако при проведении камеральной налоговой проверки данной декларации налоговым органом выявлено, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, согласно сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости, составляет соответственно 523 362 212 руб., 1 782 300 316 руб., 1 354 875 939 руб., земельный налог - 34 533 783 руб. (за 1,2 кв. частично, 3, 4 кв. 2010 г.), в связи с чем было принято оспариваемое решение.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области N 513 от 26.07.2011 апелляционная жалоба на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с ненормативным правовым актом ИФНС России по г. Кемерово ООО "ПО "Химпром" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из несоответствия кадастровой и рыночной стоимости земельных участков, что установлено судебными актами, сделав вывод о том, что земельный налог должен быть исчислен с суммы налоговой базы, превышающей кадастровую стоимость, установленную решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2012 г. по делу N А27-13668/2012, а недоимка определена с учетом имеющейся переплаты.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, и статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В статье 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
На основании пункта 12 статьи 396 НК РФ, действовавшего в спорный период, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно представленной налоговому органу информации, кадастровая стоимость спорных земельных участков 05.02.2009 г. утверждена актом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области.
Таким образом, исчисление земельного налога за 2010 год должно было производиться заявителем с применением указанной кадастровой стоимости.
Довод подателя жалобы о необходимости применения в целях исчисления земельного налога за 2009 год кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере его рыночной стоимости, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, он дополнен главой "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В указанном Постановлении также обозначено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2012 г. по делу N А27-13668/12 установлена кадастровая стоимость земельных участков:
- - с кадастровым номером 42:24:0101018:165 площадью 307 272 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 40, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.02.2009 в размере 339 958 607 руб.;
- - с кадастровым номером 42:24:0101018:294 площадью 470 675 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.02.2009 в размере 520 743 893 руб.;
- - с кадастровым номером 42:24:0101018:295 площадью 138 211 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35/4, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.02.2009 в размере 152 913 442 руб.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012, заявленные требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной стоимости этих участков по состоянию на 05.02.2009. В части требования об установлении такой стоимости с 05.02.2009 отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 судебные акты отменены в части удовлетворения требований с указанием на дату, по состоянию на которую определена рыночная стоимость спорных земельных участков. В этой части суд кассационной инстанции принял новое решение об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2013 г. отказано в передаче дела N А27-13668/12 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора указанных судебных актов.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае в судебном порядке установлена рыночной стоимость земельных участков, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и, соответственно, использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 также указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, из которого суды исходили при рассмотрении спора, сформулировано, что правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимость в качестве новой кадастровой стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Из названных позиций не следует, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с более раннего момента.
Таким образом, установленная решением суда по делу N А27-13668/12 рыночная стоимость спорных земельных участков будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
Налоговая база по земельному налогу в оспариваемом решении налогового органа определена на основании сведений государственного земельного кадастра, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для исчисления земельного налога, исходя из рыночной стоимости.
Следовательно, выводы суда первой инстанции в указанной части основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Доводы апеллянта о необходимости учета переплаты при принятии налоговым органом решения о доначислении сумм налога суд апелляционной инстанции находит подлежащими отклонению.
Согласно статье 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по тем или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При этом, налоговому органу предоставлено право самостоятельно производить зачет в предусмотренных законом случаях.
Проведение зачета до вступления решения налогового органа в законную силу не предусмотрено.
Таким образом, с учетом изложенного, исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 N 4050/12, указание в решении инспекции на предложение обществу уплатить недоимку по налогу без учета имеющейся на момент вынесения этого решения переплаты по этому налогу не является нарушением прав общества и не может служить основанием для признания решения налогового органа недействительным.
В данном случае, переплата подлежит учету налоговым органом на момент принудительного исполнения решения о привлечения к налоговой ответственности путем вынесения налоговым органом решения о зачете имеющейся переплаты в счет исполнения обязанности по уплате земельного налога.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции, указывают на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права, в силу чего, являются основаниями, установленными статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены принятого судом первой инстанции решения.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2012 по делу N А27-10424/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Л.Е.ХОДЫРЕВА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А27-10424/2011
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А27-10424/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.А. Журавлевой
судей: Л.Е. Ходыревой, С.Н. Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.
при участии: согласно протоколу
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2012 по делу N А27-10424/2011 (судья П.Л. Кузнецов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" (ОГРН 1024200698653, ИНН 4205007950) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 10.06.2011 года N 34774 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 34 533 783 рублей, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 1 859 903,60 рублей, предложения уплатить пени в сумме 1 859 903,37 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2012 г. требования заявителя удовлетворены.
Решение инспекции признано недействительным в части предложения уплатить недоимку по налогу на землю в сумме 30 665 755,90 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 5 119 698,20 руб., а также уплатить пени в сумме 1734472,74 руб. (с учетом переплаты).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального законодательства.
