Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 30.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10056/2015

Требование: Об определении выкупной цены земельного участка.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец указывает, что в договоре цена земельного участка должна быть определена с учетом кадастровой стоимости земельного участка и соответствующих расчетных коэффициентов, действовавших во время льготного периода выкупа земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу N 33-10056/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю. Фроловой Т.Е.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об определении выкупной цены земельного участка,
по апелляционной жалобе А.А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
установила:

А.А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗР) о возложении на УЗР обязанности при исполнении вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Уфы РБ от дата, при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли под объектами торговли, площадью... кв. м, расположенного по адресу: адрес, определить цену данного земельного участка в сумме... руб.... коп.
Заявленные требования мотивированы тем, что дата истец по договору купли-продажи приобрел в собственность нежилое здание, используемое под продовольственный магазин, расположенное по адресу: адрес, возведенное на земельном участке площадью... кв. м с кадастровым номером N..., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под объектами торговли.
Дата им в Администрацию города было подано заявление о приобретении в собственность вышеуказанного земельного участка путем выкупа, в чем письмом УЗР от дата N... отказано.
Отказ органа местного самоуправления в выкупе истцом земельного участка, расположенного под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости, обжалован в суд, и решением Советского районного суда г. Уфы РБ от дата на УЗР возложена обязанность по предоставлению истцу в собственность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N... площадью... кв. м путем выкупа.
Дата УЗР, исполняя решение суда, представило проект договора купли-продажи земельного участка, согласно которому цена земельного участка определена в размере... руб.... коп., исходя из кадастровой стоимости земельного участка на момент составления проекта договора.
Истцом в УЗР внесено предложение о приведении цены земельного участка в соответствии с ценами, имевшимися в период до дата, то есть на период возможного льготного выкупа земельного участка. Также предлагался вариант определить цену земельного участка в соответствии с ценами, имевшимися в период льготного выкупа земельных участков с дата до дата, введенного Федеральным законом от 12 декабря 2011 года N 427-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации...".
Однако УЗР письмом от дата исх. N... ответило отказом, заявив о намерении оставить пункт договора, касающийся цены земельного участка, без изменений.
Указанное решение Управления об оставлении редакции договора в части, касающейся стоимости предоставляемого в собственность за плату земельного участка в ценах, действующих в настоящее время, является незаконным и необоснованным, нарушает законные права и интересы, что, по мнению истца, подтверждается письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ от дата N... "О рассмотрении обращения по вопросу льготного выкупа земельных участков...", согласно которому, лица, подавшие заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, имеют право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
В связи с изложенным А.А.А. полагает, что в договоре цена земельного участка должна быть определена с учетом кадастровой стоимости земельного участка, и соответствующих расчетных коэффициентов, действовавших во время действия льготного периода выкупа земельных участков, то есть с дата по дата.
Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ N 137 от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса РФ", до 01 июля 2012 года лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами РФ, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Для установления субъектами РФ цены земельного участка применяется минимальный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 25.6 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", до 01 июля 2012 года лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают земельные участки в г. Уфа по цене - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
На основании решения Совета городского округа адрес РБ от дата N... "О внесении изменений в решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N... "Об установлении земельного налога" - ставка земельного налога на момент подачи истцом заявления о предоставлении ему земельного участка в собственность за плату до дата составляла - ...%.
С учетом изложенного, стоимость земельного участка в договоре купли-продажи должна составлять... руб.... коп., из расчета: ... руб.... коп. (кадастровая стоимость земельного участка) x ...% (процент, определяющий ставку земельного налога) = ... руб.... коп. (ставка земельного налога на земельный участок) x ... (кратность ставки земельного налога) = ... руб.... коп.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года постановлено:
в удовлетворении исковых требований А.А.А. к Администрации городского округа город Уфа, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа об обязании определения цены земельного участка по договору купли-продажи с учетом кадастровой стоимости земельного участка и соответствующих расчетных коэффициентов, действовавших во время действия льготного периода выкупа земельных участков, в сумме... рублей отказать.
В апелляционной жалобе А.А.А. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указано на неправильное применение судом норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, приведенных истцом в заявленном иске. Также при принятии решения судом не учтено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от дата по делу N..., где, отменяя решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от дата, судебная коллегия указала, что поскольку А.А.А. заявление о приобретении земельного участка за плату с приложением всех необходимых документов подано дата, то он имеет право на приобретение испрашиваемого земельного участка по цене, действующей на момент подачи заявления, согласно кадастровой стоимости земельного участка. В указанный период действовал льготной порядок определения цены выкупа земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель А.А.А. - Ф.Н.П. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчики - представители Администрации города и УЗР в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Советского районного суда г. Уфы РБ от дата, вступившим в законную силу дата (л.д. 15 - 16), удовлетворены исковые требования А.А.А., признан незаконным отказ УЗР в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером N... в собственность. На Администрацию города возложена обязанность предоставить А.А.А. указанный земельный участок путем заключения договора купли-продажи.
