Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" - извещен, не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска - Сигитова Н.И., по доверенности от 01.07.2012 года;
- от Правительства Ульяновской области - извещен, не явился;
- от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ульяновской области 14 октября 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 3 июля 2013 года по делу N А72-280/2013 (судья Пиотровская Ю.Г.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" (ОГРН 1037300988581, ИНН 7325041813) г. Ульяновск,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица - Правительство Ульяновской области, г. Ульяновск,
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительными решения и требования,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" (далее по тексту общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска (далее по тексту налоговый орган, инспекция) N 1208 от 05.09.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Общество с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и не подлежащим исполнению требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска N 45543 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 05.02.2013 года (делу присвоен N А72-2309/2013).
Согласно положениям ст. 130 АПК РФ дела по определению суда от 04.03.2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.07.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального права, а именно: ст. 5, 390, 391 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 г. N 165-0-0, и разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, отраженных в письме от 10.03.2011 г. N 03-05-04-02/21, при решении вопроса о возможности перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды при разрешении вопроса о возможности перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления ошибок, как- технических, так и кадастровых, следует исходить из необходимости учитывать фактическую обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога.
В судебное заседание представитель Общества с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ООО "Облкоопресурс".
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска считает решение суда законны и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Облкоопресурс" до 30.09.2011 г. являлся правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами:73:24:010601:55 с актуальной кадастровой стоимостью земельною участка 72 471 201 руб., 73:24:010601:56, с актуальной кадастровой стоимостью земельного участка 47 535 578 руб. Также в соответствии с представленными Управлением Росреестра по Ульяновской области сведениями ООО "Облкоопресурс" по настоящее время является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 73:24:010601:7, с актуальной кадастровой стоимостью земельного участка 17 991 664 руб.
Обществом 25.01.2012 г. представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г. В соответствии с данной декларацией, общая сумма земельного налога за 2011 г. к уплате в бюджет составила 1 619 951 руб.
В порядке статьи 81 НК РФ налогоплательщиком была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., на основании которой налогоплательщиком заявлена к уменьшению подлежащая уплате за 2011 г. сумма земельного налога в размере 399 823 руб.
Данное уменьшение суммы земельного налога произошло вследствие применения налогоплательщиком пониженной кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области".
В результате проведенной камеральной проверки уточненной налоговой декларации, Инспекцией установлено необоснованное применение налогоплательщиком в отношении принадлежащих ему земельных участков кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области", и необходимость применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 73:24:010601:55, 73:24:010601:56, 73:24:010601:7 постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области".
Налоговый орган принял на основании акта камеральной налоговой проверки N 1183 от 03.08.2012 оспариваемое решение N 1208 от 05.09.2012, в котором начислил обществу земельный налог в размере 399 823 руб. и предложил внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ульяновской области.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган решением от 11.10.2012 N 16-15-11/12575 оставил решение от 05.09.2012 N 1208 без изменения, жалобу общества без удовлетворения.
Также общество, полагая, что у него, в связи с подачей уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год имеется переплата по земельному в размере 399 823 руб., задекларированный за 2012 год земельный налог в размере 199 679 руб. не уплатило.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование N 45543 по состоянию на 05.02.2013 об уплате земельного налога за 2012 год в размере 199 679 руб., и пени в размере 7 737, 18 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанных решения и требования налогового органа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Ульяновской области.
Обществу в 2011 году принадлежали земельные участки, с кадастровыми номерами 73:24:010601:55, 73:24:010601:56, 73:24:010601:7. Первоначально заявленная к уплате сумма земельного налога за 2011 год по указанным участкам составила 1 619 951 руб., исчислена из кадастровой стоимости земельных участков 72 471 201 руб., 47 535 578 руб. и 17 991 664 руб. соответственно, с учетом постановления Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008.
В уточненной налоговой декларации обществом уменьшен к уплате налог по указанным земельным участкам на 399 823 руб., их кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением Правительства N 21-П от 18.01.2012.
Постановлением Правительства N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011.
Пунктом 2 названного постановления, постановление Правительства N 508-П признано утратившим силу.
Судом первой инстанции правильно учтено, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" вступает в силу в порядке, определенном ст. 5 Кодекса, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Постановление от 18.01.2012 N 21-П было опубликовано 27.01.2012, соответственно для целей налогообложения оно действует с 01.01.2013 года.
Судом также правомерно сделана ссылка на то, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства N 21-П об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2013, то есть с начала нового налогового периода.