В обоснование жалобы приводит доводы об определении налоговой базы по налогу на землю на основании данных государственного кадастра недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, что соответствует требованиям закона; решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2012 года по делу N А27-13668/2012 не устанавливает иную кадастровую стоимость в спорный налоговый период; зачет переплаты не мог быть произведен на стадии принятия решения налогового органа.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители налогового органа доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представители Общества высказали возражения против доводов апелляционной жалобы, указав на обоснованность судебного акта.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2012 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
ООО ПО "Химпром" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровым номером 42:24:0101018:165, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: другие промышленные объекты (промплощадка), общей площадью 307272 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, д. 40 (право собственности с 24.03.2010 года); с кадастровым номером 42:24:0101018:295, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием насосной станции, шламонакопителями, общей площадью 138211 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35/4 (право собственности с 25.01.2010 года), а также на праве общей долевой собственности (9969/10000) земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленным предприятием по производству жидкого хлора, окисей и их соединений, минеральных солей, тепловой энергии (котельная на природном и коксовом газе), общей площадью 470675 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, д. 35 (право собственности с 22.01.2010 года).
11.04.2011 г. ООО ПО "Химпром" представил в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, где отразило к уплате в бюджет земельный налог в сумме 1 356 600, 00 руб., исчисленный из налогооблагаемой базы - кадастровой стоимости земельных участков в сумме 5 528 440 руб., 18 827 000 руб., 12 290 889 руб.
Однако при проведении камеральной налоговой проверки данной декларации налоговым органом выявлено, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, согласно сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости, составляет соответственно 523 362 212 руб., 1 782 300 316 руб., 1 354 875 939 руб., земельный налог - 34 533 783 руб. (за 1,2 кв. частично, 3, 4 кв. 2010 г.), в связи с чем было принято оспариваемое решение.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области N 513 от 26.07.2011 апелляционная жалоба на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с ненормативным правовым актом ИФНС России по г. Кемерово ООО "ПО "Химпром" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из несоответствия кадастровой и рыночной стоимости земельных участков, что установлено судебными актами, сделав вывод о том, что земельный налог должен быть исчислен с суммы налоговой базы, превышающей кадастровую стоимость, установленную решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2012 г. по делу N А27-13668/2012, а недоимка определена с учетом имеющейся переплаты.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, и статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В статье 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
На основании пункта 12 статьи 396 НК РФ, действовавшего в спорный период, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно представленной налоговому органу информации, кадастровая стоимость спорных земельных участков 05.02.2009 г. утверждена актом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области.
Таким образом, исчисление земельного налога за 2010 год должно было производиться заявителем с применением указанной кадастровой стоимости.
Довод подателя жалобы о необходимости применения в целях исчисления земельного налога за 2009 год кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере его рыночной стоимости, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, он дополнен главой "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В указанном Постановлении также обозначено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.08.2012 г. по делу N А27-13668/12 установлена кадастровая стоимость земельных участков:
- - с кадастровым номером 42:24:0101018:165 площадью 307 272 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 40, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.02.2009 в размере 339 958 607 руб.;
- - с кадастровым номером 42:24:0101018:294 площадью 470 675 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.02.2009 в размере 520 743 893 руб.;
- - с кадастровым номером 42:24:0101018:295 площадью 138 211 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35/4, равной его рыночной стоимости по состоянию на 05.02.2009 в размере 152 913 442 руб.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012, заявленные требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной стоимости этих участков по состоянию на 05.02.2009. В части требования об установлении такой стоимости с 05.02.2009 отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 судебные акты отменены в части удовлетворения требований с указанием на дату, по состоянию на которую определена рыночная стоимость спорных земельных участков. В этой части суд кассационной инстанции принял новое решение об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2013 г. отказано в передаче дела N А27-13668/12 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора указанных судебных актов.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае в судебном порядке установлена рыночной стоимость земельных участков, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и, соответственно, использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 также указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, из которого суды исходили при рассмотрении спора, сформулировано, что правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимость в качестве новой кадастровой стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Из названных позиций не следует, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с более раннего момента.
Таким образом, установленная решением суда по делу N А27-13668/12 рыночная стоимость спорных земельных участков будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
Налоговая база по земельному налогу в оспариваемом решении налогового органа определена на основании сведений государственного земельного кадастра, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для исчисления земельного налога, исходя из рыночной стоимости.
Следовательно, выводы суда первой инстанции в указанной части основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Доводы апеллянта о необходимости учета переплаты при принятии налоговым органом решения о доначислении сумм налога суд апелляционной инстанции находит подлежащими отклонению.
Согласно статье 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по тем или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При этом, налоговому органу предоставлено право самостоятельно производить зачет в предусмотренных законом случаях.
Проведение зачета до вступления решения налогового органа в законную силу не предусмотрено.
Таким образом, с учетом изложенного, исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 N 4050/12, указание в решении инспекции на предложение обществу уплатить недоимку по налогу без учета имеющейся на момент вынесения этого решения переплаты по этому налогу не является нарушением прав общества и не может служить основанием для признания решения налогового органа недействительным.
В данном случае, переплата подлежит учету налоговым органом на момент принудительного исполнения решения о привлечения к налоговой ответственности путем вынесения налоговым органом решения о зачете имеющейся переплаты в счет исполнения обязанности по уплате земельного налога.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции, указывают на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права, в силу чего, являются основаниями, установленными статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены принятого судом первой инстанции решения.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2012 по делу N А27-10424/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Л.Е.ХОДЫРЕВА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)