Как следует из указанного судебного постановления, которым установлены обстоятельства в силу ст. 61 ГПК РФ не подлежащие установлению и доказыванию, поскольку спор был рассмотрен между теми же сторонами, истец владеет на праве собственности объектом недвижимости по адресу: адрес, рядом с домом N..., который расположен на земельном участке с кадастровым номером N..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли под объектами торговли, площадью... кв. м. Учитывая, что у истца возникло правомерно право на приобретение в собственность спорного земельного участка для обслуживания объекта недвижимости путем заключения соответствующего договора купли-продажи, требования истца признаны судом законными.
Во исполнение судебного постановления, УЗР представило истцу проект договора о предоставлении земельного участка в собственность за плату, в пункте 2.1 цена которого определена в соответствии с п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и составляет... руб.... коп.
Выражая несогласие с указанной ценой предмета договора купли-продажи, дата А.А.А. обратился к УЗР с просьбой об установлении льготной цены, действовавшей на момент подачи заявления.
Письмом N... от дата в удовлетворении просьбы истца отказано, со ссылкой на то, что в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. С дата постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N... приняты новые удельные показатели кадастровой стоимости. Учитывая изложенное, УЗР подготовленный проект договора о предоставлении земельного участка в собственность за плату, оставило без изменения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований А.А.А., суд первой инстанции согласился с доводами Администрации города, не оспаривавшей расчет цены испрашиваемого земельного участка, и исходил из того, что право А.А.А. на выкуп земельного участка возникло не с момент его первоначального обращения, а с момента вступления решения Советского районного суда адрес РБ от дата в законную силу. Применение при расчете цены выкупа земельного участка кадастровой стоимости, определенной истцом в период с дата до дата, будет неправомерным, в частности, с учетом того обстоятельства, что кадастровая стоимость в принятом решении определена на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от дата N..., которое вступило в силу дата, то есть после обращения истца в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Из содержания предъявленного А.А.А. иска, его обоснования, а также установленных по делу обстоятельств, следует, что спор связан с разрешением разногласий при заключении договора купли-продажи в части цены земельного участка, так как в процессе исполнения вышеуказанного решения Советского районного суда г. Уфы РБ от дата ответчиком истцу был передан проект договора купли-продажи земельного участка, в котором указана цена земельного участка в размере... руб.... коп., согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата.
При рассмотрении Советским районным судом г. Уфы РБ дела, по результатам которого принято вышеуказанное решение от дата вопрос цены испрашиваемого земельного участка не являлся предметом обсуждения, что явилось основанием для обращения А.А.А. с настоящим иском в суд.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса (здесь и далее в редакции Земельного кодекса, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования ими.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, устанавливающих обязанность органа местного самоуправления принять в месячный срок решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, и в месячный срок со дня принятия указанного решения подготовить проект договора и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора, которая, как установлено вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Уфы РБ от дата, незаконно не была исполнена ответчиками, чем нарушено право истца на получение испрашиваемого земельного участка в собственность за плату, учитывая, что заявление о приобретении земельного участка в собственность А.А.А. со всеми требуемыми законом документами подано дата, то есть до дата, требования истца о приобретении в собственность спорного земельного участка по льготной цене, является обоснованным, а выводы суда о праве истца на приобретение испрашиваемого земельного участка по цене, действующей на день принятия Советским районным судом г. Уфы РБ решения от дата о незаконности отказа органа местного самоуправления в предоставлении истцу земельного участка и обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, не основан на законе.
С учетом своевременного обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка, применение к спорным правоотношениям кадастровой стоимости земельного участка, которая была утверждена позднее возникновения у ответчика обязанности по принятию решения о предоставлении участка в собственность, нарушает права истца, гарантируемые ему ст. 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 25.6 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 г. N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
С целью избежания подобных ситуаций департамент недвижимости Минэкономразвития России в Письме Минэкономразвития России от дата N..., разъяснил, что лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
В таких случаях необходимо обеспечить гарантии прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участок, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия уполномоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи в установленном законом порядке.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 2 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До дата лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Статьей 25.6 Закона Республики Башкортостан от 06 февраля 2008 года N 525-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что до 1 июля 2012 года в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков на территории Республики Башкортостан их цена устанавливается равной двум с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка.
До дата лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в городе Уфе - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
Таким образом, цена выкупа определяется 17-кратным увеличением ставки земельного налога ...%, что составляет ...% от кадастровой стоимости.
Следовательно, стоимость выкупа земельного участка с кадастровым номером N... составляет: ... x ...% = ... руб.... коп. Каких-либо возражений относительно правильности расчета, в том числе представленного истцом, ответчики суду не представили. дата судебной коллегией было отложено рассмотрения настоящего дела и представителю Администрации города предложено представить свой расчет цены земельного участка, чем сторона ответчиков не воспользовалась.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от дата, как принятого с нарушением и неправильным применением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований А.А.А.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования А.А.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об определении цены земельного участка удовлетворить.
Обязать Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан при заключении с А.А.А. договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под объектами торговли, площадью... кв. м, расположенного по адресу: адрес, определить цену земельного участка в сумме... руб.... коп.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
Т.Е.ФРОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)