При этом, указание даты - 01.01.2011 в постановлении N 21-П определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период) на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков состоящих на кадастровом учете с 01.01.2011 г. Данное указание не означает придание постановлению N 21 -П обратной силы и распространение его на налоговые правоотношения с указанной даты.
В отсутствие конкретного указания на то, что данное постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011, и имеет обратную силу, действие акта не может распространяться на налоговые правоотношения до 01.01.2013.
Правительство Ульяновской области в пояснениях, представленных суду, указало на то, что постановление N 21 -П не распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011, и не предусматривает обратную силу акта.
На период 2011 год действовало постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П, соответственно, должна применяться кадастровая оценка, утвержденная данным постановлением.
При принятии данного решения судом первой инстанции учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2647/11 от 26.07.2011.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что в уточненной налоговой декларации налогоплательщиком неверно исчислен земельный налог, и ее подача не привела к образованию переплаты по налогу за 2011 года, в связи с чем, заявитель не мог рассчитывать на наличие переплаты при уплате земельного налога за 2012 год и что требование налогового органа N 45543 по состоянию на 05.02.2013 об уплате земельного налога за 2012 год в размере 199 679 руб., и пени в размере 7 737, 18 руб., выставленное без учета переплаты на которую указывает налогоплательщик, законно и обоснованно.
Судом также верно отмечено в решении, что налогоплательщики в соответствии со статьями 23, 390, 391 НК РФ обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам, а не зависеть от ошибок при определении его элементов.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым указать на следующее.
Одновременно с этим, в той части, в которой Постановление N 21-П от 18.01.2012 г. во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, данное Постановление действует во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах РФ, т.е. в рассматриваемом случае в силу ст. 5 НК РФ - с 01.01.2013 г. Соответственно, для целей налогообложения оно действует с 01.01.2013 года, данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановлением Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от 14.06.2013 дело N А72-12116/2012).
Постановление Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 г. не содержит положений, прямо указывающих на применение обратной силы закона. По существу пункт 1 данного постановления содержит указание на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Ульяновской области, утверждены по состоянию на 01 января 2011 г.
В отсутствие конкретного указания на то, что данное постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011 и имеет обратную силу действия акта, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Следовательно, вывод налогоплательщика о наличии у него обязанности по применению Постановления N 21-П от 18.01.2012 г. в целях исчисления земельного налога за 2011 г. основано на ошибочном понимании ст. 5 НК РФ, поскольку единственным условием для распространения действия нормативного акта о налогах и сборах на ранее возникшие правоотношения является прямое указание на то законодателя, с указанием пределов такого распространения. Поскольку Постановление Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 г. такого условия не содержит, налогоплательщик был не вправе применять в целях исчисления и уплаты земельного налога за 2011 г. кадастровую стоимость, определенную данным Постановлением.
Согласно дополнению к отзыву Филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Ульяновской области (N 988 от 18.04.2013) на исковое заявление ООО "Облкоопресурс" при выдаче сведений представителю истца по земельным участкам 73:24:010601:55, 73:24:010601:56 на основании запроса от апреля 2012 была допущена ошибка и предоставлена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П, в то время как в соответствии с разъяснениями Управления Росреестра Ульяновской области должна была быть предоставлена кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008 г.
Таким образом, кадастровая стоимость спорных земельных участков изменилась не в результате исправления ошибок, как технических, так и кадастровых Филиалом ФГБУ "ФПК Росреестра" по Ульяновской области, а в результате применения данным органом Постановления Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008 г., которое действовало на 01.01.2011.
Инспекцией был сделан запрос в Филиал ФГБУ "ФПК Росреестра" по Ульяновской области о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков (дата запроса 27.03.2013) с кадастровыми номерами 73:24:010601:55, 73:24:010601:56, 73:24:010601:7 на 01.01.2011. Согласно ответу Филиал ФГБУ "ФПК Росреестра" по Ульяновской области на 01.01.2011 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 73:24:010601:55 составила 772 471 201 руб., 73:24:010601:56-47 535 578 руб., 73:24:010601:7-17 991 664 руб.
Данные документы подтверждают доводы Инспекции о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:010601:55, 73:24:010601:56, 73:24:010601:7 на 01.01.2011.
