Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Калининой Л.А. и Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Научно-промышленного и торгово-инвестиционного Российского открытого акционерного общества "Москва Златоглавая" на решение Московского городского суда от 5 сентября 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления Научно-промышленного и торгово-инвестиционного Российского открытого акционерного общества "Москва Златоглавая" о признании недействующим приложения к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2013 года N 907-ПП) в части включения в строку 349 здания с кадастровым номером 77:01:0003025:1076, расположенного по адресу: г. Москва, Переведеновский переулок, дом 17, строение 1, код классификатора адресов Российской Федерации 7700000000022440011.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., представителей РОАО "Москва Златоглавая" Чистякова П.И. и Ларченкова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Апрелова С.А. и Семенова П.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - постановление) (в редакции от 26 декабря 2013 года N 907-ПП) определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
РОАО "Москва Златоглавая", являясь собственником помещений общей площадью 9402,9 кв. м обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с 1 января 2014 года приложения к постановлению в части включения в строку перечня 349 здания с кадастровым номером 77:01:0003025:1076, расположенного по адресу: г. Москва, Переведеновский переулок, дом 17, строение 1, в обоснование указав на то, что здание с кадастровым номером 77:01:0003025:1076 не обладает признаками объекта налогообложения, определенными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный участок, на котором оно находится, расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства производственного назначения, включение названного здания в перечень нарушает права и законные интересы РОАО "Москва Златоглавая" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на заявителя обязанность по уплате налога на имущество, используемое под складские цели, в завышенном размере, установленном для административно-деловых центров.
Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Московского городского суда от 5 сентября 2014 года в удовлетворении заявления РОАО "Москва Златоглавая" отказано.
В апелляционной жалобе РОАО "Москва Златоглавая" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Прокуратурой г. Москвы принесены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Между тем по настоящему делу обстоятельств, при наличии которых нормативный правовой акт в оспариваемой части может быть признан недействующим, не имеется.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
В отношении отдельных объектов налоговая база недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В силу пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как указано в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:01:0003025:30 площадью 2416 кв. м, имеющий адресный ориентир: г. Москва, Переведеновский переулок, дом 17, строение 1, занятый четырехэтажным капитальным зданием, в котором расположены принадлежащие РОАО "Москва Златоглавая" помещения, предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора без права возведения каких-либо временных и капитальных зданий и сооружений; указанное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "эксплуатация части здания под административные цели", что позволяет размещать на таких земельных участках офисные здания делового, административного и коммерческого назначения.
Обращает на себя внимание и тот факт, что РОАО "Москва Златоглавая" не ставило перед соответствующими органами вопрос об изменении вида разрешенного использования.
При таких обстоятельствах суд справедливо посчитал не противоречащим федеральному законодательству включение в строку перечня 349 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003025:1076, расположенного по адресу: г. Москва, Переведеновский переулок, дом 17, строение 1.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, влекущих безусловную отмену решения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 5 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Научно-промышленного и торгово-инвестиционного Российского открытого акционерного общества "Москва Златоглавая" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.12.2014 N 5-АПГ14-56
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. N 5-АПГ14-56
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Калининой Л.А. и Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Научно-промышленного и торгово-инвестиционного Российского открытого акционерного общества "Москва Златоглавая" на решение Московского городского суда от 5 сентября 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления Научно-промышленного и торгово-инвестиционного Российского открытого акционерного общества "Москва Златоглавая" о признании недействующим приложения к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2013 года N 907-ПП) в части включения в строку 349 здания с кадастровым номером 77:01:0003025:1076, расположенного по адресу: г. Москва, Переведеновский переулок, дом 17, строение 1, код классификатора адресов Российской Федерации 7700000000022440011.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., представителей РОАО "Москва Златоглавая" Чистякова П.И. и Ларченкова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Апрелова С.А. и Семенова П.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - постановление) (в редакции от 26 декабря 2013 года N 907-ПП) определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
РОАО "Москва Златоглавая", являясь собственником помещений общей площадью 9402,9 кв. м обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с 1 января 2014 года приложения к постановлению в части включения в строку перечня 349 здания с кадастровым номером 77:01:0003025:1076, расположенного по адресу: г. Москва, Переведеновский переулок, дом 17, строение 1, в обоснование указав на то, что здание с кадастровым номером 77:01:0003025:1076 не обладает признаками объекта налогообложения, определенными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный участок, на котором оно находится, расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства производственного назначения, включение названного здания в перечень нарушает права и законные интересы РОАО "Москва Златоглавая" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на заявителя обязанность по уплате налога на имущество, используемое под складские цели, в завышенном размере, установленном для административно-деловых центров.
Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Московского городского суда от 5 сентября 2014 года в удовлетворении заявления РОАО "Москва Златоглавая" отказано.
В апелляционной жалобе РОАО "Москва Златоглавая" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Прокуратурой г. Москвы принесены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Между тем по настоящему делу обстоятельств, при наличии которых нормативный правовой акт в оспариваемой части может быть признан недействующим, не имеется.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
В отношении отдельных объектов налоговая база недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В силу пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как указано в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:01:0003025:30 площадью 2416 кв. м, имеющий адресный ориентир: г. Москва, Переведеновский переулок, дом 17, строение 1, занятый четырехэтажным капитальным зданием, в котором расположены принадлежащие РОАО "Москва Златоглавая" помещения, предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора без права возведения каких-либо временных и капитальных зданий и сооружений; указанное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "эксплуатация части здания под административные цели", что позволяет размещать на таких земельных участках офисные здания делового, административного и коммерческого назначения.
Обращает на себя внимание и тот факт, что РОАО "Москва Златоглавая" не ставило перед соответствующими органами вопрос об изменении вида разрешенного использования.
При таких обстоятельствах суд справедливо посчитал не противоречащим федеральному законодательству включение в строку перечня 349 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0003025:1076, расположенного по адресу: г. Москва, Переведеновский переулок, дом 17, строение 1.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, влекущих безусловную отмену решения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 5 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Научно-промышленного и торгово-инвестиционного Российского открытого акционерного общества "Москва Златоглавая" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)