Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2014 ПО ДЕЛУ N А41-69327/13

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N А41-69327/13


Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Истре Московской области: Фокин А.Н. - по доверенности от 18.10.2013 г. N 03-13/1626,
от общества с ограниченной ответственностью "Дарна" (ИНН: 7722742558, ОГРН: 1117746213452): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Истре Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2014 года по делу N А41-69327/13, принятое судьей Морхатом П.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дарна" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Истре Московской области о признании недействительным решения от 14.06.2013 N 09-2202 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дарна" (далее - ООО "Дарна", налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Истре Московской области (далее - ИФНС России по г. Истре Московской области, налоговая инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 14.06.2013 N 09-2202 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (том 1, л.д. 3-12).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2014 года заявленные ООО "Дарна" требования удовлетворены (том 1, л.д. 178-181).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значении для дела, а также нарушены нормы материального права (том 2, л.д. 2-6).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя налогоплательщика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, должностными лицами ИФНС России по г. Истре Московской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО "Дарна" по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен акт N 2544 от 23 апреля 2013 года (том 1, л.д. 74-77).
Рассмотрев указанный акт, заместителем начальника ИФНС России по г. Истре Московской области было принято решение N 09-2202 от 14.06.2013 года "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в сумме 1898218 руб. 80 коп.; налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 9491094 руб. 00 коп.; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (том 1, л.д. 25-31).
Решением N 07-12/57067 от 03.10.2013 года, принятым Управлением ФНС России по Московской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение налоговой инспекции N 09-2202 от 14.06.2013 года оставлено без изменения и вступило в силу (том 1, л.д. 35-39).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Дарна" в суд с настоящим заявлением.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Часть 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Из материалов дела следует, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:08:040120:0018, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01 июля 2008 года серии 50-НВ N 587804 (том 1, л.д. 40).
Из кадастрового паспорта от 31 октября 2013 года N МО-13/ЗВ-1359508 усматривается, что вышеуказанный земельный участок расположен на территории сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для дачного строительства" (том 1, л.д. 96-98).
Ставки земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области установлены Решением совета депутатов сельского поселения Ермолинское Истринского муниципального района Московской области от 09.11.2010 N 1 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ермолинское" в зависимости от отнесения земель к той или иной категории с видом разрешенного использования, а также с учетом фактического использования земельных участков (том 1, л.д. 64-66).
Согласно пункту 2.1.1 указанного Решения на территории сельского поселения установлены налоговые ставки в процентах от налоговой базы в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, находящихся на территории дачных и садоводческих объединений граждан, дачного строительства.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Решения на территории сельского поселения установлены налоговые ставки в процентах от налоговой базы в размере 0,15 процента - в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
Для прочих земель пунктом 2.3.10 Решения предусмотрено 0,7 процента.
В пп. 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Исходя из вышеназванных норм права владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятии решения которого правомерно применение иной ставки.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По смыслу названных норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель и конкретному виду использования являются данные государственного кадастрового учета.
Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
В рассматриваемом случае заявитель, полагая, что спорные земельные участки подлежат обложению по ставке 0,3% ввиду того, что они приобретены (предоставлены) для дачного строительства, должен был доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.
Исходя из названных положений подп. 8 пункта 1 статьи 1 и статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок является приобретенным (предоставленным) для дачного строительства, если согласно документам кадастрового учета, подтверждающим категорию земли и вид ее разрешенного использования, можно сделать вывод о правовом режиме земли как предназначенной для определенного способа использования. Внесение в кадастр соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории зависит от волеизъявления заявителя.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 16720/11.
Как уже было отмечено, согласно свидетельству о государственной регистрации права на спорный земельный участок, данный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - "для дачного строительства".
В материалы дела заявителем представлены договор аренды земельного участка от 29.04.2011, заключенный между ООО "Дарна" и ООО "Правда" (л.д. 16-23), письмо ООО "Правда" о выращивании на арендуемом земельном участке сельскохозяйственной продукции (л.д. 24), договор контрактации скота от 01.02.2012 N 58, заключенный между ООО "Кррос" и ООО "Правда" (л.д. 101), приемные квитанции на закупку скота, птицы и кроликов у колхозов, совхозов и других хозяйств (л.д. 102-110), товарные накладные на поставку молока от ООО "правда" (поставщик) в адрес ООО "Данон индустрия" (грузополучатель) (л.д. 11-117), соглашение о предоставлении средств бюджета Московской области для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2012 году от 24.02.2012 N 17-С/финн-И, заключенное между министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и ООО "Правдой" (л.д. 119-120), договор поставки молока от 16.12.2011 N 35/2012, заключенный между ООО "Правда" и ООО "Данон индустрия" (л.д. 121-128).
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", указано, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ), землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Как обоснованно указано судом области, применение налоговым органом при расчете земельного налога за 2009 - 2010 года ставки 0,7% незаконно, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.
Так, в соответствии с главой 7 Земельного кодекса Российской Федерации "Землеустройство и государственный земельный кадастр" отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра.
Исходя из диспозиции статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы также не уполномочены проверять условия землепользования.
Законодательством предусмотрена возможность проведения контрольных мероприятий в отношении целевого использования земельных участков.
Порядок надзора и контроля за условиями землепользования установлен статьями 71, 72 и 73 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации надзор за использование земельных участков осуществляется Федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле", контроль за выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 3 Положения о государственном земельном контроле). Кроме того, в настоящее время полномочиями по осуществлению отдельных форм земельного контроля наделены Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.
Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Таким образом, Федеральная налоговая служба России не уполномочена осуществлять контроль за землепользованием.
Утверждение налогового органа о том, что ставка земельного налога не превышающая 0,3% может применяться только организациями, выполняющими одновременно два существенных условия: земельные участки, должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения; земельные участки должны использоваться для сельскохозяйственного производства (то есть в соответствии с целевым назначением) противоречит буквальному смыслу пп. 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данной нормой установлено: ставка, не превышающая 0,3% применяется в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Данная правовая позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 января 2013 года по делу N А41-22248/12.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно принял во внимание то обстоятельство, что ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от назначения земельных участков (объекта налогообложения в соответствии с его назначением), а не от вида деятельности собственника участка.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.02.2010 N КА-А41/553-10, от 17.02.2010 N КА-А41/556-10, от 23.03.2011 N КА-А41/958-11, от 11.02.2013 по делу N А41-21890/12.
Правовой режим земельного участка не зависит от статуса его собственника и определяется содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования.
Указанная правовая позиция сформирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 16720/11, постановлении ФАС МО от 05.02.2014 по делу N А41-21890/12.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение налогового органа от 14.06.2013 N 09-2202 (в части, оставленной в силе УФНС по Московской области) не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2014 года по делу N А41-69327/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)