Приведенная подателем жалобы судебная практика Постановление ФАС Поволжского округа от 11.02.2013 г. по делу А55-2286/2011 не относится к обстоятельствам рассматриваемого дела.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Обществом с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 3 июля 2013 года по делу N А72-280/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2013 ПО ДЕЛУ N А72-280/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. по делу N А72-280/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" - извещен, не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска - Сигитова Н.И., по доверенности от 01.07.2012 года;
- от Правительства Ульяновской области - извещен, не явился;
- от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ульяновской области 14 октября 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 3 июля 2013 года по делу N А72-280/2013 (судья Пиотровская Ю.Г.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" (ОГРН 1037300988581, ИНН 7325041813) г. Ульяновск,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица - Правительство Ульяновской области, г. Ульяновск,
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительными решения и требования,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" (далее по тексту общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска (далее по тексту налоговый орган, инспекция) N 1208 от 05.09.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Общество с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и не подлежащим исполнению требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска N 45543 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 05.02.2013 года (делу присвоен N А72-2309/2013).
Согласно положениям ст. 130 АПК РФ дела по определению суда от 04.03.2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.07.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального права, а именно: ст. 5, 390, 391 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 г. N 165-0-0, и разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, отраженных в письме от 10.03.2011 г. N 03-05-04-02/21, при решении вопроса о возможности перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды при разрешении вопроса о возможности перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления ошибок, как- технических, так и кадастровых, следует исходить из необходимости учитывать фактическую обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога.
В судебное заседание представитель Общества с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ООО "Облкоопресурс".
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска считает решение суда законны и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Облкоопресурс" до 30.09.2011 г. являлся правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами:73:24:010601:55 с актуальной кадастровой стоимостью земельною участка 72 471 201 руб., 73:24:010601:56, с актуальной кадастровой стоимостью земельного участка 47 535 578 руб. Также в соответствии с представленными Управлением Росреестра по Ульяновской области сведениями ООО "Облкоопресурс" по настоящее время является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 73:24:010601:7, с актуальной кадастровой стоимостью земельного участка 17 991 664 руб.
Обществом 25.01.2012 г. представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г. В соответствии с данной декларацией, общая сумма земельного налога за 2011 г. к уплате в бюджет составила 1 619 951 руб.
В порядке статьи 81 НК РФ налогоплательщиком была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., на основании которой налогоплательщиком заявлена к уменьшению подлежащая уплате за 2011 г. сумма земельного налога в размере 399 823 руб.
Данное уменьшение суммы земельного налога произошло вследствие применения налогоплательщиком пониженной кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области".
В результате проведенной камеральной проверки уточненной налоговой декларации, Инспекцией установлено необоснованное применение налогоплательщиком в отношении принадлежащих ему земельных участков кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области", и необходимость применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 73:24:010601:55, 73:24:010601:56, 73:24:010601:7 постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области".
Налоговый орган принял на основании акта камеральной налоговой проверки N 1183 от 03.08.2012 оспариваемое решение N 1208 от 05.09.2012, в котором начислил обществу земельный налог в размере 399 823 руб. и предложил внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ульяновской области.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган решением от 11.10.2012 N 16-15-11/12575 оставил решение от 05.09.2012 N 1208 без изменения, жалобу общества без удовлетворения.
Также общество, полагая, что у него, в связи с подачей уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год имеется переплата по земельному в размере 399 823 руб., задекларированный за 2012 год земельный налог в размере 199 679 руб. не уплатило.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование N 45543 по состоянию на 05.02.2013 об уплате земельного налога за 2012 год в размере 199 679 руб., и пени в размере 7 737, 18 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанных решения и требования налогового органа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Ульяновской области.
Обществу в 2011 году принадлежали земельные участки, с кадастровыми номерами 73:24:010601:55, 73:24:010601:56, 73:24:010601:7. Первоначально заявленная к уплате сумма земельного налога за 2011 год по указанным участкам составила 1 619 951 руб., исчислена из кадастровой стоимости земельных участков 72 471 201 руб., 47 535 578 руб. и 17 991 664 руб. соответственно, с учетом постановления Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008.
В уточненной налоговой декларации обществом уменьшен к уплате налог по указанным земельным участкам на 399 823 руб., их кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением Правительства N 21-П от 18.01.2012.
Постановлением Правительства N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011.
Пунктом 2 названного постановления, постановление Правительства N 508-П признано утратившим силу.
Судом первой инстанции правильно учтено, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" вступает в силу в порядке, определенном ст. 5 Кодекса, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Постановление от 18.01.2012 N 21-П было опубликовано 27.01.2012, соответственно для целей налогообложения оно действует с 01.01.2013 года.
Судом также правомерно сделана ссылка на то, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства N 21-П об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2013, то есть с начала нового налогового периода.
При этом, указание даты - 01.01.2011 в постановлении N 21-П определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период) на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков состоящих на кадастровом учете с 01.01.2011 г. Данное указание не означает придание постановлению N 21 -П обратной силы и распространение его на налоговые правоотношения с указанной даты.
В отсутствие конкретного указания на то, что данное постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011, и имеет обратную силу, действие акта не может распространяться на налоговые правоотношения до 01.01.2013.
Правительство Ульяновской области в пояснениях, представленных суду, указало на то, что постановление N 21 -П не распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011, и не предусматривает обратную силу акта.
На период 2011 год действовало постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П, соответственно, должна применяться кадастровая оценка, утвержденная данным постановлением.
При принятии данного решения судом первой инстанции учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2647/11 от 26.07.2011.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что в уточненной налоговой декларации налогоплательщиком неверно исчислен земельный налог, и ее подача не привела к образованию переплаты по налогу за 2011 года, в связи с чем, заявитель не мог рассчитывать на наличие переплаты при уплате земельного налога за 2012 год и что требование налогового органа N 45543 по состоянию на 05.02.2013 об уплате земельного налога за 2012 год в размере 199 679 руб., и пени в размере 7 737, 18 руб., выставленное без учета переплаты на которую указывает налогоплательщик, законно и обоснованно.
Судом также верно отмечено в решении, что налогоплательщики в соответствии со статьями 23, 390, 391 НК РФ обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам, а не зависеть от ошибок при определении его элементов.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым указать на следующее.
Одновременно с этим, в той части, в которой Постановление N 21-П от 18.01.2012 г. во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, данное Постановление действует во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах РФ, т.е. в рассматриваемом случае в силу ст. 5 НК РФ - с 01.01.2013 г. Соответственно, для целей налогообложения оно действует с 01.01.2013 года, данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановлением Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от 14.06.2013 дело N А72-12116/2012).
Постановление Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 г. не содержит положений, прямо указывающих на применение обратной силы закона. По существу пункт 1 данного постановления содержит указание на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Ульяновской области, утверждены по состоянию на 01 января 2011 г.
В отсутствие конкретного указания на то, что данное постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011 и имеет обратную силу действия акта, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Следовательно, вывод налогоплательщика о наличии у него обязанности по применению Постановления N 21-П от 18.01.2012 г. в целях исчисления земельного налога за 2011 г. основано на ошибочном понимании ст. 5 НК РФ, поскольку единственным условием для распространения действия нормативного акта о налогах и сборах на ранее возникшие правоотношения является прямое указание на то законодателя, с указанием пределов такого распространения. Поскольку Постановление Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 г. такого условия не содержит, налогоплательщик был не вправе применять в целях исчисления и уплаты земельного налога за 2011 г. кадастровую стоимость, определенную данным Постановлением.
Согласно дополнению к отзыву Филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Ульяновской области (N 988 от 18.04.2013) на исковое заявление ООО "Облкоопресурс" при выдаче сведений представителю истца по земельным участкам 73:24:010601:55, 73:24:010601:56 на основании запроса от апреля 2012 была допущена ошибка и предоставлена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 г. N 21-П, в то время как в соответствии с разъяснениями Управления Росреестра Ульяновской области должна была быть предоставлена кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008 г.
Таким образом, кадастровая стоимость спорных земельных участков изменилась не в результате исправления ошибок, как технических, так и кадастровых Филиалом ФГБУ "ФПК Росреестра" по Ульяновской области, а в результате применения данным органом Постановления Правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008 г., которое действовало на 01.01.2011.
Инспекцией был сделан запрос в Филиал ФГБУ "ФПК Росреестра" по Ульяновской области о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков (дата запроса 27.03.2013) с кадастровыми номерами 73:24:010601:55, 73:24:010601:56, 73:24:010601:7 на 01.01.2011. Согласно ответу Филиал ФГБУ "ФПК Росреестра" по Ульяновской области на 01.01.2011 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 73:24:010601:55 составила 772 471 201 руб., 73:24:010601:56-47 535 578 руб., 73:24:010601:7-17 991 664 руб.
Данные документы подтверждают доводы Инспекции о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:010601:55, 73:24:010601:56, 73:24:010601:7 на 01.01.2011.
Приведенная подателем жалобы судебная практика Постановление ФАС Поволжского округа от 11.02.2013 г. по делу А55-2286/2011 не относится к обстоятельствам рассматриваемого дела.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Обществом с ограниченной ответственностью "Облкоопресурс" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 3 июля 2013 года по делу N А72-280/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)